Сейчас в Архангельске

14:48 -7 ˚С Погода
18+

Деревянные храмы у Ледовитого океана

Данная обзорная статья о храмах арктического побережья Архангельской области и Ненецкого округа является продолжением материала о деревянных церковных памятниках Кольского Севера.

Русский Север Деревянное зодчество Деревянные памятники Мезень Кимжа Тиманская тундра Пустозерск Деревянные храмы
23 июля, 2019, 11:50

Деревянные храмы у Ледовитого океана

На фото: Мезень, современный вид.


Данная обзорная статья о храмах арктического побережья Архангельской области и Ненецкого округа является продолжением материала о деревянных церковных памятниках Кольского Севера.

Исторически Архангельская губерния (куда ранее входил и Ненецкий автономный округ) являлась одним из наиболее обжитых регионов Русского Севера, имевшим свою культуру, отражавшуюся, в том числе, и в многочисленных деревянных культовых постройках, таких как храмы, часовни, поклонные кресты.

Освоение этих земель русским населением, будущими поморами, началось в XII веке с проникновения Новгородских дружин и купцов, искавших пути в сказочную «Биармию», добывавших рыбу и морских зверей и активно торговавших с кочевым местным населением. Считается также, что жители Новгородской земли бежали в эти места вследствие политики царя Ивана Грозного и в 1568 году основали первый храм (а значит, и постоянное крупное поселение) на месте современной Мезени.

После активного экономического и демографического развития в XVI-XVII веках, подобно другим северным губерниям, эта область с открытием новых торговых путей на Балтике в начале XVIII века постепенно теряла своё значение и зажила своей обособленной традиционной жизнью. Отдельно стоит отметить, что упадок Пустозерска, стоявшего на реке Печоре и бывшего крупным северным поселением, был связан с запретом царя Михаила Федоровича на торговые сношения жителей Севера и Сибири с иностранными купцами. Торговля с иностранцами разрешалась только в Архангельске. Фактории заморских купцов в других поморских городах, в том числе Пустозерске, закрылись.

Серьёзные изменения в регионе начали происходить уже во второй половине XIX века в рамках подъёма экономики всей Российской империи. Всё это отразилось в изменениях в традиционном укладе и новом активном храмовом строительстве даже в отдалённых уголках епархии, а также в активизации миссионерской работы. Строительство велось обычно на деньги общин, «поновлявших» храмы, а также за счёт купцов и промышленников, делавших вклады.

К началу XX века в составе Архангельской епархии было более трёхсот приходов, помимо приписных храмов, где службы совершались нерегулярно, и часовен. В наиболее северных церковных округах, Мезенском и Печорском, было по нескольку десятков приходов, имевших свою суровую специфику, -- в виде храмов, куда приезжали служить только в промысловый сезон, а также миссионерских «самоедских» приходов.

Северное побережье Архангельской земли, омываемое Ледовитым океаном, имело два основных административных и церковных центра – это Мезень и Пустозерск. (Помимо собственно самого Архангельска, чей церковный округ выходит за рамки заявленной темы). Первоначально центром был Пустозерск, к XVIII веку потерявший окончательно своё значение и статус, перешедший к Мезени, где в XVII-XVIII веках было несколько храмов, в том числе и собор.

Первоначально Мезень образовалась из двух слобод – Окладниковской и Кузнецовой. По устному преданию, первая церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, и Петра Александрийского построена в 1568-1570 годах новгородцами, вторая церковь, в честь Пресвятой Богородицы, упоминается в повествовании 1602 года об обретении иконы Святой Троицы в Лампожне.

В 1700-м году по благословению архиепископа Афанасия начато строительство тёплого храма в честь Богоявления Господня, который был освящён в 1703 году. К середине XIX века храм обветшал, и на средства прихожанина купца Стефана Шевкуненко начато строительство нового Богоявленского храма, освящённого в 1861 году. Деревянное здание собора представляло собой двусветный четверик, завершавшийся малым четвериком с главкой, окружённым по странам света четырьмя малыми главками, с пятигранным алтарём и трапезной, и было установлено на каменном фундаменте, обшито снаружи тёсом, внутри оштукатурено, покрыто железом. Длина церкви с колокольней составляла 13 сажен (около 28 м), наибольшая ширина – 4 саж. 2 арш., высота до верха карниза – 4,5 саж. На церкви было пять глав. Колокольня была построена в одном срубе с папертью, в один ярус. Храм был закрыт в 1932 году. Сильно перестроенное здание с разобранными венчаниями использовалось как клуб, кинотеатр «Полярный». В 1999 году храм был возвращён верующим.

В 1714-1718 годах в Мезени было осуществлено строительство холодной соборной церкви с тремя престолами: главным – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По описанию начала XX века церковь была деревянная, на каменном фундаменте, снаружи и внутри была обшита тёсом, крыта железом. Четверик храма завершался шатром на крестчатой бочке с пятиглавием. С юга к нему примыкал придел Климента, папы Римского и Петра Александрийского, завершённый крестчатой бочкой с главкой, с запада – общая для храма и придела трапезная с крыльцом, с востока – три пятигранные апсиды, перекрытые тремя бочками с главками. Третий престол Алексия, человека Божия, помещался в северной апсиде. В начале 1930-х годов храм был закрыт, а в 1935 году разобран, ныне на его месте парк.

Мезень.jpg


В 1905 году в Мезени была построена деревянная кладбищенская Воскресенская церковь, также закрытая и разобранная в 1930-е годы.

Хотя сохранившиеся мезенские храмы дошли до наших дней в сильно перестроенном в XIX-XX веках виде, но мы можем увидеть образец древней пинежско-мезенской школы деревянного зодчества на примере деревянного храма в селе Кимжа расположенного в сорока километрах от города Мезень. Деревянная однопрестольная церковь в Кимже была построена в начале XVIII века, на месте и по форме старого сгоревшего храма XVII века, и освящена в 1763 году. Такой разрыв между началом постройки (1709) и освящением храма исследователями объясняется бедностью прихода, а также приверженностью местных жителей старообрядческому расколу, что приводило к тому, что постройку храма приходилось специально инспектировать, чтобы не допустить использования старообрядческой символики.

Сохранившийся до наших дней храм стоит на подклете и состоит из высокого четверика, увенчанного шатром с луковичной главкой, прорезанным крупной крестчатой бочкой, с четырьмя главами, алтаря, крытого бочкой, и небольшой трапезной. Новая шатровая колокольня надстроена над папертью в 1877-1878 годах, в 1876-м шатры и главы обиты лемехом, а стены обшиты тёсом. Храм был закрыт в 1930-х годах. В 1993 году в селе восстановлена православная община, однако службы велись в домовой церкви, поскольку храм, признанный памятником культурного наследия федерального значения, нуждался в реставрации, которая началась в 2000-х годах и длится до нынешнего времени.

Кимжа

Храм в Кимже.


Севернее Мезени, на Зимнем берегу Мезенского залива в селе Койденском, расположен храм в честь святителя Николая, построенный в 1843-1851 годах. План церкви был составлен архитектором Польманом. Построена церковь была без особых трудностей, поскольку в те годы доходы от промыслов были высокие. Особое усердие в сборе средств и в строительстве проявил крестьянин Иван Петрович Малыгин. Часть икон была куплена в Соловецком монастыре и Ануфриевском ските.

По описанию 1910 года, «церковь деревянная, на каменном фундаменте. Снаружи и изнутри обшита тёсом и окрашена масляной краской, крыта железом. Длина церкви вместе с колокольней 12 сажен (около 25,6 м), наибольшая ширина 4,5 саж., высота до верха карниза 2,5 саж. Две главы – 1 большая и 1 малая (над алтарём). Церковь отапливалась двумя кирпичными печами. Колокольня в 1 ярус, до верх карниза 6 саж».

К 1910 году здание церкви уже обветшало. Храм был закрыт в 1930-х, венчания ныне утрачены. К храму были приписаны три часовни, одна из которых была расположена на острове Моржовце. Стоит отметить, что в начале XX века в Койде был выстроен старообрядческий храм с таким же посвящением, ныне полностью утраченный.

Койда, старообрядческий храм.jpg

Старообрядческий храм в Койде.


Немного южнее Койды расположено село Долгощельское, где существовал обширный одноимённый приход, который, по устному преданию, был образован до 1660 года, а его жители до учреждения монастырских штатов были приписаны к Сийскому монастырю.

В 1670 году тут была построена церковь во имя Знамения Божией Матери. Простояв немногим более ста лет, она сгорела, и вместо неё была построена новая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, сгоревшая в 1782 году. В 1783 году было начато строительство новой одноимённой церкви, которая была освящена в 1788 году и сгорела в 1890-м.

Новая церковь, описанная в начале XX века, строилась из пожертвованного леса и при помощи благотворителей в том числе праведного. Иоанна Кронштадтского. Освящена церковь была 3 января 1895 года.

По описанию, церковь была деревянная, пятиглавая, крестообразная в плане, с прирубным крыльцом, на цоколе из тёсанного плитняка. Снаружи обшита тёсом и покрашена белой масляной краской. Крыта тёсом. Отдельно от храма была расположена обшитая тёсом колокольня, построенная не ранее 1840-х годов. Храм был закрыт в 1930-х годах и сгорел в 1937 году. Старинная колокольня сгорела уже в 1994 году.

Стоит отметить, что в 1825 году в Долгощельском находилась миссия, учреждённая для обращения ненцев-самоедов в христианство.

К Долгощельскому приходу также была приписана церковь во имя апостолов Петра и Павла в деревне Соенской (Соена). Здание храма было построено в 1856 году на казённые средства. По описанию 1910 года, церковь была деревянная, одноглавая, крытая тёсом, на деревянных стойках гнёздами по четыре вместе, которые в нескольких местах осыпаны мелким камнем – арешником (прим.: так в источнике, видимо, искажённое "орешник"). Снаружи церковь была обшита тёсом и покрашена белой масляной краской.

Севернее Мезени были расположены два «самоедских» прихода с построенными деревянными храмами, которые имели миссионерскую направленность – Канинский и Тиманский.

Мезенский уезд, I благочиние (1).jpg


Канинский приход был образован в 1829 году. В состав прихода входили жители селения Неси, крестьяне, жившие по рекам Выжас и Ольма, а также самоеды, кочевавшие по Канинской тундре. Первый храм, построенный в Неси для обращения самоедов, сгорел. Вместо него в 1868 году на казённые средства был построен новый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Проект новой церкви подготовил протоиерей Мезенского собора Василий Фирсов, доработал инженер Архангельской палаты государственного имущества Г. Шварц. Новая церковь строилась на государственные и церковные средства. Сначала в Мезени сработали срубы, затем их перевезли в Несь по морю.

По описанию 1910 года:

«церковь деревянная, из соснового леса, на основании из лиственничного леса, положенного на стояках, утверждённых во рвах на лежнях. В плане восьмиугольная с четырёхугольной трапезной и шестиугольным алтарём. Над папертью двухъярусная колокольня. Паперть поделена на три части: по обе стороны входа кладовые палатки, отделённые столярными досками. Крыльцо – трёхступенчатая площадка с перилами и крышей на столбах. Церковь изнутри оштукатурена, снаружи обшита тёсом и окрашена. На церкви шаровидная чешуйчатая глава и восьмиконечный лиственничный крест. Церковь отапливалась тремя кирпичными печами – две находились в церкви и одна в трапезе». 

В 1920-1930-е годы храм был закрыт и использовался под склад. В 1995 году был возвращён верующим. В 2003 году была проведена реставрация и восстановлено внутреннее убранство. В настоящее время храм признан объектом культурного наследия регионального значения.
Несь совре. вид.jpg

Несь, современный вид.


Тиманский приход был образован одновременно с Канинским. Церковь прихода в честь Святой Троицы находилась в селе Пёша. Построена она была в 1834 году. Согласно описанию 1910 года, церковь была деревянная, одноглавая, с одноярусной колокольней, снаружи обшита тёсом, крыта досками. Прихожанами были оседлые и кочующие самоеды и русские, жившие в Тиманской тундре по рекам Пёше и Снопе. По неподтверждённым данным, храм сгорел в 1916 году и не был восстановлен.

Отдельно стоит упомянуть храмы древнего Пустозерска, ныне утраченные, но бывшие старейшими в регионе. Согласно грамоте Ивана Грозного 1545 года, пожалованной Канинским и Тиманским самоедам, в Пустозерске к тому времени уже имелось три церкви – Никольская, Преображенская, Введенская. В XVII веке их было уже четыре, в первой половине XIX века – пять. При церквях имелись библиотеки с духовной литературой. Церкви, приписанные к Пустозерскому острогу, некоторое время принадлежали к вотчине Павло-Обнорского монастыря и упоминались в окладных книгах Вологодской епархии XVII века.

В 1681 году был возведён соборный храм во имя Преображения Господня, при храме построили две приходские церкви — Введения Богородицы и Никольская. Храмы были утрачены в XVIII веке и, поскольку Пустозерск терял свое значение и население, не были возобновлены.

Последняя существовавшая в Пустозерске церковь во имя Преображения Господня была построена в 1837 году. Строилась на средства церковные и частью старанием прихожан. Церковь была деревянная, в одной связи с колокольней на каменном фундаменте. Престолов было три: в холодной церкви – в честь Преображения Господня; в тёплой церкви с южной стороны – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; с северной стороны – во имя святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских.

В 1954-1957 годах остатки строений древнего Пустозерска, в том числе и Преображенская церковь, были перевезены в соседнюю деревню Устье.


(Продолжение следует.)


Автор: Анатолий Анатольевич Оксенюк, к.и.н., научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. 



далее в рубрике