Сейчас в Мурманске

07:16 0 ˚С Погода
18+

«Плавсредства», вошедшие в историю освоения Арктики, в отечественной филателии – часть первая

Российские и советские полярные суда

Филателия Транспорт и логистика
Аркадий Романов
18 апреля, 2024 | 14:07

«Плавсредства», вошедшие в историю освоения Арктики, в отечественной филателии – часть первая

Конверт с оригинальной маркой Почты СССР 1990 года, посвящённый экспедиции С.И. Дежнева, с изображением казацких кочей. Фото из архива автора


Историю освоения российской Арктики, морей, островов и побережья Северного Ледовитого океана невозможно представить без участия в ней самых различных плавсредств – от утлых суденышек, кочей, шхун, допотопных пароходов до современных ледоколов, атомоходов, кораблей самого разного назначения. Многие из них вместе со своими капитанами и экипажами стали полноправными участниками и героями покорения Заполярья. 

Практически все корабли и суда уже с 17 века имели свои персональные названия, точнее – имена. Корабль и его имя – два неразделимых понятия. Правда, поначалу это была привилегия только военных судов, но потом это право получили и гражданские. Не секрет и то, что за время жизни судна его имя могло меняться несколько раз. Есть даже специальная наука о названиях кораблей – каронимика.

Сегодня я напомню о легендарных и менее известных кораблях, судах, вошедших в историю Арктики и отечественную филателию. Точнее, о тех, которые отражены на почтовых марках, конвертах, карточках, открытках, штемпелях спецгашений. О некоторых я уже частично рассказывал или упоминал в предыдущих публикациях на портале GoArctic. Теперь – некий обобщающий итог этой поистине безграничной темы.  


Безымянные суденышки Семейки Дежнева

Наверное, самый значительный по совокупности след в истории освоения Арктики оставили кочи – русские морские парусно-гребные суда поморов, казаков и сибирских промышленников, использовавшиеся в XI-XIX веках. Длина такого деревянного однопалубного судна составляла от 16 до 24 метров, ширина – от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1–1,5 метра, скорость при попутном ветре 6-7 узлов, грузоподъёмность от 15 до 24 тонн. Большие кочи вмещали до 40 человек.

Русские казаки смело ходили на них по сибирским рекам, заглядывали далеко в их верховья. Можно было пользоваться и «заберегой» – полосой чистой воды вдоль берега, и даже «голоменью» – открытым морем, морем северным, со льдами и жестокими ветрами. При попутном ветре на море маленькому деревянному кораблю с холщовыми парусами удавалось пройти до 200–250 км в сутки, то есть за короткую в северных широтах навигацию можно было совершать весьма длительные походы по студеным водам.



Марка Почты СССР 1948 года, посвящённая 300-летию открытия С.И. Дежневым пролива между Азией и Америкой, на которой изображен казацкий коч


20 июня 1648 года семь казацких кочей под управлением Семена (Семейки) Дежнева, Федота Попова и Герасима Анкудинова начали плавание от реки Колыма вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырь. По пути четыре судна разбились о льды или пропали, но три оставшихся 20 сентября все-таки обогнули крайнюю восточную оконечность Азии. Дежнев назвал ее «Большим каменным носом», а сейчас этот мыс назван его именем. Так был открыт пролив между Азией и Америкой, названный впоследствии Беринговым. А безымянные казачьи кочи благодаря этому событию попали на почтовые марки и конверты.



Конверт с оригинальной маркой Почты России 1998 года, посвящённой 350-летию открытия пролива между Азией и Америкой, с изображением казацких кочей


Суда камчатских и Великой Северной экспедиций

12 ноября 1737 года в Охотске (ныне – Хабаровского края) были заложены пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». Они представляли собой двухмачтовые парусные деревянные суда водоизмещением 200 тонн и грузоподъёмностью 100 тонн. Длина пакетбота составляла 24,4 метра, ширина – 6,7 метра, а осадка – 2,9 метра. 6 августа 1740 г. постройка судов была окончательно завершена, и через месяц они вышли из Охотска на Камчатку. Экипаж каждого пакетбота состоял из 75 человек. Им суждено было открыть берега северо-западной Америки и навсегда войти в историю.

Напомню, что после экспедиции Семена Дежнева окончательному прояснению вопроса о существовании пролива между Азией и Америкой послужили две полярные камчатские экспедиции офицера российского флота, капитан-командора Витуса Беринга.  



200-летию со дня смерти мореплавателя была посвящена серия из четырех марок СССР, выпущенная в апреле 1943 г. Содержание сюжетов двух первых марок – схема плавания Беринга и его корабль «Святой апостол Петр», на других – гора Святого Ильи (Монт Элиас) на побережье Аляски, где высаживался мореплаватель, и его корабль


Марка Почты СССР 1966 года, с изображением пакетбота «Святой апостол Петр» Витуса Беринга


После второй камчатской экспедиции Витуса Беринга на «Святом Петре» (совместно с лейтенантом Алексеем Чириковым, капитаном пакетбота «Святой апостол Павел», также достигшим с Камчатки берегов Аляски и положившим начало её освоению россиянами) пролив, названный впоследствии именем Витуса Беринга, а ранее открытый Дежневым, был нанесен на русские карты. 

Кстати, Петропавловск-Камчатский был назван в честь кораблей Беринга и Чирикова «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». А сами суда закончили свой морской путь где-то в его окрестностях.



Марка Почты СССР 1957 года, на рисунке которой – портрет первооткрывателя Витуса Беринга, карта Берингова моря с маршрутом «Святого Петра» и сам пакетбот


27 июля 1991 года вышли две почтовые марки, посвященные 250-летию плавания Витуса Беринга и Алексея Чирикова к берегам Америки. На них – пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел», а также маршруты их пути к Америке


В 2003 году Почта России выпустила художественный маркированный конверт, а в Петропавловке-Камчатском состоялось спецгашение, посвященное 300-летию со дня рождения А.И. Чирикова. На конверте – пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел»


Кстати, пакетботы – эти небольшие парусники, по идее предназначавшиеся для перевозки почты и пассажиров, с начала XVIII века стали чуть ли не основными кораблями русских географических экспедиций.

А ещё раньше, в 1735 году, в Якутске была построена дубель-шлюпка «Якуцкъ». Длина двухмачтового судна составляла 21,4 м, ширина – 5,5 м. Экипаж вместе с гребцами доходил до 50 человек. «Якуцкъ» принял участие в Великой Северной экспедиции в составе Западного ленского отряда под командованием сначала Василия Прончищева, Семёна Челюскина, позже – Харитона Лаптева. В задачу отряда входило исследование дельты Лены, полуострова Таймыр и плавание из дельты Лены в дельту Енисея. Цели, поставленные Адмиралтейством, участники экспедиции выполнили ценой своей жизни.



Конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвящённый 250-летию Великой Северной экспедиции, с изображением дубель-шлюпки «Якуцкъ»


Дубель-шлюпка «Якуцкъ», раздавленная льдами, затонула 15 августа 1740 года у входа в нынешнюю бухту Прончищевой.


Бриг «Новая Земля» – самое известное русское полярное судно ХIХ века

Парусный бриг «Новая Земля» был построен на Соломбальской верфи близ Архангельска и 10 июля 1819 года вошёл в состав Беломорской флотилии России.  Судно водоизмещением 200 тонн строилось специально для арктических плаваний, в связи с чем имело усиленную обшивку. Длина брига составляла 24 метра, ширина – 6,1 м, а осадка – 1,3 м.  

Именно на нем русский мореплаватель, географ, будущий адмирал, президент Императорской Академии наук Федор Петрович Литке в 1821–1824 гг. в ходе ряда самостоятельных научных экспедиций описал западное побережье Новой Земли и Мурманское побережье, исследовал Баренцево и Белое моря.



Марка Почты СССР 1947 года в серии, посвящённой 100-летию Географического общества, с изображением портрета Ф. Литке и парусного брига «Новая Земля»


Марка Почты России 1994 года, посвящённая экспедиции Ф. Литке 1821–1824 гг. на Новую Землю, с его портретом и изображением легендарного брига


Впоследствии бриг «Новая Земля» нес брандвахтенную службу, выходил в плавание к Соловецким островам, а в 1841 году был разобран в Архангельске.

В честь адмирала Ф.П. Литке в 1920 году был переименован линейный ледокол, построенный ещё в 1909 году. Он известен тем, что в 1934 году совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию. Ледорез «Ф. Литке» работал до 1959 года.



Марка Почты СССР 1976 года, посвящённая ледоколу «Ф. Литке»


Ледокол «Ермак» – легенда полярного флота

Первым, кто задумался о покорении Арктики с помощью ледоколов, был легендарный русский вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Ещё 12 марта 1887 года на заседании Академии наук адмирал сказал: «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи». Его считают инициатором и вдохновителем создания первого в мире арктического ледокола океанского класса «Ермак». Ледокол был построен на верфи в Ньюкасле (Великобритания) в 1899 году.



Односторонняя карточка с оригинальной маркой Почты России 1999 года, посвящённая С.О. Макарову и 100-летию ледокола «Ермак»


Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые арктические льды. Его водоизмещение составляло 8 730 т, длина – 97,5 м, ширина – 21,6 м, мощность – 12 тысяч л.с., скорость – 12 узлов, экипаж – 102 человека.

Первым капитаном «Ермака» (всего их было 18) стал российский военный моряк Михаил Петрович Васильев, ученик и соратник С.О. Макарова. В 1899 году на архипелаге Шпицберген моряки «Ермака» установили Вековую метку. В 1901 г. «Ермак», ведомый Васильевым, и вновь под руководством Макарова совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа. Только за первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше тысячи суток.  



Ледокол «Ермак» на марке Почты СССР 1976 года 


В 1920–1930-х годах он обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море. В 1938 году в Гренландском море «Ермак» под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина принял папанинцев – снятую со льдины команду дрейфующей станции «Северный полюс – 1» – и доставил их в Ленинград. Потом ещё не раз ледокол вызволял суда, зажатые во льдах, проводил караваны. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награждён орденом Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоение Северного морского пути. В 1963 году ледокол был списан и пошёл на слом. 3 ноября 1965 года на стене здания Мурманского областного краеведческого музея был открыт памятник-мемориал ледоколу – мозаичное панно с якорем, снятым с «Ермака», на постаменте.


«Заря», «Таймыр» и «Вайгач»

В 1900–1902 годах Императорская Академия наук снарядила Русскую полярную экспедицию с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, изучить по пути прилегающие районы Северного Ледовитого океана. Для этого в 1899 году Россия приобрела в Норвегии трёхмачтовый зверобойный барк «Харальд Харфагер», построенный в 1873 году. После коренной реконструкции с целью приспособления к плаванию в условиях Арктики судно получило имя «Заря» и статус яхты. Его водоизмещение составляло 450 т, длина – 44 м, ширина – 10,2 м, осадка – 5,4 м. Кроме парусов на «Заре» была паровая машина.

Экипаж шхуны «Заря» во главе с русским учёным – геологом и географом, арктическим исследователем, бароном Эдуардом Васильевичем Толлем и лейтенантом российского флота, гидрографом, будущим «Верховным правителем России» в годы Гражданской войны Александром Васильевичем Колчаком исследовал Новосибирские острова и добавил на карту Арктики около 200 новых географических названий. 



В 1998 году Почта России выпустила маркированный конверт, посвящённый Э.В. Толлю и шхуне «Заря»


В ходе экспедиции Толль с несколькими спутниками пропал без вести, а «Заря» была выброшена на мель в бухте Тикси, а впоследствии сгорела.

В 1910–1912 годах гидрографическая экспедиция с участием Александра Колчака прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены.

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» – близнецы, они были построены в Санкт-Петербурге на Невском судостроительном заводе, вступили в строй в 1909 году. Их водоизмещение – 1359 т, длина – 60 м, ширина – 11,9, осадка – 6,7 м. Двигатель – паровая машина тройного расширения – 1200 л. с. Скорость максимальная – 9 уз. 

В 1913–1915 годах Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», начатая Толлем и Колчаком,  была продолжена. Теперь во главе её стоял морской офицер, гидрограф-геодезист Борис Андреевич Вилькицкий. В 1913 году экспедиция открыла архипелаг, расположенный на границе Карского моря и моря Лаптевых. Он получил название Земля Императора Николая II. В 1926 году архипелаг был переименован в Северную Землю.  



В 2013 году, к 100-летию открытия архипелага Северная Земля, Почта России выпустила блок из трех марок, на которых – портрет Б.А. Вилькицкого и ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» 


Конверт 2013 года, посвящённый ледокольному пароходу «Таймыр» 


Кроме того, экспедиция под руководством Вилькицкого впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад – из Владивостока в Архангельск.



Марка Почты СССР 1965 год, посвящённая 50-летию прохода Северного морского пути ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач»  


В сентябре 1918 года ледокольный пароход «Вайгач» потерпел аварию в Енисейском заливе, ударившись о необозначенную на картах подводную гору, и затонул.  



Марка Почты СССР 1938 года: папанинцы с «СП-1» встречают ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», прибывшие, чтобы снять их с дрейфующей льдины


В 1938 г. «Таймыр» участвовал в эвакуации полярной станции «Северный полюс – 1». Выведен из эксплуатации в начале 1950-х годов. 

В честь ледокольных пароходов названы советские, а ныне – российские атомные ледоколы уменьшенной осадки «Таймыр» и «Вайгач», спущенные на воду в 1989-1990 годах. Конечно, по мощности, размерам, скорости хода и другим параметрам они во много раз превосходят своих одноимённых предшественников. Работают они в Арктике и по сей день.



Марка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Таймыр»


Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Таймыр»


Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Вайгач»


Суда пропавших экспедиций начала ХХ века

К 1914 году две русские арктические экспедиции, имевшие цель пройти Северным морским путем, – Г.Л. Брусилова и  В.А. Русанова, считались пропавшими без вести. Предпринимавшиеся попытки их поиска результатов не дали. Об этом я рассказывал в предыдущих материалах. А теперь немного подробнее о том, какие суда они использовали.

Российский исследователь Арктики, лейтенант флота Георгий Львович Брусилов в 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна». Это была парусно-паровая баркентина или паровая шхуна, которая имела длинную историю. Судно было спущено на воду ещё в 1867 году в Великобритании под названием «Ньюпорт». Потом оно не раз меняло свои имена («Пандора II», «Бленкатра») и предназначение – была и боевым кораблем с вооружением, и яхтой... Брусилов приобрел 45-летнее, но в весьма хорошем состоянии судно в Англии с целью первым пройти Северным морским путём под российским флагом. Судно было переименовано им в честь основного инвестора экспедиции, его родственницы Анны Николаевны Брусиловой и получило имя «Святая Анна».

Шхуна имела водоизмещение 570 т, длину – 44,5 м, ширину – 7,5 м, осадку – 3,7 м, паровую машину мощностью 400 л.с., паруса и скорость хода – 7 узлов.



10 декабря 1981 года Почта СССР выпустила маркированный почтовый конверт, посвящённый 70-летию экспедиции Г.Л. Брусилова, с изображением шхуны «Св. Анна»


Осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. Судьба Брусилова и его спутников, как и судьба шхуны после апреля 1914 года неизвестны. Именем «Святой Анны» назван подводный жёлоб между Баренцевым и Карским морями.



В 2012 году Почта России выпустила одностороннюю маркированную карточку, посвящённую 100-летию экспедиции Г.Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна»


Ещё один арктический исследователь Владимир Александрович Русанов в 1912 году возглавил экспедицию на зверобойном боте «Геркулес», приспособленном к передвижению во льдах, по обследованию угленосных районов Шпицбергена.

Двухмачтовый парусник «Геркулес» был построен в 1908 году в Норвегии, имел дубовый корпус, двигатель внутреннего сгорания мощностью 24 л. с.  Длина – 22,4 м, ширина около 6 м, осадка 2,5 м, скорость под мотором – до 6 уз. В 1912 г. шхуну приобрело российское правительство специально для экспедиции Русанова.



В 1975 году, к 100-летию со дня рождения В.А. Русанова, Минсвязи СССР выпустило конверт с оригинальной маркой, изображающей «Геркулес», а 15 ноября 1975 года состоялось его спецгашение


После пребывания на Шпицбергене В.А. Русанов отправился в плавание на «Геркулесе» вокруг мыса Желания на восток и пропал без вести вместе с экипажем и судном рядом с полуостровом Михайлова на Таймыре (время и обстоятельства гибели экспедиции остались невыясненными).



А в 2012 году вышла маркированная односторонняя карточка Почты России, посвящённая 100-летию экспедиции В.А. Русанова на судне «Геркулес», с его изображением


Продолжение следует.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике