Сейчас в Мурманске

11:14 6 ˚С Погода
18+

Уникальная проводка по СМП и наблюдение за космосом со Шпицбергена

Зарубежные СМИ об Арктике

Северный морской путь О науке и культуре
Денис Ивановский
28 февраля, 2022 | 14:21

Уникальная проводка по СМП и наблюдение за космосом со Шпицбергена
Фото: Cezary Morga / Unsplash


Из Китая по СМП впервые прошло грузовое судно в феврале

Судно ледового класса Arc7 AUDAX в сопровождении двух атомных ледоколов совершило свой сверхпоздний рейс по Северному морскому пути. В конце декабря экспедиция вышла из Китая, а в середине февраля пришвартовалась у Мурманска. Судно перевозило сборный модуль для завода «Арктик СПГ-2» весом в 12 тысяч тонн.

Впервые такое крупное судно прошло по Северному морскому пути в феврале. Все предыдущие годы Севморпуть традиционно закрывался для грузовых перевозок в декабре и открывался вновь только к началу лета.

Часть пути Arc7 AUDAX сопровождали ледоколы для прохода через участки Севморпути, где лёд традиционно имеет самую большую толщину. При этом ледовые условия этой зимой особенно сложны, так как уже в ноябре на маршруте были сильные морозы. В наиболее сложных участках грузовому судно помогали российские атомные ледоколы «Ямал» и «Арктика», которые расширяли ледовый канал и создавали транспортный поток для грузовоза.

Arc7 AUDAX значительно шире, чем любые другие атомные ледоколы. Именно поэтому его сопровождало целых два судна. Для дальнейшей оптимизации этих видов экспортных рейсов в России начато строительство нового ледокола класса «Лидер» с шириной 60 метров, способного в одиночку открыть проход для всех других грузовых судов.

Arc7 AUDAX является тяжёлым палубным судном, разработанным финской компанией и построенным на верфи Гуанчжоу в Китае. Оно имеет длину в 200 метров и ширину 43 метра, способное перевозить 22 тысячи тонны груза на плоской грузовой площадке размером с два футбольных поля. Судно было построено в 2016 году и является единственным судном этого типа, сочетающими в себе традиционную способность подъема тяжелых грузов на широкой грузовой палубе с защитой высокого ледового класса.

Помимо уникальности судна для арктических перевозок, уникален и сам период прохода Arc7 AUDAX по Северному морскому пути. Судно, спущенное на воду в 2016 году, ни разу оно не ходило в рейс позднее декабря и ранее мая.



Фото с сайта ПАО «НОВАТЭК»


Россия планирует создать на Шпицбергене станцию слежения за космосом

Норвежский арктический архипелаг Шпицберген стал одним из мест, где государственная корпорация «Роскосмос» хочет разместить станции слежения российской системы предупреждения об опасных ситуациях на орбите. 

В первую очередь, система должна мониторить и предупреждать столкновения с космическими объектами. Сейчас на орбите находится около 18 тысяч объектов размером более 10 сантиметров, в том числе 1200 спутников. Ещё вокруг Земли летают 750 тысяч более мелких объектов размером около сантиметра, которые могут представлять потенциальную опасность для спутников и космических станций.

Норвегия опасается возрастающей российской активности на Шпицбергене. Согласно договору 1920 года о статусе Шпицбергена, остров нельзя использовать в «военных целях». У России, участника данного договора, есть угледобывающее предприятие в поселке Баренцбург, где расположено несколько научных учреждений, в частности научно-исследовательская база Кольского научного центра Российской академии наук.

Одной из проблем размещения станции слежения за космическим мусором на Шпицбергене, о которой заявляют норвежцы, заключается в том, что её теоретически можно будет использовать для разных целей, в частности для наблюдения за военными космическими объектами или баллистическими ракетами с ядерными зарядами.

При этом обвинения в двойственной политике на Шпицбергене поступают и от России. Так, в прошлом году российский МИД резко раскритиковал политику Норвегии в отношении острова, акцентировав внимание на норвежской станции наземного спутникового слежения «Свалсат», расположенную на горе недалеко от западного города Лонгйира. Станция технически достаточно оснащена для выполнения задач двойного назначения, а значит, может использоваться в военных целях.

далее в рубрике