Как развивался ледокольный флот: от деревянных судов с паровым двигателем до атомных
Опыт эксплуатации City Ice Boat, ледокольное судно «Пайлот», ледоколы «Ермак» и «Ленин»
Ледокол «Ермак». Источник: blog.twmuseums.org.uk
История создания и развития ледоколов связана с необходимостью освоения и защиты северных морских путей и обеспечения транспортных маршрутов в зимние периоды. Первое «ледоколоподобное» судно появилось ещё в первой половине 19-века, а спустя 60 лет на воду был спущен ледокол арктического класса, способный ходить в Северном ледовитом океане.
Первый деревянный ледокол
С 18-м века для прохода по замёрзшей воде использовались небольшие суда, которые шли впереди основного флота и раздвигали лёд. Конечно, они были далеки от современных возможностей – их использовали только в период навигации, когда лёд ещё либо не схватился полностью, либо уже начинал таять, образовывая льдины. О хождении по морю в зимний период не было и речи, ходили только по рекам и небольшим озёрам.
По мере развития промышленности и технологий строительства в первой половине 19-го века страны начали работать над проектами судов, которые могли бы проходить сквозь полностью замёрзшие водоёмы.
В 1830-х годах в США для поддержания портов открытыми в зимний период было решено построить судно с усиленным корпусом, способное пробивать тонкий лед. Летом 1837 года на воду в Нью-Йорке был спущен City Ice Boat. Судно действительно выполняло функции ледокола, разламывая лёд в замёрзших водах Нью-Йоркской гавани.
Ледокол City Ice Boat
Корпус City Ice Boat был сделан из дерева, а основной движущей силой стал паровой двигатель. На тот момент энергию пара уже использовали в судостроении, но для ледокольной техники она стала новшеством. Одной из главных особенностей City Ice Boat стал усиленный корпус с наклонным носом, который мог «карабкаться» на лёд и разламывать его под собственным весом. Этот принцип прохода по замёрзшим водоёмам стал в то время революционным, и впоследствии широко использовался.
Паровые двигатели к тому времени были ещё не особо мощными, поэтому City Ice Boat мог справляться только с тонким льдом, но всё же доказал свою эффективность в зимний период. Судно занималось очисткой замёрзших каналов и подходов к портам, позволяя другим судам безопасно ходить по гаваням.
Создание City Ice Boat стало прорывным достижением для портовой инфраструктуры и позволило Нью-Йоркскому порту оставаться открытым даже в морозные зимние месяцы. Хотя это судно не было предназначено для длительных экспедиций в Арктику или Антарктику, его конструкция послужила прототипом для будущих ледоколов. Опыт эксплуатации City Ice Boat позволил судостроителям понять, что для борьбы со льдом требуются не только мощные двигатели, но и специфическая конструкция корпуса.
City Ice Boat номер 3. Картина Джорджа Эссига
Первый российский ледокол
В 1864-м году в России спустили ледокольное судно «Пайлот» для прохода по замёрзшим рекам и заливам. В тот период, с ростом торговли и населения, замерзание прибрежных вод создавало серьезные препятствия для транспортировки людей и товаров.
В отличие от деревянных судов, которые ранее использовались для преодоления льда, корпус «Пайлота» был сделан из металла, что придавало судну прочность и устойчивость к повреждениям от столкновений со льдом.
Одной из ключевых особенностей конструкции «Пайлота» была форма носовой части. Судно за счёт носа поднималось на лёд, после чего тяжелый корпус ломал ледяной покров своей массой. Это стало прорывным инженерным решением, позволившим улучшить ледокольные способности судна.
Кроме того, судно было оборудовано мощной для того времени паровой машиной. Также на «Пайлоте» была установлена лебедка, которая помогала перемещать и поднимать грузы и куски льда. Судно ходило в период с 1864 по 1890 годы в Финском заливе.
Ледокол «Пайлот» на почтовой марке
Революционные решения ледоколостроения
Настоящей революцией стало создание в 1897 году российского ледокола «Ермак» под руководством адмирала и исследователя С.О. Макарова. Судно стало первым в мире ледоколом, способным ходить в Северном ледовитом океане. Его конструкция, собранная на верфи Sir WG Armstrong Whitworth & Co в Англии, задала основу для последующих разработок ледокольных судов.
«Ермак» был способен пробиваться через льды толщиной до двух метров, что в то время было настоящим достижением. Именно с этого судна началась классификация судов по признаку арктического класса.
Ледокол «Ермак»
В первой половине 20-го века мировые державы, особенно СССР, США, и Канада, активно развивали свои ледокольные флоты для транспортировки ресурсов и поддержания навигации в ледовых районах. Совершенствовались формы корпусов и системы двигателей, улучшалось распределение веса судов. В 1930-х годах в Советском Союзе «ледокольные пароходы» и «ледорезы» осваивали Севморпуть, участвовали в экспедициях и спасательных операциях в Арктике.
После Второй мировой войны ледокольный флот получил новый виток развития благодаря появлению атомной энергетики. В 1959 году СССР спустил на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Его использование дало огромные преимущества, так как атомный реактор позволял судну обходиться без частых дозаправок и работать в автономном режиме намного дольше. «Ленин» открыл эпоху атомного ледокольного флота, который стал основой для исследований и освоения северных морей и территорий.
***
Денис Ивановский, специально для GoArcic