Энцы, ненцы и долганы
Энцы
Исконное название этого народа - «эннэчэ», что в переводе означает человек. В 30-е годы прошлого века советский этнограф предложил русифицированное название «энцы», образованное им от древнего. Тундровые энцы называли себя «сомату» — от нганасанского самату (первоначально обозначение энецкого рода Соэта); лесные энцы -- пэ-бай (лесные Бай — от названия рода Бай), или по названию родов. Далёкие предки энцев жили на Средней Оби.
Территория расселения энцев в начале XVII века (по данным Бориса Осиповича Долгих) была довольно обширна и охватывала бассейны рек Таза в его нижнем и среднем течении (включая, хотя бы отчасти, его правый приток реку Худосей) и Турухана на юге (лесные энцы). На севере тундровые энцы жили, по-видимому, вплоть до Енисейской губы, причём частично и на правобережье Енисея (в районе устьев рек Курейки и Нижней Тунгуски). Этим объясняются сходные этнонимы в родовых названиях энцев и южных самодийцев – селькупов, карасинцев, карагасов и других. Впервые народ упоминается в новгородском источнике конца XV в. под названием молгонзеи (от монкаси-я – "земля рода Монкаси" или Муггади). Отсюда возникло название русского острога Мангазея, основанного в 1601 г. В XVII в. энцы входили в состав ясачного населения Мангазейского уезда.
XVII век – период окончательного формирования этой маленькой северной народности. Вытесненные в северную тундру, самодийские предки энцев столкнулись там с местными жителями – охотниками на дикого северного оленя. Пришедшие с юга самодийцы более многочисленные, с высокоразвитой культурой, в относительно короткий срок полностью ассимилировали аборигенов. Со второй половины XVII в. под давлением ненцев с запада, селькупов, кетов и эвенков с юга энцы утрачивают свои территории в бассейнах Таза и Турухана и отступают на северо-восток на правобережье Енисея. Богатые тундры и лесотундры низовьев Енисея, где были превосходные рыболовные угодья, обилие диких оленей, масса водоплавающей дичи и белых куропаток, богатейшие ягодники, оберегались энцами от постороннего вторжения.
Энцы представляют собой две территориально разобщённые группы: тундровые и лесные. Тундровые энцы проживают на самом севере сельского поселения Караул, в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Сомату". Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от материальной культуры нганасан. Близость проявляется в типе одежды, в некоторых особенностях устройства жилища, в конструкции нарт. Основное жилище энцев – чум – имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. По всем этим элементам культуры тундровые энцы в то же время отличаются от лесных энцев. Лесные энцы проживают в посёлках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Пэ-бай". Тундровые и лесные энцы сохраняют собственное название и язык. По языку и культуре близки нганасанам. Верующие православные. Основное традиционное занятие – охота на северного оленя. Сегодня энцев осталось менее трёхсот человек.
Ненцы
В своём формировании и этническом развитии ненцы прошли сложный исторический путь. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н. э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Под натиском кочевников, гуннов и тюрок значительные группы самодийцев были вынуждены покинуть места прежнего обитания и уйти на Север в таёжные, а затем в тундровые районы. Те этнические самодийские группы, которые проникли в северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением, основным хозяйственным занятием которого была охота на дикого северного оленя. В результате контактов самодийцев с аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев. Как свидетельствуют ясачные документы и другие архивные источники, ещё в начале XVII века ненцев в бассейне нижнего Енисея не было. Территорию низовьев Енисея населяли в тот период предки тундровых и лесных энцев.
Первые попытки проникновения ненцев на восток относятся к середине 30-х годов XVII века. За период расселения постепенно здесь сложилась новая территориальная группа этого народа. До XIX в. ненцы концентрировались в основном на левом берегу Енисея. Но уже к концу этого века многие ненцы поселились на правом берегу вместе с энцами. К этому времени сложилось четыре группировки кочевий ненцев, из которых две были в основном ненецкие, а оставшиеся – смешанные с энцами. Группа ненцев кочевала в северной части по левому берегу губы. Это была однородная ненецкая группировка. К востоку, по правому берегу, кочевала смешаная группа, куда входили преимущественно энцы (почти 50% численности), а также ненцы (около 28% численности), нганасаны и долганы. Центральная группа состояла в основном из ненцев, в ней было лишь несколько энецких семей. Лесотундровая, южная группа была смешанной, ненцы составляли 41,7%, а остальные были энцами.
Двухвековая территориальная оторванность приенисейских ненцев от западных соплеменников и ассимиляция ими энцев привела к образованию отдельной группы приенисейских ненцев со своими особенностями языка и материальной культуры. Хозяйство ненцев издавна было и остаётся комплексным. Ведущая отрасль – оленеводство. Значение оленеводства было очень велико, помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получали от оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из шкур оленей выделывали ровдугу (замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления костяных деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья.
Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, на песца, на лисицу, гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания. Домашнее производство ненцев носило потребительский характер. В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение труда: мужчины занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов (арканов) и сетей; женщины – выделкой шкур и шитьём. Дети помогали взрослым в меру своих возможностей. Единственным видом жилища у ненцев был чум, потом появился балок. Чум является переносным жилищем, и его появление тесно связано с оленеводством и кочевым образом жизни. Устройством чума в прошлом занимались только женщины. Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень холодное время – совика. Женская одежда из «ягушки» (плечевая одежда), шапки и меховой обуви. Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряжённых в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах.
В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов. Не один Нум – дух неба – был предметом почитания ненцев. Весь окружающий мир представлялся им населённым духами, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости и огорчения, насылая различные болезни. Земля, реки, озёра, отдельные урочища имели своих духов – хозяев. Например, дух воды мог дать хорошие уловы, поэтому после каждого удачного лова рыбы ему приносили жертвы, опуская какие-либо предметы прямо в воду. Расселены ненцы в поселках сельского поселения Караул, по берегам Енисея и его притоков. Численность ненцев около 3 500 человек.
Долганы
Самая молодая по времени образования тюркоязычная северная народность, проживающая на Таймыре, сформировалась в XVIII-XIX веках. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдельные тунгусские роды с названием «долган».
Считается, что впервые о долганах упоминается в ответах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую Академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А. Ф. Миддендорфа. Эта своеобразная народность сложилась на крайнем Севере в этнической увязке Востока, Юга и Запада. Долганы имеют сложный многокомпонентный субстрат из северных якутов, «объякученных тунгусов» (вилюйских эвенков) и старожильческого русского населения – затундренных крестьян. Затундренные крестьяне – этнографическая группа русских старожилов, проживавшая вдоль рек Дудинка и Хатанга на Таймырском полуострове. В XVI – XVII веках в Пясиду (как в тот период назывался Таймыр) пришли из европейской части России первые русские поселенцы. Выходцы из Центрального и Восточного Поморья стали основой постоянного населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары. С течением времени уклад жизни немногочисленных русских жителей внутренних районов Таймыра на Хатанге и Пясине приобрёл черты рационального для этих мест быта эвенков и якутов. Затундренные крестьяне находились под сильным влиянием соседей, часто вступали с ними в браки, восприняли также язык якутов. В результате взаимодействия эвенков, якутов и русских затундренных крестьян в конце XVIII – первой половине XIX веков и сложился долганский этнос. Некоторые исследователи считают затундренных крестьян даже основой долганского этноса.
В течение XVIII и XIX веков протекал процесс взаимного сближения культуры и быта разных групп. Господствующим становился якутский язык, осваиваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и большей частью затундренных крестьян. Взаимные браки всё больше стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими. Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием вышеперечисленных народностей.
Говорят на долганском диалекте якутского языка. Некоторые исследователи считают его самостоятельным языком. Внутри долганского языка, в зависимости от места проживания его носителей, существуют диалектные различия. Условно выделяются три группы долган: западные, восточные и попигайско-анабарские.
О родстве долган с эвенками (тунгусами) писали многие этнографы. Действительно, по типу некоторых элементов одежды, по ряду особенностей орнамента, по сходству некоторых родовых названий долганы могут быть сближены с эвенками. Влияние эвенков сильнее сказывалось на западных и юго-западных долганах и в меньшей степени у северо-восточных долган. Это объясняется тем, что северо-восточные долганы испытывали длительное и сильное влияние якутов-оленеводов северо-западной Якутии и вследствие этого у них менее заметны эвенкийские черты. Хозяйство долган сочетает признаки всех упомянутых этносов, но дополнительно обогатилось самодийскими особенностями, воспринятыми у ненцев, энцев и нганасан. Хотя основу составляло тунгусское хозяйство, «модернизированное» под русским, якутским и самодийским влиянием и приспособленное тем самым к специфическим природным условиям лесотундры и тундры Таймыра. Оленеводство долган развивалось под влиянием тунгусов (эвенков) и самодийцев (ненцев, энцев и нганасан) и имеет «скрещенный» характер. С одной стороны, долганскому оленеводству присущи черты, свойственные оленеводству самодийских народов — нганасан, ненцев, у которых и была заимствована эта отрасль хозяйства. С другой стороны, ему присущи и эвенкийские черты: использование оленей для верховой езды и под вьюк, доение важенок. Летняя, вьючная верховая езда на оленях у долган – тунгусского типа. Зимняя езда на санках – самодийского типа, но с эвенкийским передовым, то есть передовым оленем управляют с правой стороны и на санках сидят тоже с правой стороны. Долганы стали, как эвенки, доить оленей и молоко заготавливали впрок, замораживая его. При окарауливании оленьих стад, применяли, как самодийцы, оленегонных пастушьих собак.
Русское влияние в XVII – XIX в. испытывали все народы Сибири, особенно принявшие крещение. Но у долган оно было более глубоким. От русских долганы переняли новое жилище – балок (нартяной чум). Нартяной чум возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками. В таких балках ездили по тундре русские купцы и чиновники. От русских также было заимствовано применение в пищу хлеба. Календарь долган — паскал (от русского слова пасхалия) построен на православных праздниках. В фольклоре долган много русских народных сказок. Многие предметы быта перешли к долганам вместе с русскими названиями.
Долганская одежда самая разнообразная. Насчитывается около двадцати её видов. Характерной особенностью долганской одежды является удлинённый сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Всё это любовно украшали бисером, цветным сукном, цветными кантиками, меховой мозаикой. У долган и мужчины, и женщины носили шапки. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты. Поверх платьев надевали закрытые фартуки. Домашняя одежда украшалась узкими кантиками из цветной материи. Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства. От русских долганы восприняли основы оседлого полярного промыслового хозяйства. Комплексное занятие долган – оленеводство, пушной промысел и рыболовство, но промысел диких северных оленей занимал ведущее место в течение XVIII и XIX веков и в начале XX века.
Автор: Малыгина Наталья Владимировна, кандидат биологических наук, Уральский федеральный университет, Екатеринбург