Экспедиция обнаружила в Баренцевом море неизвестное захоронение радиоактивных отходов и затопленные суда с отходами на борту
Специалисты Института океанологии и Курчатовского института провели экспедицию на НИС «Академик Иоффе» с целью обнаружения контейнеров и судов с твердыми радиоактивными отходами, затопленных с 1967 по 1991 годы
НИС «Академик Иоффе». Источник: «Морской сайт» / seaman-sea.ru
Специалисты Института океанологии (ИО) им. П.П. Ширшова РАН и НИЦ «Курчатовский институт» в ходе 70-го рейса научно-исследовательского судна «Академик Иоффе» в Арктику провели три этапа исследований по программе «Научно-технологическое обеспечение реабилитации арктического региона от затопленных и затонувших объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами (РАО)». Работы проводились в Баренцевом и Карском морях, где было обнаружено неизвестное захоронение радиоактивных отходов, и – после почти 20 лет поисков – установлено точное местоположение двух затопленных судов с отходами на борту. Местоположение девяти судов с радиоактивными отходами, затопленных в Новоземельской впадине Карского моря, пока осталось неизвестным. Об этом сообщила пресс-служба Института океанологии. По результатам экспедиции намечены полигоны для поисковых работ в 2026 году.

Россыпь металлических контейнеров с твердыми радиоактивными отходами (ТРО). Источник: ocean.ru
В Баренцевом море экспедиция, помимо обнаружения неизвестного ранее комплексного захоронения радиоактивных отходов в заливе Течений, определила точные координаты затопления баржи «Никель» в районе острова Колгуев с 580 т радиоактивных отходов на борту, и местоположение баржи «Лихтер-4». На борту «Лихтера-4» в свинцовых оболочках находятся два корпуса ядерных реакторов АПЛ К-22 с выгруженным топливом. Баржа была затоплена в 1988 году. Предварительный анализ проб воды в районе затопления показал отсутствие в водной толще концентрации 137Cs, превышающей фоновые значения (Цезий-137 – радиоактивный изотоп химического элемента цезия, который образуется при делении ядер в реакторах и ядерном оружии, имеет период полураспада около 30 лет). Измерения и последующий гамма-спектрометрический анализ на содержание 137Cs будут проводиться в условиях стационарной лаборатории Курчатовского института.

Гидролокационное изображение баржи «Лихтер-4» с грузом твердых радиоактивных отходов, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора БНПА «Видеомодуль» на траверзе залива Течений восточного побережья Новой Земли. Источник: ocean.ru
В Карском море, в заливе Степового на Новой Земле, в 1981 году была затоплена атомная подводная лодка (АПЛ) К-27, энергетическая установка которой включает два ядерных реактора. После аварии в 1968 году в течение 13 лет АПЛ находилась в резерве, после чего была затоплена в Карском море с невыгруженным отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Как утверждают специалисты Института океанологии, АПЛ К-27 считается потенциально наиболее ядерно-опасным объектом, затопленным в Мировом океане, и требует регулярного контроля состояния защитных барьеров, отделяющих ядерное топливо от окружающей среды. По информации института, «северо-западная часть залива довольно плотно засыпана контейнерами с твердыми радиоактивными отходами, а также крупными не ремонтно-пригодными агрегатами ядерных энергетических установок АПЛ. В этой связи в части залива наблюдается повышенный радиационный фон». В прибрежном районе залива Степового планируется разместить подводную станцию постоянного радиационного мониторинга для обеспечения непрерывного контроля состояния двух реакторов К-27 и радиационного фона. Установку станции проведёт НИЦ «Курчатовский институт».
Помимо этого, специалисты экспедиции выполнили масштабные поисковые работы в районе Новоземельской впадины Карского моря с целью обнаружения контейнеров и судов с твердыми радиоактивными отходами, затопленных с 1967 по 1991 годы. Там производились захоронения РАО в виде затопления судов (12 единиц) с грузом радиоактивных отходов, контейнеров (4834 ед.) и отдельных агрегатов (306 ед.). Экспедиция уточнила расположение некоторых элементов захоронения, но точное местоположение девяти затопленных судов остается неизвестным.
Подробнее о первом, втором и третьем этапах исследования можно узнать на сайте ИО РАН.
Экспедиция на НИС «Академик Иоффе» организована Научно-исследовательским центом (НИЦ) «Курчатовский институт» и Институтом океанологии им.П.П.Ширшова РАН с привлечением ведущих организаций, специализирующихся в области подводных исследований и подводно-технических работ, таких как: Центр подводных исследований Русского Географического общества (ЦПИ РГО), Центр по проведению спасательных операций особого риска (ЦСООР) «Лидер» и Северо-западный региональный поисково-спасательный Отряд (СЗРПСО) МЧС России.
А у НИС «Академик Иоффе», названного в честь советского учёного, физика Абрама Фёдоровича Иоффе, и принадлежащего Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН, есть свой секрет. В 1988 году в ходе одного проекта были построены два судна – «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов». У обоих судов в центральной части есть вертикальная шахта диаметром около двух метров, выходящая на главную палубу в специальное помещение. Если опустить с помощью лебёдки через шахту приёмник или излучатель, одно судно может излучать, а другое – принимать акустические сигналы. Суда использовались для экспериментов по дальнему распространению звука в океане.