Сейчас в Архангельске

03:38 5 ˚С Погода
18+

Наскальное искусство Арктики: по ту сторону света

Сходство наскальных рисунков Чукотки и юга, юго-востока Аляски несомненно.

Нероссийская Арктика Аляска Наскальные рисунки аляски Петроглифы
6 марта, 2023 | 14:39

Наскальное искусство Арктики: по ту сторону света
Наскальные рисунки на о. Миткоф (Аляска). Источник: U.S. Forest Service



На берегах Медной реки [1]
Я чувствую солёный запах сохнущих водорослей
Мои босые ноги захватывают холодную, ещё
неподатливую сырость
И, уходя вдаль,
Мои следы растворяются в лужах, покрытых
рябью,
Как линии, когда-то прочерченные твоим каноэ,
Вытащенным на берег смуглыми руками,
Возвращая твой дар,
Чтобы вновь раствориться в набежавшей волне.


Связи двух континентов – Евразии и Северной Америки – ещё долгое время будут одной из интереснейших и, боюсь, неразрешимых проблем в истории человечества. Запутанные пути миграций, тысячелетия истории, о которой мы можем так никогда и не узнать, удивительные совпадения или же закономерности в развитии искусства по обе стороны Тихого океана — всё это об истории Нового Света, который заселили древние охотники-собиратели. В древнем каменном веке на месте Берингова пролива существовал перешеек между материками, а сейчас Берингией называют часть Чукотки и Камчатки в России, а также Аляски в США. Да и в настоящее время наименьшее расстояние между двумя материками через пролив составляет всего около 90 км.

Спустя тысячелетия после затопления сухопутного моста, общность языков, традиций и окружающей среды продолжают объединять население Берингии.

Не вдаваясь в подробности археологических и палеогенетических реконструкций связей между современной Чукоткой и Аляской, мне бы хотелось остановится на совершенно отдельной теме изучения наскального искусства. К сожалению, до сих пор существует не так много работ, объясняющих место наскального искусства Аляски в истории этого региона.

Тема изучения арктической традиции в наскальном искусстве северо-востока Евразии неминуемо приводит нас к публикациям о памятниках Аляски и Британской Колумбии. Ещё в 1971 г. археолог Н.Н. Диков свидетельствовал о писаницах в заливе Кука на юго-западе Аляски, что «именно они дают наиболее полное сходство с пегтымельскими силуэтами морских животных, байдар, каяков, птиц и некоторых человекоподобных фигур» (Диков Н.Н., 1971).

С даты этой первой публикации о Пегтымеле – самом северном в Азии памятнике наскального искусства – прошло больше пятидесяти лет, а задача сопоставления сюжетов в искусстве Чукотки и Аляски до сих пор не решена, так как ни датировки, ни этническая принадлежность авторов рисунков нам доподлинно так и не известны.

Но что же мы всё-таки знаем о наскальном искусстве северо-запада Северной Америки?

На полуострове Аляска известно 272 местонахождения наскального искусства, которые включают петроглифы и наскальные рисунки (в североамериканской традиции принят термин «пиктограммы»). Эта цифра актуальна на 2020 г., когда была опубликована обзорная работа исследователя Себастьяна Перро-Минно (Perrot-Minnot, 2020). Однако поиски новых памятников на этой территории более чем перспективны, несмотря на то, что первые сведения о наскальном искусстве Аляски относятся к XIX в.


География

На полуострове Аляска выделяют пять географических зон: юго-центральная, юго-восточная, юго-западная, внутренние территории Аляски и арктическая зона (Крайний Север). Наибольшее число памятников наскального искусства сконцентрировано в южной части залива Аляска и в заливе Кука, на центральном и юго-восточном побережье. Собственно, из 272 памятников всего полуострова 217 находятся на юго-востоке (половина из них – это петроглифы, половина – наскальные рисунки, выполненные краской). Все памятники наскального искусства этого региона связаны с береговой линией – будь то заливы или же внутриконтинентальные озёра и реки.

Самый слабо изученный регион – Крайний Север Аляски, где известно всего пять отдельных памятников. Арктическое наскальное искусство представлено здесь и рисунками, и петроглифами. Мотивы аналогичны тем, что встречаются на юго-восточном побережье полуострова. Петроглифы располагаются вдоль береговой линии на валунах, но эти пять памятников не образуют единую традицию и могут быть связаны с разными этническими группами.

Перспективным кажется сопоставление мотивов североевразийского наскального искусства именно с регионом юга и юго-востока Аляски, где найдено наибольшее число памятников.


Памятники

Самый известный памятник, расположенный на юго-востоке, – Петроглиф-Бич: здесь представлена самая высокая концентрация петроглифов во всем регионе. Расположенный на берегу Врангеля, в нескольких километрах от одноимённого города, он стал государственным историческим парком в 2000 г. На сегодняшний день здесь найдено не менее сорока петроглифов на валунах и обнажениях коренных пород. Исследователи традиционно связывают эти петроглифы с искусством тлинкитов.  Основные сюжеты — это киты и другие морские обители, рыбы (лосось), птицы, геометрические символы (спирали) и личины (изображения масок и/или духов-предков).



Петроглиф Бич (Petroglyph Beach State Historic Site)/ Источник


В центральной части южного залива Аляска выделяется ещё одно местонахождение петроглифов на острове Кадьяк (мыс Алитак), где на валунах и скальных обнажениях также обнаружены десятки личин, морских млекопитающих, медведей, птиц, рыб и геометрические символы. Остановимся поподробнее на личинах – этом интересном сюжете, который неожиданно роднит наскальное искусство Аляски не с Чукоткой, а с Нижним Амуром в Хабаровском крае.

Личины – это стилизованные изображения человеческого лица или маски. В первобытном изобразительном искусстве известно множество личин, отличающихся по форме, типу, сложности исполнения и возможного толкования изображения. Мотив личины встречается не только в наскальном искусстве, но и на древнейших керамических сосудах, глиняных статуэтках (например, догу культуры дзёмон Японского архипелага), ритуальных масках шаманов. Широкое территориальное распространение этого мотива в первобытном искусстве Северной Евразии, тихоокеанского региона от Австралии и Океании до Южной Америки давно является темой изучения и дискуссий в археологии, однако до сих пор открытым остаётся вопрос об истоках традиции изображения личин. Что это: проявление универсалий в мировом искусстве? Или, возможно, родственных традиций в культурах, разделённых тысячами километров и веками?

Ключевой проблемой сопоставления этих изображений является то, что они либо не датированы, либо датированы совершенно различными эпохами: от неолита до раннего железного века и Нового времени. 



Варианты изображений личин в петроглифах Аляски (по: Keyser, Poetschag, 2012)



Варианты изображений личин в петроглифах Дальнего Востока России (по: Ponomareva, 2018)


К сопоставлению личин Аляски и Дальнего Востока России обращались многие исследователи, неминуемо обращая внимание на их сходство. Вот что писала об этом сюжете исследователь и чукотских, и дальневосточных петроглифов Е.Г. Дэвлет:

«Как ни парадоксально, при обилии петроглифов и росписей на американском северо-западе их профессиональные исследования единичны... большинство изображений личин-масок на скалах Аляски относится к несопоставимо более позднему времени, чем сибирские, центрально-азиатские и дальневосточные. Предположительно, личины с неполным абрисом появляются на рубеже нашей эры и существуют в разных вариантах до середины II тыс., далее сменяясь вариантами с контуром, контуром с лучами, перьями и пр. Сердцевидное оформление «надбровной» части характерно как для личин с незавершенным, так и с замкнутым контуром, их бытование приписывается широкому временному диапазону в пределах I тыс. н. э.». (Дэвлет, 2015)

Но вернёмся к другим аналогиям.

Если петроглифы на валунах были известны уже давно благодаря трудам экспедиции А. Ниблака, который впервые упоминает о рисунках на о. Врангель в 1890 г. [2], то плохо сохранившиеся рисунки на скалах привлекли внимание исследователей только в 1930-е гг.


Фредерика де Лагуна

Наибольший вклад в первоначальное изучение петроглифов Аляски внесла известная этнограф и археолог Фредерика де Лагуна (1906–2004 гг.). Её по праву считают основоположницей антропологического и археологического изучения Аляски. Де Лагуна была ученицей Франца Боаса, и по его совету выбрала темой своей диссертационной работы сравнительный анализ искусства эскимосов и палеолитического населения Европы.

В 1934 г. она посетила, а затем сделала описание писаниц залива Таксинди, о. Беар и пещеры Сэнди. В 1956 г. она опубликовала наскальные рисунки о. Мамми, залива Босвелл, островов Хокинс и Палугвик. Де Лагуна работала на многих археологических памятниках региона, однако наибольшую известность ей принесли её этнографические работы, посвящённые эскимосам чугач, ахтна, эяк и тлинкит. Она привлекала огромный фольклорный и этнографический материал для интерпретации наскального искусства и пришла к выводу, что рисунки, выполненные пигментом на берегах залива Кука, относятся к эскимосской традиции «пиктографического наскального искусства» (Диков же опровергал её точку зрения, считая эти памятники алеутскими, но всё равно близкими к петроглифам Пегтымеля).



Фредерика де Лагуна (1906–2004 гг.) в традиционном тлинкитском костюме, г. Ангун, Аляска, 1949 г. Фото Э. Мэлин. Источник


Работы де Лагуна долгое время были хрестоматийными и практически единственными обобщающими работами по многим береговым памятникам Аляски, где и представлено большинство петроглифов и рисунков.  Но в последние годы правительство штата и международные исследовательские коллективы приступили к инвентаризации материалов и редокументиции, так как до сих пор мы пользуемся прорисовками и публикациями 1930-1950х гг.

В центральной части южного побережья и островов Аляски на сегодняшний день известно одиннадцать местонахождений наскального искусства, выполненных краской: в заливе Кука, заливе Качемак и в проливе Принс-Уильям. В основном они выполнены на скальных выходах, под навесами или в небольших пещерах (скорее, гротах).

 

Наскальные рисунки в заливе Кука, Аляска. Источник


Среди памятников этого района стоит упомянуть залив Такседни (Tuxedni Bay), о. Беар (Bear Island), бухту Сэди (Sadie Cove), бухту Клэм (Clam Cove).



Карта расположения памятников наскального искусства в заливе Кука и в заливе Качемак (по Baird et all., 2022)


Почти все рисунки в этом регионе были выполнены красным пигментом (гематит, охры) со связующим органического происхождения (например, животный жир или масло, яйца, слюна или кровь), однако рецептура краски остается неизвестной. С. Перри-Минно приводит данные об использовании также пигментов других цветов.

Рисунки памятников залива Кука, залива Качемак и пролива Принца Уильяма, безусловно, стилистически связаны. Для них характерны преимущественно предметные образы, схематические, силуэтные изображения животных и людей небольшого размера. В наскальной иконографии южно-центральной Аляски преобладают образы и сцены, связанные с морским промыслом и рыболовством. Изображены животные (особенно морские млекопитающие), в том числе киты и касатки, поражённые метательным оружием, антропоморфные фигуры, лодки с гребцами, геометрические и абстрактные формы, а также неинтерпретируемые «пятна». Иконография этих памятников, безусловно, заставляет задуматься об аналогиях в чукотском наскальном искусстве.



Бухта Сэди. Сцена с морскими животными. Фотография и обработка в Dstrech С. Перри-Минно (по Perrot-Minnot, 2021)


Антопоморфные изображения. Бухта Клэм, бухта Такседни (по Perrot-Minnot, 2021)



Прорисовка наскальных рисунков (пиктограмм), Ф. де Лагуна, 1933



Прорисовки петроглифов на р. Пегтымель (Чукотка) со сценами охоты на морских животных (авторы Е.А. Миклашевич, А. Н. Мухарева, А.Н. Соротокина). Виртуальный тур по петрографам реки Пегтымель


Фредерика де Лагуна считала, что сюжеты на исследованных ею памятниках были связаны с искусством китобоев, а также с шаманскими практиками.  Она также проводила раскопки под окрашенными поверхностями, где обнаружила «глубокие залежи костей животных», смешанные с упавшими блоками, включая кости тюленей и морских свиней, а также медведей и мелких наземных животных. К сожалению, находки де Лагуны утеряны, поэтому невозможно получить радиоуглеродные даты по костям или фрагментам древесного угля, входившим в её коллекцию. Исследовательница уделяла особое внимание опросу местного населения: алютиик (называемых в научной литературе также «тихоокеанскими эскимосами») и танаина, общины которых исконно занимали эту часть Аляски. В устной традиции танаина есть упоминание об устье реки Такседни как места, «где мы нашли кита». Индейцы полагали, что рисунки на скалах Такседни были выполнены древними морскими охотниками на китов. А потомки этих древних китобоев – алютиик с острова Кадьяк в заливе Кука.



Этническая карта Аляски (по Корсун, Берёзкин, 2010)


Что нам говорит археология о датировке этих памятников? 

К сожалению, ничего конкретного.

В районах залива Кука и залива Качемак древнейшие стоянки и поселения, как и более поздние памятники, были обнаружены в заливе Такседни, бухте Клэм, острове Беар, Сил-Бич и заливе Петерсон (везде, где есть наскальные рисунки). Остров Нучек в проливе Принца Уильяма является единственным памятником наскального искусства, расположенным рядом с постоянным индейским поселением: участком, который был занят эскимосами чугач, а потом и русскими с доисторического времени и до 1910 г. н.э. Здесь же изучены древнейшие чугачские захоронения, но прямой связи с рисунками у этих материалов нет.

Архипелаги и побережье полуострова Аляска были заселены, как минимум, с I тыс. до н. э. На настоящее время опубликовано уже немало радиоуглеродных дат для археологических памятников, непосредственно связанных с наскальным искусством: для залива Такседни получены даты 460 ± 50 л.н. и 490 ± 40 л.н., а для бухты Такседни – 970 ± 60 л.н., 1680 ± 40 л.н., 1730 ± 40 л.н. и 1740 ± 40 л.н. для бухты Клэм (Perrot-Minnot, 2021). Тем не менее, доказать связь этих датировок с рисунками пока невозможно. В бухте Клэм во время раскопок был обнаружен образец пигмента, но, к сожалению, его точное происхождение не задокументировано, поэтому связать его с датировками в слое не получилось. Получается, что несмотря на довольно долгую историю исследования, археологический контекст наскального искусства оставался спорным. Исключением являются те рисунки, на которых изображены европейские суда – это тлинкитские рисунки.

В бухте Клэм недавно прошли археологические раскопки, где образцы органических материалов – раковины и древесный уголь – из близлежащего к рисункам шурфа были отправлены на радиоуглеродный анализ, который показал самую древнюю дату: 1680 + 40 л.н. (Baird et al., 2022). Таким образом Мелисса Бейрд и Себастьян Перри-Минно склоняются к версии о долгом бытовании традиции нанесения рисунков на скалы, связанной с ранними арктическими прибрежными сообществами, жившими на острове Кадьяк, полуострове Аляска и в заливе Кука в Северной Америке в период с 500 г. до н.э. по 1100 г. н.э. Это так называемая традиция Качемак (хотя есть и более древние её датировки).

Более позднее население региона – индейцы танаина – заселили берега залива Кука и полуострова Кенай в более поздний период (1000–1786 гг. н.э.). Возможно, они переосмыслили через свою собственную культуру некоторые рисунки, оставленные более ранними авторами.

Изучение этих памятников подчёркивает разнообразие и сложность культур, оказавшихся в зоне миграции, в том числе берингоморских культур. Пожалуй, на данном этапе исследований преждевременно делать далеко идущие выводы о связях с наскальным искусством Северо-Востока Сибири. Утешает то, что сейчас дан новый импульс сравнительным исследованиям культурной динамики и ритуальных практик как Аляски, так и Чукотки (короткометражный документальный фильм). Проводятся археологические исследования, обновляется база прорисовок, и новые методы документирования позволят нам существенно уточнить данные о наскальном искусстве Арктики.


***

Елена Сергеевна Леванова, заведующая центром палеоискусства Института археологии РАН, кандидат исторических наук, специально для GoArctic


Литература:

  1. Диков Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. М.: Наука, 1971

  2. Дэвлет Е.Г. Новые материалы к проблеме Тихоокеанских аналогий изображениям личин в наскальном искусстве Амура и Уссури // Краткие сообщения Института археологии. 2015. Вып. 241. С. 68–78.

  3. Корсун С. А., Березкин Ю. Е. Эскимосы алютиик: Каталог коллекций Кунсткамеры. Наука, 2010

  4. Окладникова Е.А. Новые данные по первобытному искусству Аляски // Советская Археология. 1978. № 2. С. 304–311.

  5. Фитцхью В. В. Фредерика де Лагуна 1906–2004 гг. Биографические мемуары //Археология Арктики. 2014. С. 213–232.

  6. Baird, M., M. Moss, S. Perrot-Minnot, and J. Rogers. The archaeology of Clam Cove, Lake Clark National Park and Preserve, Southcentral Alaska. Alaska Journal of Anthropology 20(1-2). 2022. Pp. 85-102.

  7. Keyser J. D., Poetschat G. R. Clan Crests and Shamans' Masks: Petroglyphs in Southeast Alaska. Indigenous Cultures Preservation Society, 2012.

  8. Perrot-Minnot S. An Inventory of Alaska’s Native Rock Art Sites: Report submitted to the Alaska Office of History and Archaeology (Alaska Department of Natural Resources). Fort-de-France, 2020 (Не опубл.)

  9. Perrot-Minnot S. Native rock art in Southcentral Alaska. Seminar – Wednesday, 24 March 2021.

  10. Americas Archaeology Group, Department of Archaeology, University of Cambridge. (Не опубл.)

  11. Ponomareva I. A. Continuity in the rock art tradition of the Siberian lower Amur basin //Rock Art Research: The Journal of the Australian Rock Art Research Association (AURA). 2018. Т. 35. №. 1. P. 35–46



[1] Стихотворение, написанное Фредерикой де Лагуна в память о Анне Нельсон Хэрри, одной из последних носительниц языка индейцев эяк, живших на юго-востоке Аляски. Источник: Фитцхью В.В. Фредерика де Лагуна 1906-2004 гг. Биографические мемуары //Археология Арктики. 2014. С. 213–232.

[2] Остров в составе архипелага Александра, штат Аляска. Niblack A. R. The coast indians of Southern Alaska and Northern British Columbia. Based on the collections in the U. S. National museum and on the personal observation of the writer in connection with the Survey of Alaska in the seasons of 1885, 1886 and 1887.



далее в рубрике