На Соловки – за научными достижениями: школа молодых ученых «Окоём» разработала проекты научно-популярного туризма на архипелаге
Молодые исследователи из разных регионов России разработали конкретные практические решения по сохранению наследия и развитию туристической среды Соловецкого архипелага
Соловецкий монастырь. Фото: Александр Фурсов / GeoPhoto
В Архангельской области 50 исследователей из разных регионов России – участники Соловецкой школы молодых ученых «Окоём»* – прошли образовательно-исследовательский интенсив и защитили культурологические и туристские проекты, созданные на его основе. В течение девяти дней интенсива на Соловках работали девять междисциплинарных мастерских: биотехнологическая, инженерно-архитектурная, медиа, педагогического проектирования, историческая, культурологическая (кинематографическая), музыкальная, мастерская популяризации науки и пространственного планирования. Каждая из площадок предложила конкретную сферу исследований: от расшифровки древних рукописей и анализа экосистем до разработки цифровых моделей и просветительских проектов. Школа была организована центром молодых исследователей «Полюс» совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова (САФУ) и Соловецким музеем-заповедником при поддержке правительства Архангельской области и Росмолодёжи. И каждая мастерская представила свой проект, разработанный в школе, в интеллектуальном центре – научной библиотеке САФУ, передают пресс-служба научной библиотеки и ТАСС.
Соловецкий монастырь. Фото: Любовь Григорьева / GeoPhoto
В мастерской педагогического проектирования были предложены две инициативы: концепция «Соловки как образовательное пространство» и научно-популярный маршрут по архипелагу с гидом для экскурсоводов. Пеший маршрут расскажет о научно-технических достижениях и изобретениях на островах: элементах озерно-канальной системы, мельнице, гидроэлектростанции, сухом водоналивной доке, месте, где располагалось Соловецкое общество краеведения, Соловецкой биологической станции, радиостанции. Считается, что первая мельница появилась в Соловецком монастыре в конце XV - начале XVI вв., она находилась на канале, соединяющем Мельничное озеро с морем. Для постоянного пополнения озера водой водоемы Большого Соловецкого острова соединили каналами в единую озерно-канальную систему – гидротехническое сооружение, подобных которому не существует не только в России, но и в мире. В 1912 году на Соловках была запущена первая на Русском Севере гидроэлектростанция. В 1915 году к юго-западу от Соловецкого монастыря была построена радиотелеграфная станция, она обеспечивала связь с материком. Участники мастерской по популяризации науки также разработали серию открыток о научной деятельности и истории науки на Соловках.
.jpg)
Соловецкий архипелаг. Фото: Константин Пухов / GeoPhoto
Мастерская пространственного проектирования предложила создать единое публичное пространство на территории поселка, расположенное на пересечении пешеходных маршрутов. В многофункциональном общественном центре могут располагаться классы, гостиная, концертная и лавка-мастерская.
В музыкальной мастерской разработан проект «Обиход Игнатия Корсакова в контексте соловецкой музыкальной книжности XVII в.», посвящённый анализу творческого наследия средневекового распевщика. Игнатий (ок. 1639-1701) – с 1692 года митрополит Сибирский и Тобольский, писатель, публицист, предок композитора Николая Римского-Корсакова. В Соловецком монастыре Игнатий Корсаков служил в 1676-1680 годах уставщиком – руководил порядком чтения и пения, следил за правильным порядком служб. Монастырь не принял церковных реформ патриарха Никона, в том числе – отказался проводить обряды и петь по новым правилам. В 1668 году началось Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение, – вооруженное сопротивление насельников монастыря. Оно продолжалось до 1676 года, когда царские войска подавили восстание, казнили его предводителей, наказали участников, а монастырь перешел под управление государства, став новообрядческим. Служба Корсакова относится к периоду сразу после подавления соловецкого бунта. Исследование рукописей, связанных с ним, интересно в широком культурно-историческом контексте, когда богослужения в монастыре возобновились в соответствии с новыми условиями. Материалы проекта войдут в методическую часть разрабатываемой игры «Звучание Соловков». В творческой части проекта участники школы создали и исполнили концертную программу «Небесный Окоём», большая часть которой основана на песнопениях из Соловецких рукописей.

Участники инженерно-архитектурной мастерской подготовили 3D-тур по выставке «Звучащие рукописи Соловецкого монастыря»: он открывает доступ к уникальным экспонатам в удалённом формате.
В культурологической мастерской разработали виртуальную экспозицию в Петровской часовне «Пётр I на Севере», в медиамастерской – стратегию продвижения Соловецкой школы ремёсел для привлечения туристов.
Участники исторической мастерской подготовили планшетную выставку по истории средневековой соловецкой ссылки. Выставка разместится в научной библиотеке САФУ.
Студенты-биологи из биотехнологической мастерской ежегодно проводят отбор и исследования проб воды. Они отметили, что по сравнению с прошлым годом снизился поток туристов, и это позволило водоёмам эффективнее самоочищаться в летний сезон. Результаты мониторинга были представлены на III Международной конференции «Озёра Евразии» в Казани.
Участники группы педагогической мастерской по естественно-научному направлению разработали цикл занятий по физике и биологии для школьников на Соловках. На занятиях по физике, к примеру, участники мастерили батарейку из лимона. На курсе по биологии «Тайны флоры и фауны вокруг нас» изучали водоросли, животных Белого моря и птиц. Цикл занятий завершался полевым выходом, на котором группы физиков и биологов вместе искали те элементы, которые изучали.
Все разработанные молодыми учёными проекты являются практическими решениями, нацеленными на сохранение уникального наследия и развитие туристической среды Соловецкого архипелага.
*Окоём — это поэтическое слово, означающее горизонт, пространство, которое можно охватить взглядом.