Сейчас в Мурманске

20:55 1 ˚С Погода
18+

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» готова отправиться в первый рейс

Уже 1 сентября ЛСП выходит в из Петербурга в Мурманск, а еще через 2 недели в свою первую научную экспедицию.

Транспорт и логистика О науке и культуре ЛСП Северный полюс ААНИИ
Валентин Юшкевич
30 августа, 2022 | 16:37

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» готова отправиться в первый рейс
Фото: ААНИИ


В Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях» завершилось строительство Ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» (ЛСП). Процесс передачи заказчику в лице руководства Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) проходил в присутствии приглашенных журналистов.

По словам сотрудников ААНИИ, появление ЛСП «Северный полюс» открывает совершенно новую страницу в деле научного изучения Арктики. Ведь со времен первой в мире дрейфующей «папанинской» станции прошло 85 лет. За это время принципиально изменились, как минимум, два момента.

Во-первых, из-за потепления становится все труднее найти крепкую льдину, которая в течение запланированного года могла бы дрейфовать без угрозы для жизни ученых. Например, предыдущая, сороковая экспедиция завершилась раньше срока именно из-за стремительного таяния льда. С появлением платформы эта проблема решается навсегда.

Во-вторых, климатические изменения приоткрыли «окно возможностей» для усиленного освоения высоких широт и налаживания полноценной круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Новая ситуация требует все более точной ежедневной, а также среднесрочной и долгосрочной прогностической информации, поэтому появление ЛСП позволит ее серьезно улучшить.

Очевидным преимуществом плавучей обсерватории является и то, что теперь исследователи не будут заниматься обеспечением безопасности своей жизнедеятельности (на что уходила львиная доля времени на льдине), а смогут все свое внимание сосредоточить на науке. Следует отметить, что вокруг платформы все равно будет развернут ледовый лагерь с наблюдательными павильонами, поскольку часть геофизических и магнитных наблюдений необходимо проводить вдали от помех, которые может создавать судно.


s2x6uj-994-12.jpg

Главный строитель кораблей Адмиралтейских верфей Руслан Шереметьев и директор ААНИИ Александр Макаров.


«Для меня главная уникальность этого проекта в том, что у нас сейчас есть возможность запланировать исследования на двадцать, тридцать, а то и сорок лет вперед. У нас появляется ясная перспектива для молодых ребят, которые могут посвятить свою жизнь полярным исследованиям. Они понимают, что на этом проекте они могут проработать фактически всю профессиональную жизнь и реализовать себя в ней», – не устает повторять директор ААНИИ Александр Макаров.

Со своей стороны разработчики и изготовители акцентируют внимание на том, что проект выполнен с упором на собственные идеи и возможности, поэтому в нем использовано около 80 процентов отечественного оборудования. При этом с момента закладки до сдачи судна в эксплуатацию прошло менее 3,5 лет.

«Это очень комфортабельное судно, которое по своим характеристикам не уступает любому надводному кораблю. У него скорость хода 10 узлов. Собственно, это было подтверждено на наших заводских ходовых испытаниях… Этот корабль, действительно, как плавучая гостиница. Если на него посмотреть от киля до верхней части, то это 42,5 метра по высоте. Приблизительно как тринадцатиэтажный дом», – отмечает главный строитель кораблей «Адмиралтейских верфей» Руслан Шереметьев.

Корпусу платформы намеренно придана выраженная яйцевидная форма, что позволяет равномерно распределять ледовые нагрузки. Снизу толщина стали достигает 25 мм и уменьшается по мере высоты корабля, а для еще большей надежности по всему корпусу размещены датчики, показывающие, как распределяется нагрузка на корпус в зависимости от степени сжатия.


owvrym-994-kapitanskiy-mostik-4.jpg

На капитанском мостике ЛСП. Второй слева Валерий Панченко.


Абсолютным ноу-хау разработчики называют винто-рулевой комплекс, где «на выходе» привычный когда-то штурвал заменен на джойстик. Эта система позволяет разворачиваться судну вокруг своей оси, стоя на месте.

«Фактически на месте без циркуляции оно разворачивается на 180 градусов и может выйти на тот же самый курс. Мы это наблюдали на ходовых испытаниях, когда тестировали винто-рулевой комплекс, и я был просто поражен», – делится впечатлениями помощник капитана ЛСП по радиоэлектронике Валерий Панченко.

Что касается связи, то на борту присутствуют все самые современные ее виды, а вертолетная площадка на палубе обеспечит при необходимости сообщение с большой землей.

«У нас будет такой вид связи, как Iridium Certus (прим. – передовая мультисервисная спутниковая платформа). Она как раз разработана для работы в полярных широтах. Там спутники вращаются по другой орбите и поэтому перекрывают как раз Южный и Северный полюса», – продолжает Валерий Панченко.


yuln1z-994-laboratoriya.jpg

Научная лаборатория ЛСП Северный полюс.


И все же главное достояние ЛСП это, конечно, 17 научных лабораторий, которые позволят проводить весь комплекс наблюдений за природной средой Арктики, начиная от геологического строения дна Северного Ледовитого океана и вплоть до космического пространства.

15 лабораторий уже полностью укомплектованы необходимым оборудованием, а 2 находятся в резерве. Все они созданы по модульному принципу и в зависимости от цели исследования могут быстро переформатироваться под ту или иную научную задачу.

Александр Макаров специально обратил внимание журналистов и на возможности установленной на борту специальной лебедки, которая позволяет опускать тяжелые исследовательские приборы для отбора образцов донных отложений на глубину до 8 км. Ранее, со льда, это было сделать просто невозможно.


cjisn5-994-kayuta-nachalnika-ekspeditsii.jpg

Каюта начальника экспедиции «Северный полюс – 41».


Если же говорить о комфорте, то к услугам экипажа одноместные каюты, вместительный конференц-зал, небольшой бассейн, сауна, спортивный зал, а также медицинский блок, в котором судовой врач может самостоятельно провести несложные операции.

«Все будет очень безопасно и комфортно. Это, наверное, самый важный и принципиальный момент для нас. Ведь 34 человека в экспедиции – это достаточно много. При этом, я думаю, никто из членов экипажа не будет находиться здесь все два года. Это достаточно сложно и тяжело. Поэтому несколько раз в год мы планируем ротацию. Идеально – это один раз в три-четыре месяца. Но как у нас получится, сможем узнать только на практике», – подытоживает Александр Макаров.

Первый научный экипаж экспедиции «Северный полюс – 41» уже сформирован и утвержден. Его возглавляет многоопытный сотрудник ААНИИ Кирилл Фильчук, который готов к любым возможным превратностям рейса.

«Еще ни одна экспедиция строго по плану не прошла. Всегда происходят какие-то моменты, в которые приходится вносить коррективы. В данном случае их, наверное, будет больше потому, что схема непривычная. Но у нас есть план, а в случае необходимости будем импровизировать. В общем, понимание наших действий есть полное», – уверяет Кирилл, а на вопрос корреспондента GoArctic, будут ли на корабле женщины, с улыбкой отвечает: «Поскольку рейс во многом экспериментальный, мы стараемся взять людей, у которых уже есть опыт. Исторически так сложилось, что его носители в основном мужчины, потому что в традиционных экспедициях на лед женщин не было. Но сейчас другое дело. Пока у нас в экспедиционном составе 4 женщины, а с ротацией, я думаю, это соотношение будет выравниваться».


g3sdit-994-lsp-severnyy-polyus.jpg


По запасу топлива платформа рассчитана на 2 года. Уже 1 сентября ЛСП выходит в Мурманск, а еще через 2 недели в свою первую научную экспедицию. В районе Новосибирских островов судно вморозят в подходящую льдину, и она начнет (как предполагают ученые) свой дрейф из Восточной Арктики в Западную. Точный маршрут этого дрейфа сейчас не может спрогнозировать никто. Но предположительно финальной точкой станет архипелаг Шпицберген. Оттуда плавучая обсерватория вернется в Мурманск, но только для того, чтобы пройти техническое обслуживание. А дальше – новые исследования и прогнозы климатических изменений на вершине нашей планеты.


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике