Сейчас в Мурманске

07:22 -9 ˚С Погода
18+

Космический мониторинг подтвердил изменения климата на трассе Северного морского пути

По информации исследователей протяженность маршрута, на котором требуется использование ледокола, сократилась на 325 км

Северный морской путь Изменение климата
Мария Кутузова
21 ноября, 2023 | 18:15

Космический мониторинг подтвердил изменения климата на трассе Северного морского пути

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto


Климатические изменения уже привели к сокращению количества льда в Арктике и снижению необходимости использования ледокольной проводки на СМП. По информации компании «Терра Тех» (входит в холдинг АО «Российские космические системы» Госкорпорации «Роскосмос») выполненный анализ мониторинга состояния ледового покрова на участках Северного Ледовитого океана между портами Мурманск и Сабетта позволил выявить увеличение на 42 дня безледового периода с 2000 года по 2023 год. В текущем году он составил четыре месяца. Протяженность маршрута, на котором требуется использование ледокола, сократилась на 325 км.


Космос дает ответы: где на СМП нужна ледокольная проводка, а где – нет

Сегодня космические снимки помогают определить длительность ледокольной проводки по трассе Северного морского пути. Общая протяженность СМП составляет около 5600 км, загруженность на разных участках маршрута различается. Значительная часть Северного морского пути покрыта льдом, площадь и мощность которого неодинакова. Это предопределяет необходимость проводки грузовых судов при помощи атомных ледоколов.

Однако в связи с глобальным потеплением продолжительность ледокольной проводки изменяется. Климатологи и гляциологи отмечают уменьшение количества льда в Арктической зоне. Уменьшение мощности и площади льда приводит к снижению необходимости использования ледоколов. Анализ спутниковых снимков позволяет выявить наиболее быстро освобождающиеся ото льда акватории и спрогнозировать продолжительность ледокольной проводки на этих участках. На основе этих данных формируются и обновляются карты ледовой обстановки, на которых обозначены крупные ледяные поля, трещины, торосы, полыньи, айсберги и направление их движения, классифицируются ледовые массы.


Специалисты «Терра Тех» изучили продолжительность ледокольной проводки за последние двадцать лет на участке от Мурманска до Сабетты. В работе были использованы отечественные спутниковые снимки и открытые данные. Согласно выводам экспертов, площадь ледового покрова в изучаемой акватории имеет тенденцию к сокращению, неодинаковую от месяца к месяцу, что связано с особенностями климата. В феврале 2023 года протяженность покрытого льдом участка оказалась на 400 км меньше, чем в аналогичный период 2000 года. В апреле текущего года протяженность ледового покрова на отрезке Мурманск – Сабетта снизилась на 150 км по сравнению с тем же месяцем в начале века. Изменились как площади льда, так и сроки ледостава. Наибольшие изменения обнаружены в акватории Печорского моря между архипелагом Новая Земля, островами Вайгач и Колгуев.

По данным 2022 года, с июня по октябрь путь из Мурманска в Сабетту был полностью свободен ото льда. Зафиксировано увеличение продолжительности безледоставного периода. С 2000 год по 2023 год безледоставный период на исследуемом отрезке увеличился на 42 дня (1,4 месяца). 28,6% пути от Мурманска до Сабетты не нуждаются в ледокольной проводке. На 4,07% маршрута продолжительность необходимого использования ледоколов составляет 1 месяц, еще на 19% – 3 месяца. 21% пути требует 6 месяцев ледокольной проводки, 12,9% – 7 месяцев, еще 14,5% – 8 месяцев.

 

По сравнению с данными 2000 года, протяженность маршрута ледокольной проводки судов по участку Мурманск – Сабетта в зимне-весенний период сократилась в среднем на 325 км. Анализ спутниковых изображений подтвердил, что в зимнее время площадь ледовой поверхности снижается, а безледоставный период начинается раньше. Период безледокольной навигации на участке увеличился на 42 дня за последние два десятилетия, и в 2023 году составил четыре месяца. Продолжительность ледокольной проводки неодинакова на всем протяжении маршрута – дольше всего (до восьми месяцев) скована льдом акватория Обской губы и территории к северу от острова Вайгач и пролива Карские ворота. Ввиду сокращения продолжительности ледостава и снижения необходимости использования ледоколов дальнейшая эксплуатация Северного морского пути может стать проще, а стоимость перевозимых грузов снизится.


Мельник Владимир zfi0001030715 (1).jpg

Фото: Владимир Мельник / GeoPhoto


Безопасность и контроль на СМП с использованием дистанционного зондирования Земли и нейросетевых алгоритмов

Как отмечают в «Терра Тех», наличие льда в арктических акваториях обусловливает сложность перемещения судов по Северному морскому пути, в частности в зимний и весенний период, когда толщина ледяного покрова может достигать трех метров. В это время года навигация по СМП невозможна без специальной ледокольной проводки. Сегодня надежность проводки судов в ледовых полях повышается за счет применения данных дистанционного зондирования Земли и нейросетевых алгоритмов, помогающих в оперативном определении границ ледового покрова и его состояния.

Результаты дистанционного мониторинга используются при формировании ледовых карт. Работа геоинформационных сервисов мониторинга обстановки в Арктической зоне основывается на оптических и радиолокационных данных дистанционного зондирования Земли. Радарная съемка обеспечивает мониторинг в условиях сурового климата и труднодоступности территорий, что особенно актуально для регионов Крайнего Севера. Использование всепогодных технологий способствует повышению качества надзорно-контрольной деятельности и снижает денежно-временные затраты на освоение региона, утверждают в «Терра Тех».

Ранее специалисты компании провели мониторинги ледостава и вскрытия ото льда акватории Обской губы, где находится Сабетта – один из основных портов СМП, предназначенный для освоения углеводородов Ямала. В «Терра Тех» также оценили ход реконструкционных работ инфраструктуры Северного морского пути, модернизацию и строительство как транспортных, так и промышленных объектов. Космические наблюдения позволили оценить процесс реконструкции аэропортов, строительства трансграничных мостов, завода по производству платформ для сжижения природного газа, карьерных разработок, а также рекультивации полигона для особо опасных промышленных отходов. Космический мониторинг позволил ещё и снизить количество выездных «земных» проверок.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике