«АРКТИКА СЕГОДНЯ» или, точнее, «Севморпуть сегодня»
Сегодня однозначным флагманом арктических новостей стал Северный морской путь. Что поделать – статус перспективной транспортной артерии обязывает.
Во-первых, поступило сообщение о том, что СМП ожидает взрывной рост, и начнётся он уже в обозримом будущем. Подобное видение, вполне официально озвученное сегодня «Атомфлотом», строится на сумме прогнозных показателей по грузоперевозкам, рассчитанных основными компаниями, ведущими горнорудную и нефтегазовую добычу в арктических широтах. Так вот, по их данным получается, что к 2030 году в западном направлении будет отправлено ок. 56 млн тонн грузов, а в восточном – до 129 млн тонн. Значит, грузопоток может составить примерно 187 млн тонн, что более чем в два раза превосходит цель, зафиксированную для Севморпути Президентом, – 80 млн тонн к 2025 году. С этим расчётом есть некоторые, скажем так, нюансы: с одной стороны, прогнозы компаний носят предварительный характер и могут быть излишне оптимистичными; с другой же стороны, в калькуляции не учтены показатели «Роснефти» (а она является одним из крупнейших пользователей СМП), прочих предприятий (которых немало) и транзита грузов. В любом случае, как ни крути, а получается, что Севморпуть «обречён» на серьёзное увеличение грузопотока.
Во-вторых, и эта новость прямо связана с предыдущей, официально дан старт работам, направленным на обоснование возможности круглогодичной навигации на протяжении всей трассы СМП. Заказчиком и координатором изысканий выступает уже упоминавшийся «Атомфлот», фактический оператор Севморпути. Разрабатывать обоснование и ставить практические эксперименты будут три подрядчика: Крыловский ГНЦ, АО «ЦНИИМФ» и финская компания Aker Arctic. В основе этой инициативы – необходимость найти способ, с помощью которого можно было бы возить грузы по СМП в круглогодичном режиме и в ледовых условиях тяжёлого типа судами более низких, чем это сейчас допускается, ледовых классов (в частности, Arc4). Это нужно прежде всего затем, чтобы иметь возможность транспортировать СПГ, газовый конденсат и нефть с арктических месторождений уже в ближайшее время, не дожидаясь достройки судов класса Arc7. По итогам изысканий планируется не только внедрить новые методы, но и скорректировать Правила плавания в акватории СМП.
В-третьих, нельзя обойти вниманием инициативу, подготовленную Минпромторгом (и уже согласованную Минтрансом и Минэнерго), которая готовится к внесению в Правительство. Так, предлагается, чтобы с 2019 года по СМП было запрещено перевозить углеводороды на судах иностранного производства (за рядом исключений). С одной стороны, понятно, что эта инициатива, прими её Правительство, подстегнёт рост заказов на отечественных верфях, которые в таком случае остаются без иностранной конкуренции. С другой стороны, не менее ясно то, что это новшество хотя бы отчасти ограничит рост перевозок (особенно поначалу) и вряд ли будет встречено с радостью компаниями, уже разместившими заказы на танкеры и газовозы ледового класса за рубежом. Надеюсь, что в правительстве учтут интересы развития и СМП, и отечественного судостроения и придут к разумному компромиссу. А к какому именно, вы обязательно сможете узнать из нашего очередного обзора!
Александр Стоцкий