Сейчас в Мурманске

11:44 -2 ˚С Погода
18+

«Плавсредства», вошедшие в историю освоения Арктики, в отечественной филателии – часть вторая

Российские и советские полярные суда

Филателия Транспорт и логистика
Аркадий Романов
20 апреля, 2024 | 12:12

«Плавсредства», вошедшие в историю освоения Арктики, в отечественной филателии – часть вторая

Конверт Почты России 2017 года с репродукцией картины Н.М. Штуккенберга «Ледокол "Красин" во льдах. 1930-е годы». Фото из архива автора


Продолжаю рассказ о легендарных и менее известных кораблях, судах, вошедших в историю Арктики и отечественную филателию, начатый здесь.


«Святой Фока» и «Михаил Суворин» Георгия Седова

Заметный след в истории освоения Арктики оставила экспедиция русского гидрографа, полярного исследователя, капитана военно-морского флота Георгия Яковлевича Седова. Он отправился к Северному полюсу в августе 1912 года на двухмачтовой парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока», отданной ему во фрахт архангельским зверопромышленником В. Дикиным. До этого судно более 30 лет под именем «Гейзер» использовалось на китобойных и зверобойных промыслах в Гренландском и Карском морях. Несмотря на весьма почтенный возраст (оно было построено в Норвегии в 1870 году) и относительно небольшие размеры (длина – 40 м, ширина – 9 м, мощность машины – 100 л.с.), оно обладало достаточной прочностью и было хорошо приспособлено для плавания во льдах. 


  

Марка Почты СССР 1977 года к 100-летию со дня рождения Г.Я. Седова с изображением шхуны «Святой великомученик Фока»


Уже в ходе экспедиции Георгий Седов внезапно решил переименовать «Святого Фоку» в честь Михаила Суворина – руководителя Комитета для снаряжения экспедиции и издателя «Нового времени». Суеверные люди говорили, что это и сгубило экспедицию, лишив небесного покровителя. В сентябре 1913 года уже «Михаил Суворин» пришёл на Землю Франца-Иосифа.

После двух навигаций и зимовок 2 февраля 1914 года больной Седов с двумя матросами на трех собачьих упряжках отправился из бухты Тихой Земли Франца-Иосифа непосредственно к Северному полюсу. Но, пройдя примерно 200 километров, заболел и 20 февраля умер, так и не достигнув заявленной цели. Был похоронен на острове Рудольфа. А сильно потрепанная шхуна под прежним именем «Святой великомученик Фока» вернулась в Архангельск, где потом была окончательно брошена и утрачена.



В 2012 году, к 100-летию экспедиции Г.Я. Седова на шхуне «Святой великомученик Фока», Почта России выпустила одностороннюю маркированную карточку


За их судьбой в 30-е годы прошлого века следила вся страна

В честь погибшего полярного исследователя был назван ледокольный пароход «Георгий Седов». Это первоначально грузовое судно было построено на верфи в Шотландии в 1909 году под названием «Беотик». В конце 1916 года оно было куплено Россией для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района и вошло в состав русского торгового флота уже под именем «Георгий Седов». Ледокол имел водоизмещение – 3056 т, длину – 76,8 м, ширину – 10,9 м, паровую машину мощностью 2360 л.с., скорость хода – 12 узлов. Для возможности работы во льдах набор корпуса и обшивка судна были усилены. 



Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Георгий Седов»


Односторонняя карточка Почты России 2012 года, посвящённая ледоколу «Георгий Седов»


Корабль стал одной из легенд арктического флота, участвовал во многих полярных эпопеях, в том числе – в первой Карской экспедиции в 1920 году, в операции по поиску участников экспедиции Нобиле в 1928 году, в организации под руководством О.Ю.  Шмидта в бухте Тихой на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) первой советской полярной станции в 1929 году. Во время этого похода «Георгий Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах, достигнув 82°14´ с. ш. В 1930 году на судне подробно исследовали Новую Землю и открыли ряд неизвестных островов. «Седов» не раз участвовал в проводке судов во льдах, других операциях, его экипаж проводил разнообразные научные исследования.

И, наконец, легендарный беспримерный дрейф «Георгия Седова» от моря Лаптевых до Гренландского во льдах в 1937-1940 годах, продолжавшийся 812 дней под управлением капитана К.С. Бадигина.  В итоге, выдержав 156 сжатий и торошений льдов, поврежденный корабль самостоятельно пришел в Мурманск в конце января 1940 года. Пройденный им путь составил 3307 миль. Все 15 участников дрейфа, включая повара, получили тогда звание Героя Советского Союза, а сам «Георгий Седов» был удостоен ордена Ленина.




Этому событию и ледоколу «Георгий Седов» была посвящена серия марок Почты СССР 1940 года. На одной из них – капитан К.С. Бадигин и его помощник Д.Г. Трофимов на фоне «Георгия Седова». На другой – маршрут дрейфа ледокольного парохода в 1937–1940 годах  


Конверт Почты СССР с оригинальной маркой 1977 года, посвящённый 50-летию героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов»


Потом «Георгий Седов» участвовал в Великой Отечественной войне в Белом море, занимался зверобойным промыслом, перенес большой пожар и в 1967 году был списан на слом.



Конверт со спецгашением 1966 года, посвящённые окончанию арктической службы ледокольного парохода «Георгий Седов»


Ещё одна легенда Арктики – ледокольный пароход «Малыгин», о судьбе которого написано немало (да и я об известных эпизодах с его участием рассказывал не раз). А вот о том, что представляло из себя это судно, известно меньше.

Ледокол-пароход был построен в 1912 году в Великобритании и назван «Брюс». Имел водоизмещение 3200 т, длину – 78,9 м, ширину – 14,2 м, мощность паровой машины – 2800 л. с., скорость хода – 12 узлов. 

В течение нескольких лет он работал в качестве почтово-пассажирского парома на линии Ньюфаундленд – Новая Шотландия. В 1915 году «Брюс» был куплен русским правительством для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района и переименован в «Соловей Будимирович» в честь былинного богатыря. В 1921 году снова сменил имя на «Малыгин» в честь русского полярного исследователя, начальника Западного отряда Великой Северной экспедиции, капитан-командора Степана Гавриловича Малыгина (1702–1764), описавшего побережье Северного Ледовитого океана от Печоры до Оби.



Ледокол «Малыгин» запечатлён на марке Почты СССР 1981 года


Как и «Георгий Седов», «Малыгин» участвовал в первой Карской экспедиции в 1920 году, в операции по поиску участников экспедиции Нобиле в 1928 году. В 1931 году в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) состоялась известная встреча «Малыгина» с дирижаблем «Граф Цеппелин», положившая начало отечественной арктической филателии. С дирижабля на ледокол тогда было передано 120 кг почты. 



Марка Почты СССР 1931 года, посвящённая встрече ледокольного парохода «Малыгин» с дирижаблем «Граф Цеппелин»


В 1932 году на острове Рудольфа экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция. В 1937-1938 годах «Малыгин» вместе с «Седовым» участвовал в начальном этапе легендарного дрейфа. Этот перечень можно продолжать долго.

28 октября 1940 года при возвращении из гидрографической экспедиции по восточной Арктике «Малыгин» погиб во время шторма у берегов Камчатки со всем экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек).

Очень похожа судьба «брата-близнеца» «Малыгина» – парохода-ледокола «Садко». Практически те же место и время постройки, габариты и параметры, условия приобретения и смены имени. И участвовали они в похожих экспедициях, и дрейфовали вместе в 1937-1938 годах. 



Ледокол «Садко» на марке Почты СССР 1977 года


А в 1935 году на «Садко» была предпринята Первая высокоширотная экспедиция Главсевморпути под руководством Г.А. Ушакова. Работал на «Садко» и известный полярный исследователь Н.Н. Зубов.



Ледокол «Садко» изображен на марке Почты России 2010 года, посвящённой Н.Н. Зубову


11 сентября 1941 года, на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул.

Говоря о легендах 30-х годов, нельзя не вспомнить ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который в 1932 году впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию.  Он был построен на верфи в Великобритании и спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур». Использовался для промысла тюленей и по другим подрядам. В 1915 году был куплен Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море. В 1916 году переименован в «Александр Сибиряков» в честь исследователя Сибири А.М. Сибирякова.

Корабль имел водоизмещение 1498 т, длину – 76,5 м, ширину – 10,8 м, осадку – 6 м, паровую машину мощностью 2360 л. с., скорость хода – 13 узлов.



Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» на марке Почты СССР 1977 года


28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя В.Ю. Визе вышел из Архангельска и, впервые в истории обогнув с севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. 

Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 



Почтовый конверт 1962 года, посвящённый 30-летию рейса ледокола «Александр Сибиряков» 


Односторонняя карточка с оригинальной маркой Почты России 2016 года, посвящённая О.Ю. Шмидту и его экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков» 


До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как «снабженец». В августе 1941 года стал военным кораблем. Следуя с Диксона, 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер».

Арктический ледокол «Красин» построен в Великобритании ещё по заказу Российской империи в 1917 году под именем «Святогор». В 1927 году он был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина (1870–1926). 



Арктический ледокол «Красин» на марке Почты СССР 1976 года


Почтовый конверт 2017 года с маркой и спецгашением, посвящёнными 100-летию ледокола «Красин»


Судно строилось специально для русского ледокольного флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака», но превосходило его по всем параметрам. Сразу вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Ледокол имел следующие характеристики: водоизмещение – 10 620 т, длина – 98 м, ширина – 21,6 м, осадка – 7,8 м, три паровые машины мощностью 10 000 л. с., скорость хода – 16 узлов. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире, участвовал в целом ряде спасательных операций.

В 1928 году ледокол прославился на весь мир. Тогда при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. За этот героический поход ледокол был награждён орденом Трудового Красного Знамени.




Конверт и марка Почты России 2017 года, посвящённые 100-летию ледокола «Красин»


В годы Великой Отечественной войны «Красин» был боевым кораблем. В 1950-х он прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменился его облик. В частности, ледокол получил развитую надстройку, а две высоких трубы были заменены на одну широкую. В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года. 

С 1996 года установлен на вечную стоянку на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, как корабль-музей. Причем до сих пор находится на плаву. Почтовое ведомство никогда не обходило «Красин» своим вниманием.



Односторонняя карточка Почты России 2012 года со штемпелем музея «Ледокол "Красин"»


Короткая жизнь «Челюскина»

Самая короткая жизнь и, наверное, наибольшая известность среди арктических судов были уготованы ледокольному пароходу «Челюскин». Он был построен по заказу СССР в Дании и спущен на воду 11 марта 1933 года. Пароход предназначался для хождения между устьем реки Лена (отсюда и первоначальное название судна «Лена») и Владивостоком. По техническим данным он был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём, усиленным для навигации во льдах. Пароход «Лена» переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название – «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера, участника Великой Северной экспедиции 18 века С.И. Челюскина.

Судно имело водоизмещение 7500 т, длину – 94,5 м, ширину – 16,6 м, осадку – 6,5 м, двойной составной паровой двигатель мощностью 2450 л. с., скорость хода – 12,5 узлов, экипаж – 52 чел. и пассажировместимость – 60 чел.

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход «Челюскин» под командованием начальника экспедиции О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Это был его фактически первый и последний рейс. 

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».



Марка Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода «Челюскина»


«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем и пассажирами в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» оказался раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Дальнейшая история со спасением 104 человек, оказавшихся на льдине, известна всем.



Марка Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода «Челюскина»


Капитан судна Владимир Воронин последним сошел на лед после гибели «Челюскина» и последним был вывезен самолетом из лагеря челюскинцев. Воронин – первый в мире ледовый капитан, которому при жизни посвятили почтовую марку...



Марка Почты СССР 1935 года из знаменитой «челюскинской» серии, посвящённая В.И. Воронину


Научно-исследовательские суда

Важную роль в истории изучения Арктики сыграли специализированные научно-исследовательские суда. 

Первое в мире специально оборудованное российское паровое судно было спущено на воду в 1899 году в Германии и получило название «Андрей Первозванный». Инициатором его строительства и целой программы обследования арктических морей выступил ученый-океанолог, географ и полярный исследователь Николай Михайлович Книпович (1862–1939). Кстати, его именем еще при жизни будет названо советское научно-исследовательское судно.



Конверт Минсвязи СССР 1974 года, посвящённый Н.М. Книповичу


В 1910 году пароход «Андрей Первозванный» переименовали в «Мурман», а в 1932 году он получил имя «Мгла». Это было технически современное судно: водоизмещение – 440 т, длина – 52 м, ширина – 7,9 м, мощность паровой машины – 420 л. с., скорость – 11 узлов. Размещенные на его борту гидрологическая и биологическая лаборатории, а также оборудование для проведения тральных и гидрографических работ позволяли экипажу вести научно-промысловые исследования в северных широтах.



Почтовая карточка начала прошлого века с изображением НИС «Андрей Первозванный»


Судно участвовало во многих гидрографических экспедициях в Арктике, работало в разных ипостасях до 1954 года. В 1959 году бывший пароход «Андрей Первозванный» был разрезан на металл.

Первым советским научно-исследовательским судном стал «Персей», достроенный в 1922 году в Архангельске. Эта деревянная парусно-моторная шхуна имела водоизмещение 550 т, длину – 41,5 м, ширину – 8 м, осадку – 3,2 м, паровую машину мощностью 360 л.с., скорость хода – 7,5 узлов.

За годы своего плавания корабль науки совершил около ста экспедиций по северным морям – Баренцеву, Карскому, Гренландскому, ходил у берегов Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Ян-Майена и Шпицбергена, в 1928 году участвовал в поисках арктической экспедиции Нобиле. Корабль проводил гидрологические, научно-промысловые исследования, в том числе по программе второго Международного полярного года (1932–1933 гг.). В 1935 году совместно с другим научно-исследовательским судном «Николай Книпович» выполнил первую океанографическую съемку всей южной части Баренцева моря. Рейсы «Персея» стали настоящей школой для многих известных ученых-океанологов. 



Конверт Минсвязи СССР 1979 года, посвящённый первому советскому НИС «Персей»


Во время Великой Отечественной войны, 10 июля 1941 года, «Персей», выполнявший боевую задачу, был потоплен немецко-фашистской авиацией в Баренцевом море, в районе полуострова Рыбачий в Мурманской области.

Уже упоминавшееся научно-исследовательское судно «Николай Книпович» было построено в 1928 году в Норвегии по заказу СССР. Оно представляло из себя моторно-парусный бот водоизмещением 100 тонн, диной – 26 м, шириной – 6 м, осадка – 3 м, главный мотор – 120 л.с., скорость хода – 7,5 узлов.



Почтовая карточка 1932 года с изображением НИС «Николай Книпович»


Судно предназначалось для научно-исследовательских работ в открытом море. В 1932-1933 годах «Николай Книпович» участвовал в проекте Второго Международного полярного года, совершил поход на Землю Франца-Иосифа, впервые в истории арктического мореплавания обогнув её с севера и достиг рекордной отметки в свободном плавании 82° 05" с.ш.. В том же 1932 году экипаж судна поднял советский флаг на острове Виктория, как самом западном острове Советской Арктики. «Книпович» участвовал в Великой Отечественной войне. В 1959 году судно было выброшено на берег Кольского залива.

Из научно-исследовательских судов, связанных с изучением Арктики, наверное, наибольшую известность приобрел экспедиционный дизель-электроход «Михаил Сомов», построенный на Николаевской судоверфи в 1975 году. 



Марка Почты СССР 1980 года, посвящённая НЭС «Михаил Сомов»


Он назван в честь выдающегося советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908–1973). Водоизмещение судна – 14 135 т, длина – 133,13 м, ширина – 18,84 м, осадка – 8,4 м, скорость хода – 11,4 уз.



Блок Почты СССР 1986 года, посвящённый НЭС «Михаил Сомов»


С 1975-го по 1996 год «Михаил Сомов» участвовал в более чем двадцати советских и российских антарктических экспедициях, доставлял грузы и полярников в Антарктиду, не раз героически дрейфовал в тяжёлых льдах. За это в 1985 году судно награждено орденом Трудового Красного Знамени. Его капитан Валентин Филиппович Родченко был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа – правительственных наград.

Но с 1996 года по настоящее время работа «Михаила Сомова» полностью связана с Арктикой. Он обеспечивает доставку грузов в западном и восточном секторе Арктики на полярные станции Росгидромета и пограничные заставы. 

«Михаил Сомов» участвует в реализации различных научных проектов и федеральных программ. Участники экспедиций не только проводят научные изыскания и собирают артефакты для музейных коллекций, но и устанавливают памятные знаки в честь величайших исследователей Арктики. 

Стоит заметить, что самое активное строительство научно-исследовательских судов (НИС) в СССР велось в 70–80-е годы прошлого столетия. Только за это время количество НИС достигло 375 единиц. 

Конечно, о многих судах, вошедших в историю освоения Арктики и в отечественную филателию, я не смог даже упомянуть в этом материале из-за большого объема информации. Как и о начавшейся в 1959 году эпохе атомных ледоколов. Это – тема уже следующего рассказа.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике