Сейчас в Архангельске

07:49 -7 ˚С Погода
18+

«Пудана – последняя в роду»: ненецкая девочка в советском интернате

Героиня остается ненкой, хотя уже не такой, как ее бабушка.

Коренные народы Севера Ненцы Фильмы о кмнс
Валерий Кондаков
17 сентября, 2022 | 20:16

«Пудана – последняя в роду»: ненецкая девочка в советском интернате
Фото: Постер фильма «Пудана – последняя в роду»


Для того чтобы дети северных кочевников могли учиться, советская власть создавала школы-интернаты. Для юных ненцев и хантов обучение там было непростым испытанием. В 2010 году ненка Анастасия Лапсуй и ее финский муж Маркку Лехмускаллио сняли фильм «Пудана – последняя в роду» (фин. – «Sukunsa viimeinen»), в котором показана жизнь ненецкой девочки в советском интернате.

По сюжету фильма на Ямале в 1960-е годы живет маленькая ненка по имени Неко (Александра Окотетто), которой суждено стать последней в роду Вэра. Она кочует вместе с отцом и бабушкой, которая ее всему учит, потому что мать часто болеет и живет в поселке. Однажды отец, уехавший за продуктами, возвращается с письмом от жены. Сам он неграмотный, поэтому послание прочел продавец. Жена хочет, чтобы Неко поехала в поселок и стала учиться. Это не нравится бабушке – старейшине рода Вэра, и семья откочевывает на лодках подальше, чтобы девочку не забрали в школу насильно.


222.jpg

Ненцы совершают обряд в традиционном святилище. Кадр из фильма «Пудана – последняя в роду».


Приехав в гости к родственникам, ненцы обсуждают между собой сложившуюся обстановку: «Русских не понять: то священные нарты не нравятся, то детей забирают. Сами говорят: научатся дети и за красный стол сядут – начальниками станут. С бумагами будут работать, про охоту забудут. А не в тюрьму ли их?». В этой сцене упоминается всё, чего так боятся ненцы: борьба с традиционными верованиями, страх перед советской тюрьмой и тем, что дети забудут национальную культуру. Затем показана сцена камлания, в которой выпившая рюмку водки бабушка символически превращается в металлическую гагару (тотем рода Вэра) и путешествует по другим мирам.

Тем временем возвращается выздоровевшая мать Неко. Она вместе с учительницей-ненкой Любовью и русским директором школы уговаривают отпустить девочку на учебу. Мать дарит дочери русское платье, но оно оказывается слишком мало (ведь они не виделись три года), однако гордящаяся своим умением «шить как русские мастерицы» учительница исправляет ситуацию. Все понимают, что если Неко не пойдет в школу, то у отца будут неприятности.


33.jpg

Неко в школе и ее «крестная» учительница Надежда. Кадр из фильма «Пудана – последняя в роду».


Итак, в перешитом платье она впервые попадает в школу-интернат. Там все кажется чужим: все вокруг пионеры, говорят по-русски (вместе учатся и ненцы, и русские), не дают спать в одежде и сидеть на полу, вместо привычной рыбы дают странную кашу, да еще и имя поменяли с Неко на Надежду. Хорошо хоть помогает русскоязычная ненка Лидако (по-русски – Лида) и учительница-ненка Любовь. Из-за незнания русского языка и культурных особенностей Неко / Надежда постоянно попадает в неприятные ситуации: то просыпает зарядку, то прогуливает уроки, то еще что-нибудь с ней случается.

В Международный женский день 8 марта к Неко приезжает отец и, увидев худого ребенка, устраивает скандал в кабинете директора. Он обвиняет директора в том, что тот плохо кормит ребенка, в ответ на это русская учительница Надежда Петровна не выдерживает и сообщает, что ее детей так не кормят, а интернатские дети на шее у государства сидят. Отец пообещал сломать директору хребет, и оскорбил учительницу-ненку, так как она «девочка на побегушках, а если бы хорошо работала, то в его (директора) кресле бы сидела».


44.jpg

Ненцы-беглецы из школы-интерната. Кадр из фильма «Пудана – последняя в роду».


Неко не отпускают на каникулы, и с ней индивидуально занимается преподаватель, но она подговаривает одноклассника на опасный побег из интерната в тундру. Беглецам удается добраться до своих и сообщить, что Неко приснился «красный сон» о том, что она стала «избранницей богов». Шаман подарил ей бубен, но уже взрослая Неко (Надежда Амбасиевна) сообщает, что он где-то сгнил. Также она говорит в конце фильма, что, несмотря на насильственное разлучение с родными, учителя были добры к ней и стали примером. Неко / Надежда выучила русский язык, стала пионеркой, получила образование и много поездила по СССР.

«Пудана – последняя в роду» – не первый фильм Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио, посвященный ненцам. Помимо нескольких документальных, документально-игрового «Семь песен из тундры» (2000 год), можно вспомнить картину «Невеста седьмого неба», также рассказывающую о девочке, которой бабушка передает свои знания. Героями этих лент были лесные ненцы, занимавшиеся больше охотой и рыбалкой, а не оленеводством. Отсюда и их небогатая жизнь, ведь, как мы знаем из уроков «тундровой математики»: один олень стоит ста выловленных крупных рыбин.


55.jpg

Неко и бабушка. Кадр из фильма «Пудана – последняя в роду.


Также про лесных ненцев и хантов снята кинокартина «Ангелы революции». В ней показано начало советизации кочевых народов Арктики: как боролись с традиционными верованиями, как строилась культбаза, а затем школа-интернат, как туда забирали детей и к чему это привело.

Особняком в ненецкой фильмографии стоит картина «Белый ягель», показывающая быт российских тундровых ненцев-оленеводов. Здесь жизнь современных ненцев представлена богаче, однако проблемы у них те же: дети не хотят разлучаться с семьей и учиться в интернате, а потом многие не возвращаются к традиционной жизни, предпочитая остаться в стационарных населенных пунктах.


66.jpg

Неко (Надежда Амбасиевна) демонстрирует свою ягушку. Кадр из фильма «Пудана – последняя в роду».


Фильм «Пудана – последняя в роду» можно сопоставить и с картиной «Саамская кровь». В ней также показана жизнь девочки-северянки в школе-интернате, но там она саамка, живущая в шведском обществе. Однако если в шведском фильме героиня жалеет о потере своей идентичности (по сути, она стала шведкой), то в финской картине Неко остается ненкой, хотя уже не такой, как ее бабушка. Она живет в поселке, не камлает, но помнит ненецкий язык и традиционную культуру. Все-таки в советских школах-интернатах, несмотря на советизацию, старались сохранить родной язык, поэтому у ненцев (среди малых коренных народов) довольно высок процент знающих родной язык.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic

далее в рубрике