Арктика сегодня: первые результаты проекта грузового агрегатора для СМП

Александр Стоцкий
24 Августа, 2021, 13:43
Арктика сегодня: первые результаты проекта грузового агрегатора для СМП
Фото: Морской порт Санкт-Петербург


В северной столице подводят промежуточные итоги проекта «Санкт-Петербургский агрегатор грузооборота Северного морского пути».

Напомню, проект стартовал в феврале 2021 года. Его цель – создание системы грузооборота СМП для нужд субъектов АЗРФ и Дальнего Востока. Проект реализуется Логистическим кластером Северо-Запада РФ совместно с правительством Петербурга.

Итак, каковы первые результаты?

Как заявляют в городском Комитете по делам Арктики, в период летней навигации по СМП было отгружено более 258 тыс. тонн продукции. Её номенклатура весьма разнообразна: среди отправленных грузов – энергетическое оборудование, приборы для обеспечения безопасности речного судоходства, спасательная, строительная и военная техника. Основные получатели – порты Норильска, Лабытнанги, Хатанги, Магадана и Диксона.

Развивается и транзитная составляющая, представляющая столь большую важность с точки зрения дальнейших перспектив СМП. В Санкт-Петербурге ожидают, что с сентября по ноябрь по нашей заполярной магистрали будет отправлено ещё порядка 80 тыс. тонн грузов из других стран и регионов – в том числе и 15 тыс. тонн грузов из Китая.

Озвученные цифры позволяют увидеть контуры новой реальности, формирующейся на Севере страны. Диверсификация грузопотока по Севморпути (а в будущем – и по Северному морскому транзитному коридору, который будет выстроен на базе СМП) является одной из задач, актуальных с точки зрения развития нашей Арктики в целом. Ведь освоение Заполярья – это не только рост добывающих и перерабатывающих мощностей, не только экспорт энергоносителей и металла, это ещё и усиление роли СМП как одной из транспортно-логистических скреп территориального пространства России. 

Конечно, создание мощного транспортного коридора в акватории СМП, обладающего выраженной транзитной составляющей, требует времени, инвестиций и, главное, существенных шагов по улучшению условий навигации в высоких широтах (прежде всего, в части связи, обеспечения безопасности, повышения доступности услуг ледовой проводки). Такие вещи не делаются в одночасье. 

Однако, как говорится, «дорогу осилит идущий». И с этой точки зрения, результаты петербургского проекта дают все основания для оптимизма.


Александр Стоцкий
далее в рубрике