7 фактов отличия ЛСП «Северный полюс» от папанинской дрейфующей полярной станции 1937 года и – ушла ли романтика полярного подвига
Что изменилось за 87 лет?
ЛСП «Северный полюс». Фото: Александр Зубков. Источник: ААНИИ / aari.ru
Первая в мире и первая советская дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина начала свою работу 6 июня 1937 года – тогда папанинцы, собирая научные данные, прожили на льдине 274 дня. В 2024 году в Арктику отправилось научно-экспедиционное судно – ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», чтобы, вморозившись в льдину, дрейфовать вместе с ней, разбив лагерь полярной станции «Северный полюс-42»: так же, как 87 лет назад, но и совершенно не так, – о чём рассказывает ТАСС.
GoArctic много пишет о ЛСП и даже показывает – где и как сейчас дрейфует «СП-42». 30 сентября «приморозившись» к льдине, за первый месяц дрейфа в Северном Ледовитом океане ЛСП под действием ветров и течений преодолела около 600 километров. Научно-исследовательский центр (НИЦ) «Планета» Росгидромета проводит ежесуточный спутниковый мониторинг гидрометеорологической и ледовой обстановки в районе дрейфа полярной станции «Северный полюс-42». Наблюдения ведутся с помощью отечественных спутников серии «Арктика-М» и «Метеор-М», и зарубежных метеорологических спутников. Сейчас опубликованы данные за 18 ноября.
НИЦ «Планета» представил анимацию маршрута дрейфа полярной станции «СП-42» с 30.10.2024 по 18.11.2024 / planet.rssi.ru
Спутниковые изображения за 18.11.2024 г. (НИЦ «Планета») / /planet.rssi.ru
ЛСП «СП-42» vs «СП-1»
1. Первое отличие – комфорт. На тёплой, хорошо оборудованной для работы и быта ЛСП все имеют собственные одноместные каюты с душем, кондиционером, рабочим столом и кроватью. Трёхразовое питание и неограниченные подходы к чаю и холодильнику. С выживанием в брезентовой палатке не сравнить.
2. Механик экспедиций «СП-40», «СП-41» и «СП-42» отмечает главное, по его мнению отличие – топливо. Раньше главным местом лагеря на льдине была дизель-электростанция, которой требовалось много горючего – его выгружали в бочках на льдину и складировали в разных местах – с учётом того, что льдина где-то сломается (а она всегда ломается) и часть ГСАМ станет недоступной. Сейчас лагерь питает ЛСП. Для примера – даже на «СП-30» в 1987 году полярники жили в домиках с печками-капельницами, которые топились чем попало, и температура там не превышала +14 градусов. Как жили и работали в 1937-м?
3. ЛСП снизила необходимость постоянного участия полярной авиации – для исследования льдин и снабжения; после 1990-х школа и техника полярных летчиков были утрачены, и это особенно болезненная тема для полярников.
4. В «СП-42» (как и в «СП-41») нет собак – безопасность полярников на льдине обеспечивается другими способами, в частности, тепловизионным радаром. Правда, учитывая полтора года экспедиции, многие были бы не против четвероногого члена полярной команды.
5. По мнению медика экспедиции, условия медицинской помощи даже сравнивать нельзя.
6. В первые годы работы дрейфующих станций лед для обустройства полярного лагеря должен был быть толщиной не менее 3 м, а льдина, в которую вморозилась ЛСП теперь – чуть больше метра толщиной, чему причиной климатические изменения в Арктике. Раньше полярники могли спокойно выпиливать блоки из льда для возведения сооружений, не опасаясь разрушить опорную льдину. В «СП-3», где начальником был Алексей Трёшников, соорудили к 1 мая целый ледяной дворец.
7. Уровень научного оборудования. Комплекс исследований остался практически тем же, но условия получения и обработки данных, конечно, изменились.
Нынешние полярники признают, что «СП-1» – абсолютно другой уровень по отсутствию поддержки извне, по связи, навигации и т.д. Но они немного грустят по той романтически-героической эпохе: «это было совсем по-настоящему».
Папанинцы и их лагерь. Источник: t.me/aoOCK / rodina-history.ru