Эрнст Кренкель и «Челюскинцы»
24 декабря исполнилось 118 лет со дня рождения выдающегося полярника Эрнста Кренкеля

Плакат фильма «Челюскинцы»
Эрнст Кренкель был участником многочисленных арктических экспедиций, развивал в СССР движения радиолюбителей и филателистов. Он был главным радистом на пароходе «Челюскин», а после гибели последнего обеспечивал связь дрейфовавшего на льдине лагеря Шмидта с Большой землей. Именно этому событию посвящен двухсерийный фильм «Челюскинцы» (1984 год, режиссер Михаил Ершов).
Эрнст Теодорович Кренкель родился в Белостоке в немецкой семье. Позднее он переехал в Москву и окончил курсы радиотелеграфистов. В 1927 году Кренкель впервые применил коротковолновую радиосвязь в Арктике, работая на полярной станции Маточкин Шар на Новой Земле. В 1930 году Эрнст Теодорович установил рекорд дальности связи: находясь в Арктике на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), используя самодельную аппаратуру, он провёл радиосвязь с антарктической базой Литл-Америка первой экспедиции Бэрда, находившейся на шельфовом леднике Росса.
Кренкель был участником арктических экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов» (1929 год), на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931 год), пароходах «Сибиряков» (1932 год) и «Челюскин» (1933–1934 гг.). Позднее Эрнст Теодорович был начальником полярных станций на мысе Оловянном архипелага Северной Земли и на острове Домашнем в группе островов Сергея Каменева.
После работы на дрейфующей станции «Северный полюс» (1937–1938 гг.) Кренкель был начальником Управления полярных станций и связи Главсевморпути, позднее – заместителем начальника Главсевморпути.
Кроме того, Эрнст Теодорович много сделал для развития радиолюбительства и филателии в СССР, его именем названы многочисленные улицы и арктические географические объекты. Однако фильм о таком выдающимся полярном исследователе до сих пор не снят. Можно лишь вспомнить образ Кренкеля, воплощенный актером Валерием Кравченко в фильме «Челюскинцы».
Этот фильм достаточно подробно описывает историю попытки прохода «Челюскина» по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Начинается фильм с напутствия товарища Кирова (Евгений Гвоздёв) о том, что «через две-три пятилетки мы обязаны твердо стоять в Арктике». Несмотря на политический энтузиазм, капитан судна – В.И. Воронин (Петр Вельяминов) не уверен, что корпус «Челюскина» выдержит давление льдов, но начальник экспедиции – О.Ю. Шмидт (Александр Лазарев) верит в успехе предприятия.
Режиссер показывает путь Шмидту. Фото со съемок. Источник: Ленфильм
Сразу после отплытия на пароходе напиваются строители, которые спорят, в честь кого назван остров Врангеля, куда они держат путь, чтобы строить станцию. Самый буйный из них – Дмитрий Скворцов (Семен Морозов) считает, что остров назван в честь Черного барона, он ведет себя агрессивно и хватается за нож.
Вскоре начинаются первые трудности с проходом, и капитан Воронин предлагает вернутся, потому что не готов рисковать жизнями женщин и детей, которых взяли в рискованное путешествие. Воронин считает, что если с ними что-нибудь случится, то это будет позор на «весь мой поморский род». Тем не менее, перегружают уголь на корму и решают двигаться дальше, взрывая лед, навстречу «Челюскину» должен идти ледорез «Литке».
Во время вынужденного дрейфа на судне ученые проводят исследования, а строители откровенно скучают и задаются вопросом: «а зачем мы вообще сюда сунулись, хотя разве бы поехали, если бы зажиточными были?». Для подавления упаднических настроений комсомольцы организуют концерт с чтением стихов, показом фокусов и исполнением Дмитрием Скворцовым (в красной рубахе и сапогах) народной песни про Соловья. Таким образом маркируется 1934 год, когда историографы фиксируют начало «русского (национал-большевистского) поворота» в сталинской культурной политике.
Челюскинцы воодушевляются, но на пути энтузиазма масс становится несовершенство техники: ледорез «Литке» из-за неисправностей ушел на Большую землю, а «Челюскин» раздавлен льдами (причем погиб завхоз Могилевич) и 104 человека начали свой дрейф на льдине.
Капитан Воронин очень переживает гибель «Челюскина», виня в ней не только себя, но и датское производство: «корабли для таких походов надо у нас строить, а не за границей. У нас (вероятно, имеются в виду традиционные поморские технологии - прим. авт.) опыта побольше».
Для спасения челюскинцев организуется специальная комиссия под руководством Куйбышева, постановившая осуществлять спасательные вылеты силами лучших и опытных летчиков, для чего пришлось даже закупать самолеты в США.
Строители, оказавшиеся на льдине, возглавляемые Дмитрием Скворцовым приходят к Шмидту и сообщают о своей готовности уйти по льду к чукчам. На что Отто Юльевич резонно возражает: «У нас на льдине – маленькое, но советское общество. Буду стрелять в желающих самовольно покинуть лагерь». Правда, это ледяное общество показано более свободным, чем советское: в стенгазете высмеивается такое явление как «вид на жительство».
Вскоре прибывают первые советские летчики, и начинается эвакуация. В итоге всех 104 вынужденных полярников, после двухмесячного дрейфа, удалось вывезти на Материк. Они получили различные награды, а спасшие их летчики были впервые удостоены звания Героя Советского Союза: Звезду № 1 получил Анатолий Ляпидевский, первым обнаруживший лагерь Шмидта.
Фильм «Челюскинцы», снятый в 1984 году очень своеобразно (сообразно времени) показывает события 30-х годов. В картине почти нет Сталина и других большевиков, за исключением Куйбышева и «народного трибуна» Кирова, к которым сохранилось хорошее отношение в последние годы советской власти (напомню, Сергей Миронович по-прежнему занимает третье место в негласном соревновании памятников в России, больше него только изваяний у Ленина и Пушкина).
С большой любовью показаны персоны Шмидта – непоколебимого ученого и Воронина – капитана, заботящегося о людях. Интересны образы малых коренных народов Арктики – чукчей: два представителя этого этноса приезжают попить чай на «Челюскин» и с ними беседуют Шмидт и Воронин, принимая решение о дрейфе. После их визита девушки начинают «щеголять» в малицах, удобных для арктических условий. Вероятно, они были подарены чукчами (в реальности северяне даже вывезли к себе несколько нуждающихся челюскинцев еще до гибели парохода).
Интересен образ Дмитрия Александровича Скворцова – простого русского строителя, возлюбленного Ольги (участница экспедиции, мечтающая попасть за границу). Поначалу он пьет и тянется за ножом, который всегда в кармане, потом он задается вопросами о том, почему у нас не все живут зажиточно и подговаривает мужиков уйти пешком из лагеря (к чукчам? А может на Аляску?), но в итоге снова просится в Арктику и одним из последних покидает льдину в парашютном ящике самолета (то есть с риском для жизни).
В этом фильме представлен единственный кинообраз Эрнста Кренкеля. В разговоре со строителями командование сообщает, что «радист у нас экстра-класса», что характеризует квалификацию Кренкеля. Уже дрейфуя на льдине, Эрнсту Теодоровичу удается установить связь с Большой землей и поддерживать ее на достойном уровне, а это самое важное в координации спасения: первый же летчик, приземлившийся на льдине, сообщает, что привез аккумулятор для Кренкеля, подчеркивая важность связи.
Один забавный момент может обыгрывать национальность Кренкеля (да и О.Ю. Шмидта): зачитывая радиограмму, Эрнст Теодорович сообщает, «… но главное: он (имеется в виду летчик) везет нам свежее пиво». На что Шмидт заявляет: «Все на аэродром, кроме радиста». Конечно же, глава экспедиции спешит очистить поверхность для приземления от снега, а не троллит своего «земляка» (напомню, Кренкель и Шмидт – «российские немцы») за его влечение к национальному напитку.
Интересно, что Э.Т. Кренкель показан не только радистом, постоянно находящимся («дневалящим») на своем посту, но и человеком, интересующимся географией: он изучает карту дрейфа льдов. В дальнейшем эта черта поможет Эрнсту Теодоровичу участвовать и возглавлять важнейшие советские арктические проекты.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic