АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: китайцы, налогообложение, ледоколы и экология

17 Июня, 2018, 22:05
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: китайцы, налогообложение, ледоколы и экология

Что же, пришло время подводить итоги ещё одной арктической недели. Чем она нам запомнилась? Поговорим о главных темах информационной повестки.

Отдельное направление. Под вопросы, связанные с Арктикой, создан новый департамент в структуре Минприроды. Помимо прочего, он будет регулировать государственную политику в изучении Арктики и Антарктики. В силу своей специфики и важности, арктическая тематика постепенно обособляется в управленческой системе, и этот тренд явно будет продолжаться.

Китай заинтересован. Пошёл процесс по итогам президентского визита в КНР: китайцы выразили готовность сотрудничать по «Арктик СПГ-2» и поучаствовать в финансировании ряда крупных российских проектов. Одним из фаворитов тут является Севморпуть: китайский бизнес всё-таки очень хочет сэкономить на логистике и перенести хотя бы часть грузопотока с юга на север. На эти задачи Государственный банк развития Китая выделяет около 10 млрд долларов.

Снижаем налоги? Госдума рассматривает возможности снижения налогового пресса на нашу Арктику. О. Епифанова, вице-спикер Госдумы, высказала тезис о том, что северные надбавки не должны облагаться НДФЛ и так называемой «внебюджеткой» (взносами во внебюджетные фонды). В общем, подход этот верный: мы живём в условиях рыночной экономики, и стимулирование рублём – одна из самых эффективных мотиваций. Вот пусть эта мотивация и поработает на благо привлечения в Арктику людей и бизнеса.

Ледоколы. Тут сразу несколько новостей. Первая: конструкторы торопят заказчиков с началом работ по нашему флагманскому ледокольному проекту. Если не хотим задержек и опозданий, надо приступать к проектированию уже в этом году. А время тут важно: имея на руках такой козырь, как «Лидер», мы сможем сохранить ведущие позиции в Арктике в следующие десятилетия даже несмотря на возрастающую конкуренцию. И вторая: для «Лидера» уже проектируют суда атомного технологического обслуживания. Технический проект для новой серии будет готов к концу этого года.

Конкурентоспособный атом. Новые разработки способны решить одну из проблем ПАТЭС – их дороговизну. Внедрение новых энергоустановок способно снизить цену на плавучие энергоблоки на целых 30%. В этом свете рыночная привлекательность станций не может не вырасти.

Заказы для корабелов. Северодвинские верфи «Севмашпредприятие» и «Звездочка» собираются строить корпусные конструкции для проекта «Арктик СПГ-2». А кроме этого, «Звездочка» намеревается организовать центр сервисного и гарантийного ремонта судов.

Геологоразведочный хай-тек. «Газпром нефть» и IBM углубляют партнёрство в цифровой сфере. Компании будут совместно разрабатывать высокотехнологичные программные комплексы, призванные повысить эффективность поиска и добычи полезных ископаемых.

Экология. Здесь тоже имелось сразу несколько заслуживающих внимания событий:
- Финляндия собирается посвятить защите окружающей среды следующий Арктический саммит. Организовывать его будет именно эта страна, так как она председательствует сейчас в Арктическом совете. Одна из ключевых тем, на которые хотели бы поговорить финны, – снижение выбросов сажи.

- Военные прибираются в Арктике. Начали с Норильска – там будет очищен от мусора военный аэродром и сам город;

- В офисе «ПОРА» прошло заседание Дискуссионного клуба по преподаванию в школе дисциплин, связанных с экологией. Важность обучения экологически ответственному поведению сложно переоценить: ведь именно сегодняшние дети через несколько лет будут определять облик нашей страны и нашей Арктики.

На этом завершаю свой недельный дайджест. И напоминаю: ПОРА думать об Арктике!

Александр Стоцкий

далее в рубрике