Благоустройство в арктическом климате
Природно-климатические условия Арктики обусловили низкую плотность населения и формирование особых систем расселения в регионе, существенно отличающихся от систем расселения умеренного пояса. Несмотря на крайне низкую плотность населения арктического и субарктического поясов в целом (0,5 человека и менее на 1 кв. км) и невысокую численность населения крупнейших городов (Мурманск – более 300 тыс. чел., Норильск – более 170 тыс. чел., Воркута – около 60 тыс. чел.) на территории Российской Арктики, по оценке, проживает около 2,5 млн. человек. Поэтому проблема создания комфортной среды в арктических поселениях не является надуманной.
Понятие городской среды в арктических населённых пунктах и мероприятия, повышающие её комфортность, требуют дополнительного осмысления в связи со специфичностью природно-климатических условий.
Социальная экология рассматривает городскую среду как особый тип социально-бытовой среды, понимая под ней ту часть жизненной среды человека, «которая организуется и развивается в целях обеспечения необходимых условий его существования, жизнедеятельности как биосоциального существа и поддержания физического и психического здоровья» (Ситаров В. А., Пустовойтов В. М.: «Социальная экология». Издательский центр «Академия», 2000).
Рассматривая городскую среду как совокупность условий жизнедеятельности человека, следует подходить системно к оценке факторов, принимающих участие в её формировании: антропогенных, биотических, абиотических и социальных. Сосредоточение внимания исключительно на антропогенных и социальных факторах в настоящий момент привело к упрощению и чрезмерной унификации подходов к формированию комфортной городской среды, игнорирующих различия абиотических и биотических составляющих среды на территории Российской Федерации.
По оценке специалистов, более половины территории страны находится вне зоны климатического комфорта, что предопределяет особенности жизнедеятельности человека, включая досуговую и рекреационную деятельность, а Арктическая зона РФ характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, что, безусловно, должно учитываться при принятии решений по созданию комфортной городской среды.
- большая повторяемость (45-65 % дней за год) низких отрицательных температур;
- недостаток или полное отсутствие (полярная ночь) солнечной радиации зимой; преобладание пасмурной погоды (140-150 дней в году);
- сильный ветер с частыми низовыми метелями;
- рекордные оценки метеорологических элементов
(Исаев А.А. Экологическая климатология. М.: Научный мир, 2001).
В арктических городах можно говорить о формировании жизненного пространства особого типа – «квазигородского», в котором при отсутствии территориальных ограничений размыты границы урбанизированного и неурбанизированного пространства, значимость территорий общего пользования редуцирована функционально и во времени, а социокультурные процессы не формируют городского сообщества в привычном понимании этого слова.
Квазигородская среда, формирующаяся в экстремальных природно-климатических условиях, существенно осложняет жизнедеятельность человека как биосоциального индивида. В частности, в арктических городах ограничена возможность реализации досуговых практик, общепринятых для городов, расположенных в более комфортных климатических условиях. В небольших по размеру арктических городах зачастую отсутствует не только возможность, но и необходимость реализации «фланерского» сценария досуговой деятельности (пешего перемещения с неопределённой конечной целью, предполагающего непрерывное активное использование объектов благоустройства, случайный выбор досуговых объектов и т.п.), а немногочисленность открытых и закрытых общественных пространств не позволяет разнообразить проведение свободного времени.
К основным направлениям формирования комфортной городской среды в таких поселениях следует отнести адаптированный средовой дизайн и создание meetingplaces, особенно актуальные для малых городов с численностью населения менее 50 тысяч человек, которые в наибольшей мере проявляют «квазигородской» тип среды.
В эпоху социализма местами встреч и общения являлись дома культуры (ДК), спортивные объекты, утратившие свою роль по мере сокращения бюджетного финансирования.
Идеология meetingplaces не нова; ещё в конце 80-х гг. в вахтовом поселке Ямбург были возведены модульные здания производства Финляндии, в которых жилые блоки объединялись в едином объёме общественным блоком, где помимо конференц-зала, спортивного зала и столовой размещались помещения без определённого функционала – места общения проживающих в комплексе. При этом перемещение между помещениями блока по закрытым переходам делало их доступными и востребованными в неблагоприятных метеорологических ситуациях.
В вахтовом поселке Ямбург, обслуживающем одноимённое газовое месторождение, в конце прошлого – начале нашего века была создана комфортная среда в современном её понимании: эстетически привлекательный вид, благоустройство территорий общего пользования, наличие досуговых и спортивных объектов инфраструктуры, что является заслугой управляющей компании ООО «Газпром добыча Ямбург».
Во многих финских городах, расположенных на территории Лапландии, создание спортивных и развлекательных центров, позволяющих активно и разнообразно проводить свой досуг в условиях холодной зимы и короткого полярного дня, - не редкость. В таких центрах основными функциональными составляющими являются спортивные объекты (бассейн, гимнастические залы, фитнес-залы) и детские досугово-развлекательные комплексы, то есть центры, ориентированные на совместное пребывание в них родителей и детей. Также местом общения являются культурные центры и центры общин, которые в небольших городах могут размещаться в помещениях школ.
Детская зона с оборудованием фирмы Lapset в семейном спортивно-развлекательном центре города Рованиеми, Финляндия:
В настоящее время meetingplaces в условиях Арктики помимо инфраструктуры для занятий спортом и развлечений должны предоставлять посетителям возможность разнообразных социальных контактов и интеграции в информационное поле, прежде всего – в интернет-пространство, а также возможность приобретения современных практических навыков жизнедеятельности, повышающих в экстремальных условиях безопасность человека и устойчивость сообщества в целом.
Помимо особого предметного и информационного окружения, немаловажным фактором является общедоступность, открытость и «дружелюбность» подобных объектов, которые вынуждены компенсировать ограниченные, в сравнении с умеренным поясом, возможности (климатические и сезонные) традиционных общественных городских пространств – площадей, рекреационных территорий, пешеходных улиц и др.
Формы организации закрытых общественных пространств могут быть различными, но представляется целесообразным развивать их в качестве неких прообразов футуристических полифункциональных пространств, резистентных к климатическим изменениям, в которых одновременно можно отрабатывать инновационные методологии в области архитектуры, строительства, озеленения и др.
Средовой дизайн
Традиционные приёмы создания комфортной городской среды посредством средового дизайна в арктических населённых пунктах имеют свою специфику в силу нескольких причин:
- ограниченная функциональность территорий общего пользования ввиду короткого периода климатического комфорта (повторяемость комфортной и тёплой погоды оценивается в 16% и менее (Климатическое районирование Гербурт-Гейбовича, 1971);
- необходимость применения материалов и технологий, адаптированных к большим перепадам температур, ветровым нагрузкам, наличию многолетне-мёрзлых пород;
- ограниченность материально-технических ресурсов в труднодоступных районах Арктики и сложность хранения и утилизации отходов жизнедеятельности.
Во многих северных городах Европы сложился особый, «минималистический» стиль средового дизайна, широко использующий приемы паблик-арта при благоустройстве общественных пространств. Данный стиль способствует сохранению локальной идентичности населённых пунктов, становясь неотъемлемой частью культуры.
Среди характерных особенностей городской среды арктических поселений Европы можно отметить следующие:
· Минимально необходимое благоустройство (вплоть до отсутствия самых привычных элементов благоустройства – тротуаров) позволяет наряду со снижением воздействия на окружающую среду оптимизировать расходы на содержание.
· Коммуницирование с городским пространством при помощи разнообразных объектов паблик-арта (с использованием артефактов, аналогов природных форм, воплощения этнокультурного своеобразия и др.)
· Популяризация экологоориентированного образа жизни, в том числе в дизайне – при помощи вторичного использования вышедших из обихода предметов.
Перечисленные черты ярко выражены на территориях, обособленных в силу различных причин от основных зон расселения. В Европе такими территориями являются острова, особенности организации городской среды которых проиллюстрированы на примере поселений Исландии и города Лонгйир – административного центра норвежской провинции Свальбард (архипелаг Шпицберген).
Исландия
Это страна с ограниченными материальными ресурсами из-за островного положения и удалённости от материковой части Европы. В столице Рейкьявике проживает около 200 тысяч человек, численность населения остальных городов не превышает 35 тысяч.
Минимализм благоустройства, урбанистический дизайн, отражающий специфику северного положения городов, этнокультурная самобытность создают выразительную и запоминающуюся среду, в которой комфортно чувствуют себя как местные жители, так и многочисленные туристы.
Скульптурная композиция на набережной Рейкьявика, паблик-арт с использованием мотивов местной истории:
Незатейливое благоустройство парка «Altingi garden» - одного из старейших общественных пространств в Рейкьявике:
Дизайн приобъектной территории в Рейкьявике с использованием «столбчатых» форм горных пород, широко распространённых в Исландии:
Сохранение артефактов в городском пространстве в Рейкьявике:
:
Композиция из костей животных на придомовой территории в городе Хёбн:
Элемент средового дизайна для сбора металлических банок из-под напитков на улице Рейкьявика:
Зона отдыха в городском сквере в Рейкьявике:
Благоустройство одной из основных магистралей Рейкьявика:
Типичный вид небольших прибрежных городов Исландии: ветрозащитные фасады, небольшие по размерам окна, индивидуальные колористические решения:
Шпицберген
Это самый северный архипелаг Евразии, отличающийся своеобразной организацией жизнедеятельности, например, отсутствием автомобильных дорог за пределами населённых пунктов и перемещением между ними водным и воздушным транспортом или на снегоходах. Здесь практикуется минимально необходимое благоустройство территории населённых пунктов (практически отсутствие тротуаров, стоянки снегоходов на открытых поверхностях) с небольшими затратами на создание и поддержание.
Улица в Лонгйире:
Тип благоустройства учитывает специфику природных условий (наличие многолетнемёрзлых пород, необходимость отвода талых вод), Лонгйир:
Площадка для скейтборда на улице Лонгйира:
Климато- и эколого-ориентированные решения (ветрозащитные фасады, свайные основания зданий), яркие индивидуальные фасады домов Лонгйира:
Оригинальные дизайнерские решения для приподнятых над поверхностью зданий и сооружений Лонгйира:
Лаконичное благоустройство с отсутствием элементов, которые удорожают эксплуатацию общественных пространств:
Паблик-арт с использованием мотивов местной природы (Лонгйир):
Популяция белых медведей на Шпицбергене и в его окрестностях превышает население архипелага, охота на медведей запрещена с 1973 г. (Лонгйир):
Зона отдыха в Исфьорд Радио – выразительный пример «арктического дизайна»:
Общие тенденции средового дизайна и благоустройства северных европейских городов ориентированы на минимизацию вторжения в окружающую среду, в том числе сокращение используемых материальных ресурсов. Вместе с тем элементы среды индивидуальны и узнаваемы, адаптированы к местным природно-климатическим условиям.
Учитывая изложенное, можно говорить про особый арктический средовой дизайн городов – минималистический, климатически адаптированный, нематериалоёмкий, использующий особые цветовые решения и опирающийся на местные этнокультурные особенности.
Формирование новых трендов благоустройства городов и других поселений Российской Арктики подобно северным европейским городам позволит избежать моноцентричности российского инициативного поля, унификации и тиражирования приёмов создания комфортной среды населённых мест.
Автор: Ольга Евгеньевна Грицан, эксперт по развитию общественных пространств, руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития "Центр".
Автор снимков из Исландии и со Шпицбергена - О.Е. Грицан.