Исследования метана в Арктике продолжатся в следующем году

Учёные также планируют составить первую в мире 3D-карту, где будут отражены расположение и глубина массированных выбросов

О науке и культуре
2 декабря, 2020 | 09:10

Исследования метана в Арктике продолжатся в следующем году
Фото: Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН

Группа исследователей, которые отправлялись в экспедицию по арктическим морям России на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» в 2020 году, планирует в следующем году продолжить исследования обнаруженных там выбросов метана, происходящих из-за таяния вечной мерзлоты. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на завлабораторией арктических исследований Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения РАН Игоря Семилетова.

Международная экспедиция на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» проходила с 27 сентября по 4 ноября в морях Восточной Арктики и Карском море. В ходе экспедиции российские учёные обнаружили мощные выходы метана (сипы), которые являются причиной повышенного содержания этого газа над арктическими районами, а также целые сиповые поля. Кроме того, изучая динамику выбросов метана, учёные пришли к выводу, что их объём может в ближайший год удвоиться. По мнению исследователей, это говорит о том, что прогрессирующая деградация мерзлоты ускоряется неожиданными темпами.

Как рассказал Игорь Семилетов, учёные планируют продолжать работу на ежегодной основе и уже подали заявку на следующий год в Министерство науки и высшего образования. Тема последствий деградации мерзлоты, которые происходят вследствие глобальных климатических изменений, является одним из основных вызовов наук о земле.

В дальнейшем учёные планируют составить первую в мире 3D-карту, где будут отражены расположение и глубина массированных выбросов. Кроме того, в течение года участники экспедиции исследуют полученные образцы газов, воды и биоматериалов, чтобы определить, какие изменения произошли за год и по каким причинам.

Экспедиция 2020 года также позволила испытать новые технологии для ученых в реальных арктических условиях. Например, ученые Томского государственного университета (ТГУ) смогли применить в арктических широтах свою разработку – цифровую погружаемую голографическую камеру (DHC-камера). Она позволяет исследовать планктон и другие организмы в естественной среде обитания, не отбирая пробы и при этом получать результаты сразу на месте. Кроме планктона, в ходе экспедиции с помощью DHC-камеры удалось провести эксперимент и зарегистрировать выходящие на поверхность мелкие пузырьки газогидратных сипов размером до 100-300 микрометров (в три раза меньше миллиметра).