Сейчас в Мурманске

18:08 4 ˚С Погода
18+

В Мурманске разработали методику мониторинга парниковых выбросов от судов в Арктике, что важно для оценки антропогенной нагрузки на СМП

Особенность предложенной методологии – в использовании спутниковых данных

Северный морской путь Мурманск Судоходство в Арктике Спутники Наука в Арктике Цифровые технологии Экологический мониторинг
Анна Щетинина
19 июня, 2025, 13:25
В Мурманске разработали методику мониторинга парниковых выбросов от судов в Арктике, что важно для оценки антропогенной нагрузки на СМП

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Специалисты Мурманского арктического университета (МАУ) разработали методику отслеживания и анализа выбросов парниковых газов от морских судов в арктических водах на основе спутникового наблюдения. Разработанная система имеет большое значение для контроля влияния человеческой деятельности на экологическое состояние арктических морей, особенно на Северном морском пути – в условиях запланированного роста судоходства в Арктике, информирует пресс-служба Минобрнауки РФ.

Особенность метода – в новом использовании спутниковых АИС-данных. На каждом судне есть транспондеры – устройства автоматической идентификационной системы (АИС), передающие сигналы на спутник, что даёт возможность идентификации и отслеживания судов, а также – обмена навигационной информацией между судами и береговыми станциями.

Авторы исследования предлагают расширить использование АИС-данных и на основе характеристик сигналов и учёта технических параметров судов оценивать объёмы выбросов ими парниковых газов. Впервые с помощью этого метода станет возможным оценивать выбросы парниковых газов и экологическую нагрузку в пределах любых выбранных границ морской зоны, а также заранее формировать мероприятия по предупреждению и снижению вредного воздействия.

Авторы считают, что их работа может стать основой для разработки независимого отечественного цифрового сервиса по мониторингу парниковых выбросов в Арктике. Это, в свою очередь, поможет обеспечить методическую и нормативную поддержку объективной оценки углеродного следа российских судоходных и транспортно-логистических компаний и станет альтернативой зарубежным цифровым решениям для мониторинга и оценки углеродного следа судов.

 

далее в рубрике