18 октября – День Аляски, с праздником?
История российской Аляски
Город Уналашка, Аляска. Фото: Wikimedia Commons
Вот, хочется верить, что во второй половине XVI века, берегов никому не нужной, потому что неведомой Аляски первыми достигли новгородцы, бежавшие от расправы московского царя Ивана Грозного, обрушившего в 1569 году на Великий Новгород милицейские войска своих опричников, сладострастно стремившихся предать население Новгорода мучительным и смертельным пыткам. Однако и 1570 год не является временем первого открытия Аляски знаменитыми новгородскими ушкуйниками, так как бежали они в сторону им уже знакомую по прошлым путешествиям.
Первая карта с нанесенным на нее очертанием пролива, отделяющего восточную Азию от Америки, датируется 1569 годом, а на карте 1595 года значится не только море и пролив, но и западная часть Аляски с островом Святого Лаврентия. И некому, кроме русских путешественников, было эту карту составить, с учетом того, что именно новгородцам проще всего в ту пору было добраться до места с европейского континента.
Экспедиция Дежнева и Попова, стартовавшая летом 1648 года, достигла мыса Большого каменного носа (впоследствии мыса Дежнева), вышла в Тихий океан, доказав наличие «сказочного» пролива, о котором ходили упорные слухи. Так свершилось первое важное открытие.
Источник: 24smi.org
До нас дошла история, датированная 1662 годом, о «хождении» десятника Ивана Рубцова, который направился вниз по Лене из Якутска «на службу за море на Анадырь-реку». Примерный путь экспедиции составляет семь тысяч километров, что предполагает посещение им Берингова пролива и устья реки Камчатка. Значит, поморы имели технические возможности для путешествия от Балтики до Аляски.
Отсутствие документальных подтверждений, свидетельствующих о неоднократных успешных экспедициях русских полярников в сторону американского континента, историками объясняется исчезновением русского архива из московского Кремля после посещения его поляками в Смутное время.
Попытки европейских мореходов в начале Нового времени отыскать северный фарватер в Китай и Индию были неудачными, однако путешественники заявляли о встречах с русскими коллегами в самых отдаленных уголках неизведанного пути.
Когда на российский престол вступил Петр Первый, планы освоения «Северного морского пути» стали государственной задачей, разрешение которой ставило Россию в один ряд с великими морскими державами. Однако на пути царя-реформатора встали западные географы, хором утверждавшие, что американский и азиатский континенты соединяются только по суше.
К счастью, западные ученые были не большими авторитетами для русского царя, поэтому незадолго до смерти Петр повелел снарядить экспедицию для окончательного разрешения вопроса о водной дороге из Азии в Америку. Возглавить плавание указали Витусу Берингу, который с командой на новом боте «Святой Гавриил» 13 июля 1728 года вышел в море.
Маршруты камчатских экспедиций Беринга–Чирикова. Источник: ryazpressa.ru
Дойдя до Берингова пролива, капитан не смог различить в тумане американский берег и принял решение возвращаться в Петербург, что сорвало окончательное выполнение задания, уже практически разрешенного. Молодые русские офицеры во главе с капитаном Чириковым, принимавшие участие в экспедиции, настаивали на продолжении пути, однако осторожный Беринг приказал возвращаться. Впрочем, Первая Камчатская экспедиция открыла крупный остров, названный островом Святого Лаврентия и являющийся частью Аляски.
Новая историческая эпоха принесла с собой новые ценности, информация о неизведанных землях имела в XVIII веке особую природу, поэтому тщательно оберегалась. Западные шпионы через своих доверенных лиц из числа служащих при русском дворе иностранцев получали доступ к картам с нанесенными очертаниями новых земель, которым не было в ту пору цены. При невозможности точно копировать документы русские карты банально разворовывались и бесследно исчезали закромах западных монарших дворов. Кроме того, иностранные участники экспедиции считали своим долгом сообщать о результатах не только русскому государю, но и заинтересованным кругам государств, гражданами которых они официально являлись.
В июле 1732 года команда под руководством Михаила Гвоздева и Ивана Федорова, состоявшая исключительно из русских моряков, вновь вышла в море и 21 августа при исследовании пролива путешественники увидели Америку. В районе мыса Принца Уэльского возле острова Кинга бот встретился с байдаркой местного чукчи, который поведал русским морякам о близости континента, что и поставило точку в спорах о наличии или отсутствии морского пути из Азии в Америку.
Эскимосы на каяках. Гравюра XIX века. Источник: М. Золотарев, rusmir.media
Засилье иностранцев в русских географических администрациях было настолько широким, что эпохальное открытие Гвоздева и Федорова долго скрывалось, не по «чину» в ту пору было русским совершать подобные подвиги. Бесследно пропали составленные командой карты и бортовые документы с описанием берегов Аляски.
В 1736 году немецкий географ Миллер в якутском архиве разыскал записку Дежнева о плавании в район Берингова пролива. Немец намеренно утаил информацию, опубликовав исследование только в 1758 году, когда русское общество располагало сведениями о далеком регионе.
1740 год стал годом очередного вояжа русских судов к Аляске. Вновь руководителем экспедиции назначили Беринга, однако Сенат повелел ему принимать решения в сотрудничестве с решительным и целеустремленным капитаном Чириковым, бывшим в Первой Камчатской экспедиции и настаивавшим на продолжении поиска неизвестной земли.
Витус Беринг. Источник: ryazpressa.ru
4 июля 1741 года два корабля покинули Петропавловский порт и направились на поиски мифической земли Жоао де Гама, которую нанес на карты француз Делиль. Поиски несуществующего закончились неприятностью, суда попали в туман и потеряли друг друга из вида, поэтому первым до Аляски дошел Чириков. 15 июля возле острова Бейкер капитан корабля увидел американский берег, впоследствии обнаруженная земля станет восточной границей русских владений.
Первые вылазки для разведки территории закончились трагически, обе высадившиеся партии моряков бесследно пропали, вероятно, были уничтожены местными племенами. Корабль Чирикова вынужден был уйти с приближением отлива.
Беринг прибыл к берегам Америки 16 июля, исследования прошли удачно, никто из команды не пострадал. На обратном пути судно попало в череду штормов, скитанья по морям привело к тому, что у команды закончились продукты, в довершение к бедам корабль выбросило на отмель острова, названного впоследствии именем Беринга, где оставшимся в живых членам команды пришлось зимовать. Капитан скончался от болезней. Весной моряки сделали новое судно из обломков старого корабля и плавника, на котором меньше половины экипажа смогли добраться до Петропавловска.
Могила Витуса Беринга на острове, где он умер, затем названном в его честь. Фото: Чейшвили, РИА Новости
В 1762 году российский престол заняла Екатерина II, которая стала активно интересоваться делами Аляски, что сказалось на интенсивности освоения региона.
Все предшествующие попытки достигнуть берегов Аляски российское правительство признало провальными и решило готовить новую экспедицию в условиях жесткой секретности. Руководить проектом назначили русских моряков Криницына и Левашова. Старт был дан в 1768 году, корабли высадили десант на Алеутских островах, где команда зимовала, собирала данные о береговой линии и описывала прилегающую территорию.
В 1775 году иркутский купец Григорий Шелехов собрал все доступные сведения об Аляске, обобщил их и принял решение о необходимости создания торгового судоходства, связывающего Курильскую и Алеутскую островные гряды. Результатом трудов Шелехова явилась коммерческая «Северо-Восточная» компания, которая стала официально представлять русский бизнес на острове Кадьяк. К 1792 году неказистое поселение превратилось в город Павловская гавань. Переселенцы наладили в суровых землях сельское хозяйство и построили православную церковь, ставшую центром не только для русских переселенцев, но и для коренных жителей.
Бизнес Шелехова был успешным настолько, что в 1798 году его поддержали именитые купцы Голиковы и Мыльников, создав «на паях» единую «Российско-Американскую компанию». Павел I поддержал бизнесменов и официально закрепил за ними монопольное право на заготовку пушнины, а также повелел открывать для России новые земли в северо-восточной части Тихого океана.
В 1801 году акционерами компании стали император Александр I и его братья – великие князья. В Россию пришла мода на Аляску, а вместе с модой Аляска получила первого официального губернатора – Александра Баранова, человека деятельного и активного. Границы русских владений расширялись, появились поселения в Кенайском и Чугацком заливах. В заливе Якутат заложили город Новороссийск. В 1796 году русские поселенцы добрались до острова Ситка, где заложили Михайловскую крепость.
Ново-Архангельск. Источник: diletant.media
Активная экспансия русских поселенцев не осталась без внимания аборигенов, которые посчитали присутствие чужеземцев чрезмерным. В 1802 году началась русско-индейская война. Индейский вождь Катлиан 23 мая напал на крепость и захватил ее. Только через два года в 1804 году Баранов смог выступить с группой солдат из Якутата, высадился на Ситке и в результате продолжительной осады взял крепость, которая после реконструкции и значительного укрепления стала городом Ново-Архангельском.
Победа русских на Ситке не стала окончанием войны, в 1805 году обьединенная армия индейцев заняла Якутаг и сожгла поселение. Вскоре русские поселенцы и вожди индейских племен попытались заключить перемирие, однако даже после получения формальных обязятельств сторон перкратить войну Русско-Американская компания могла вести промысел только под прикрытием русских военных кораблей.
Окончательное примирение России и индейцев-тлинкитов состоялось только в 2004 году заключением официального мирного договора.
Заключение мира между кланом киксади и Россией (перемирие 1805 г., заключенное между Катлианом и Барановым без соблюдения всех тонкостей «индейского протокола», тлинкитами не учитывалось). В церемонии принимала участие Ирина Афросина – прямой потомок главного правителя колоний А.А. Баранова. Фото: ryazpressa.ru
В 1795 году эпоха Григория Шелехова сменяется эпохой Николая Петровича Резанова, получившего право на компанию по наследству. Граф к обоюдному удовольствию сторон женился на дочери Шелехова Анне, невеста получила титул, Николай Петрович капитал и перспективную бизнес-империю. Вскоре после свадьбы юная графиня умерла, (ей в пору сватовства было 15 лет), а граф отправился в кругосветное путешествие по велению императора Александра I.
Резанов оставил воспоминания о пребывании на Аляске в 1805 году. Жило тогда в Руской Америке 5 234 человек православного вероисповедания и нанятые на службы индейцы (на острове Кадьяк 5 200 человек). Переселенцы были, по словам Резанова, людьми «буйными», «пьяной республикой». Для улучшения быта населения Резанов создал училище для мальчиков, школу для девочек, основал больницу, учредил суд. Для получения продуктов питания и иных товаров организовал торговлю с Калифорнией, где было необходимо основать русское поселение для бесперебойного снабжения жителей Аляски хлебом и молочными продуктами.
История плавания Резанова в Калифорнию известна всем из рок-оперы «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского. Кончита влюбилась, Резанов обещал жениться, будущий тесть помог очень дешево купить провиант для Аляски. Резанов торопился в Петербург для получения императорского разрешения на брак с католичкой, на тонком льду провалился в реку, заболел и умер 1 марта 1807 года. Кончита никогда не вышла замуж, стала монахиней и пережила своего возлюбленного на 50 лет.
Николай Резанов и Консепсьон Аргуэльо (Кончита). На момент встречи ему было 42 года, ей – 15. Фото: Виктор Великжани, ТАСС / Wikipedia
Со смертью Резанова Русская Америка стала частью Сибирского генерал-губернаторства и управлялась из Иркутска, директором Российско-Американской компании до 1818 года являлся А. Баранов.
После ухода генерал-губернатора Аляски на пенсию регионом стало руководить военно-морское министерство. Офицеры мало интересовались коммерцией, считая недопустимым экспансию в регион англичан и американцев. Милитаристы добились от императора заявления о запрещении иностранного вторжения на Аляску в радиусе 160 миль от российских поселений. США и Великобритания начали кампанию юридических протестов.
В 1824 и 1825 году стороны приняли конвенции, определившие границы российской территории Аляски. США и Британия получали право 10 лет вести торговлю, после чего вся территория переходила в единоличное владение Россией.
К середине XIX века содержание армии и флота, защита отдаленных территорий значительно превышали доходы от торговли пушниной. Территория была слабо заселена, население составляло около 2 500 русских и 60 000 индейцев и эскимосов.
Русская Америка в 1860 году. Источник: diletant.media
Россия вела тяжелую Крымскую войну, было не до Аляски, к которой вплотную подошла Канада. Британская агрессия в Крыму могла быть продублирована на территорию Русской Америки, о чем свидетельствовала попытка высадки английского десанта в Петровпавловске-Камчатском.
США также опасались военного вмешательства Лондона в дела Аляски, поэтому Вашингтон вел переговоры о фиктивной (временной) продаже Россией Яляски.
Начало было положено, согласование шло более десяти лет, и в марте 1867 года проект был подписан. Русские владения в Америке обошлись правительству США в 7 миллионов 200 тысяч долларов и уже 18 октября Аляска официально стала территорией США. С 1917 года этот день стал официальным государственным праздником – «Днем Аляски». Вместе с территорией США было передано все недвижимое имущество, документы и архивы.
***
Сергей Палагин, специально для GoArctic