Сейчас в Архангельске

21:19 11 ˚С Погода
18+

Бизнес на грани выживания: регионы Арктики ищут спасение от коронакризиса

Доля малого и среднего бизнеса в северных регионах России невысока, ниже, чем в целом по стране

Мурманск Карелия Малый и средний бизнес Якутия
Виктория Бабаева
16 мая, 2020, 11:11

Бизнес на грани выживания: регионы Арктики ищут спасение от коронакризиса

Арктику принято считать территорией мегапроектов, и цифры подтверждают этот тезис. Доля малого и среднего бизнеса в северных регионах России невысока, ниже, чем в целом по стране. Основных причин две – слабый объем спроса из-за оттока населения и дополнительные издержки, считают в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Количество предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) в Арктике сократилось на 11 тысяч за последние три года. Кроме того, за этот период в регионе на 14% сократилось число занятых в секторе МСП», — заявил замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков в рамках онлайн-дискуссии «Предпринимательство в Арктике», организованной Проектным офисом развития Арктики (ПОРА).

И без того непростое положение малого и среднего бизнеса усугубил коронакризис, и теперь после длительного простоя, предпринимателям придется не просто начинать всё с нуля, а выбираться из глубокой финансовой ямы.  

Бизнес на паузе

Несмотря на официальное окончание периода нерабочих дней в России, бизнес не имеет возможности вернуться к прежнему режиму существования – в регионах всё еще действует ряд ограничений. На паузе стоит работа общепита, сферы услуг, досуга, массовые мероприятия запрещены. В Архангельской области примерно на 70% упала выручка от торговли непродовольственными продуктами, сообщила бизнес-омбудсмен региона Ольга Горелова в ходе заседания дискуссионного клуба ИАЦ-ПОРА «Мегапроекты и малый бизнес: как Арктические регионы переживают коронакризис».

В Мурманской области сильнее остальных пострадала сфера туризма. 

«За последние годы действительно удалось раскрутить мощный азиатский поток в регион, и он позволил предпринимателям поверить в эту историю и вложиться. Но вот настало время платить кредиты, а источника для их погашения нет, это действительно большой удар», — рассказала также в рамках онлайн-заседания уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Елена Тихонова.

 Вместе с этим страдает также сфера общественного питания, транспорта и многие другие направления.

По оценкам Торгово-промышленной палаты республики Коми нынешний кризис могут не пережить около 25% представителей бизнеса, к тому же федеральную поддержку в текущих условиях могут получить далеко не все. 

В Якутии из 44 тыс. зарегистрированных предпринимателей на поддержку от Москвы могут рассчитывать только 10 тысяч. В Архангельской области из 37 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства помощь со стороны федеральных властей доступна только для 11 тысяч. В Мурманской области из 25 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса под меры поддержки федерального уровня попадают 6,5 тысяч. В других регионах Арктики ситуация аналогична.

«Главная ошибка федеральных властей в том, что они разделили отрасли по поддержке на пострадавшие и не пострадавшие. А на самом деле тех, кто не пострадал можно посчитать по пальцам», — заявил президент Торгово-промышленной палаты Республики Коми Юрий Колмаков.

Сегодня наиболее пострадавшие от эпидемии коронавируса организации определяются по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – ОКВЭД, и большинство предпринимателей считают данную систему неэффективной и даже несправедливой. 

«С существующей логикой выбора наиболее пострадавших я в корне не согласна, поскольку очень сложно определить, кто пострадал, с точки зрения кодов. К тому же расшифровка кодов у нас разноуровневая», — отметила Ольга Горелова.

Более подходящим критерием выбора наиболее пострадавшей организации бизнес-омбудсмены считают показатель сокращения выручки. Однако на текущий момент точно просчитать все потери проблематично. Данный вопрос сейчас находится на уровне проработки.

Арктике нужен особый подход

Северяне открыто заявляют, что федеральных мер поддержки в нынешней ситуации им недостаточно. Дело в том, что в Арктике затраты на одного сотрудника куда выше, чем в других регионах страны. 

«У нас в Якутии самая большая сумма МРОТ – 33 тыс. рублей. Но на самом деле предприниматель тратит куда больше, около 50 тысяч», — рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в республике Саха (Якутия) Альбина Кычкина

Речь идет в первую очередь о тратах на отпуск сотруднику и других северных надбавках для специалистов, работающих на Севере, которые в условиях кризиса предпринимателям не компенсируют. Малым и средним предприятиям на каждого сотрудника выплачивается всего 12 тыс. рублей, чего, как заявила Альбина Кычкина, хватает лишь «на поддержку штанов». 

«Если государство обязало предпринимателей платить северные надбавки, то и помощь нужно оказывать с учетом северных надбавок. Мне кажется, в этом есть прямая логика. Они (предприниматели – прим.) выполняют государственные гарантии или по крайней мере до последнего времени выполняли, поэтому в праве рассчитывать на адекватную помощь», — заявила Елена Тихонова

Как она отметила, в Мурманской области региональные выплаты предпринимателям учитывают «северные» (выплата составляет 28 899 рублей вместо федеральных 12 130 рублей), и данная мера поддержки пользуется ажиотажным спросом.

Но несмотря на планируемый выход из режима ограничений, полного восстановления бизнеса в обозримой перспективе представители регионов не прогнозируют. 

«Ожидать того, что валом покупатели придут в магазины, не стоит. Если бы государство предоставило бы конкретно каждому гражданину напрямую финансовую поддержку в виду конкретных сумм рублей, то это может быть способствовало бы поддержке покупательной способности в определенном моменте», — заявил Юрий Колмаков

К тому же не исключается, что нынешний кризис подтолкнет часть населения перебраться в более южные регионы страны с более комфортными условиями жизни и ведения бизнеса.

«Мы сейчас на пути к новому укладу жизни в Арктике, к новой экономической модели. От того, насколько малый и средний бизнес сможет жить, насколько будет расти его доля и его влияние, в такой же степени мы можем рассчитывать на успех наш в Арктике», — заявил координатор просветительских программ ПОРА Андрей Иванов.

Бизнес-омбудсмены регионов Севера уверены, что поддержка предпринимательства в Арктике требуется более существенная и на более длительные периоды. Среди возможных мер называются снижение налогового бремени с соответствующей компенсацией региональным бюджетам, преференции для представителей малого и среднего бизнеса в Арктике при их участии в конкурсах на контракты и многое другое.

«Если арктическая специфика не будет учтена в мерах поддержки, то восстановить инфраструктуру малого и среднего бизнеса будет достаточно сложно. А это качество жизни, оно тянет за собой целый ряд других последствий», — отметила Елена Тихонова. По ее словам, без поддержки малого и среднего бизнеса развитые регионы Арктики со временем превратятся в вахтовые поселки.  


***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике