Сейчас в Мурманске

06:05 0 ˚С Погода
18+

«Дороги жизни» Арктики – автозимники: как влияет изменение климата на автозимники Якутии, как и сколько времени строят новые

Потепление в арктической Якутии меняет технологии и сроки создания зимних дорог

Дороги в арктике Якутия
Анна Щетинина
8 апреля, 2024 | 12:33

«Дороги жизни» Арктики – автозимники: как влияет изменение климата на автозимники Якутии, как и сколько времени строят новые

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto




Текущая ситуация

Сезонные дороги в Якутии являются важным транспортным сообщением с отдаленными поселениями. Ежегодно дорожными службами в Якутии открываются свыше 11 тыс. км автозимников, по которым доставляют продукты питания, топливо, строительные материалы и другие грузы. Автозимники в регионе действуют с декабря до середины апреля.  Под оперативным управлением республиканского предприятия «Дороги Арктики» находится более половины автозимников республики, пролегающих по территорииям арктических и северных районов, и в ближайшее время ожидается их закрытие. На некоторых автозимниках снижена грузоподъемность. К 20 апреля практически все автозимники Якутии подлежат к закрытию, и проезд по ним будет запрещен для всех видов транспортных средств.


Влияние потепления

Изменение климата и потепление, которые отмечаются на арктических и северных территориях Якутии, влияют на рост толщины льда, в связи с чем для прокладки новых автозимников стала привлекаться легкая спецтехника, передает ТАСС сообщение первого заместителя генерального директора, главного инженера республиканского предприятия «Дороги Арктики» Николая Попова.

«В северных и арктических районах в последние годы наблюдаются потепление и изменение климата. Это нам мешает при прокладке, трассировке автозимников в начале зимы – в ноябре и декабре, и обследованию. Также стоит очень теплая и снежная погода, из-за нее рост толщины льда идет очень медленно. Снег действует, как подушка, и не дает замерзнуть льду. Поэтому в последние годы мы делаем упор на легкую технику», – объяснил Попов.

Он напомнил, что в данный момент автозимники в Якутии действуют с декабря до середины апреля в зависимости от климатических условий. «Если мы ранее ожидали, когда толщина льда составит 40-50 см, чтобы отправить технику, то сейчас, чтобы быстро нарастить лед, мы отправляем легкую технику для расчистки снега. Раньше такого метода не было, но из-за слишком медленного намораживания льда мы направляем технику уже в конце ноября – в начале декабря уже на постоянной основе. Привлекаются вездеходы “Трэкол”, “Бурлак” и легковесные бульдозеры “МТЗ” и “БТЗ”. Раньше мы применяли только тракторы “К-700”, которые весят 20 тонн», – отметил Николай Попов.

«Более того, для подготовки автозимников мы работаем и в летнее время. Это все связано с весенним паводком, который размывает берега. На лодках, вездеходах мы добираемся до спусков на водоемы и проводим работы по их уположению, применяя лопаты и мотопомпы, для того, чтобы обеспечить пологий съезд на лед с берега в зимний период», – добавил он.


Планируется новый автозимник в арктическом районе

В 2025 году планируется начать прокладку нового автозимника. Николай Попов рассказал: «На текущий момент у нас приоритетным является строительство автозимника с продленным сроком действия по маршруту Тополиное в Томпонском районе – Батагай в Верхоянском районе. По этому проекту подготовительные работы уже ведутся, непосредственно строительные работы начнутся с 2025 года со стороны поселка Батагай в сторону села Бала Верхоянского района».

Он уточнил, что в первый год планируют проложить 15 км, общая протяженность автозимника составит 316 км. Работы предполагается вести с 2025 по 2029 годы при условии своевременного финансирования. С вводом нового автозимника транспортное сообщение между Якутском и Батагаем будет обеспечено уже с ноября. «Сроки эксплуатации дороги планируется увеличить за счет проложения трассы по сухопутным участкам в условиях горной местности».


Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики» создано в 2014 году. Предприятие находится в ведении регионального Минтранса. В данный момент предприятие обслуживает свыше 8,1 тыс. км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, из них более 7,7 тыс. км – автозимники, более 477 км – дороги с круглогодичной связью с твердым покрытием. Общая численность работников составляет 310 человек, количество техники – 270 единиц. Деятельность предприятия финансируется из дорожного фонда республики.

 

далее в рубрике