В Мурманске разработали методику мониторинга парниковых выбросов от судов в Арктике, что важно для оценки антропогенной нагрузки на СМП
Особенность предложенной методологии – в использовании спутниковых данных

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
Специалисты Мурманского арктического университета (МАУ) разработали методику отслеживания и анализа выбросов парниковых газов от морских судов в арктических водах на основе спутникового наблюдения. Разработанная система имеет большое значение для контроля влияния человеческой деятельности на экологическое состояние арктических морей, особенно на Северном морском пути – в условиях запланированного роста судоходства в Арктике, информирует пресс-служба Минобрнауки РФ.
Особенность метода – в новом использовании спутниковых АИС-данных. На каждом судне есть транспондеры – устройства автоматической идентификационной системы (АИС), передающие сигналы на спутник, что даёт возможность идентификации и отслеживания судов, а также – обмена навигационной информацией между судами и береговыми станциями.
Авторы исследования предлагают расширить использование АИС-данных и на основе характеристик сигналов и учёта технических параметров судов оценивать объёмы выбросов ими парниковых газов. Впервые с помощью этого метода станет возможным оценивать выбросы парниковых газов и экологическую нагрузку в пределах любых выбранных границ морской зоны, а также заранее формировать мероприятия по предупреждению и снижению вредного воздействия.
Авторы считают, что их работа может стать основой для разработки независимого отечественного цифрового сервиса по мониторингу парниковых выбросов в Арктике. Это, в свою очередь, поможет обеспечить методическую и нормативную поддержку объективной оценки углеродного следа российских судоходных и транспортно-логистических компаний и станет альтернативой зарубежным цифровым решениям для мониторинга и оценки углеродного следа судов.