Геологическая экспедиция на Таймыр
Как съездить в Арктику и заработать
Сбор проб в тундре. Все фото Романа Кузнецова
В прошлой статье я описывал археологическую экспедицию в Ямало-Ненецкий автономный округ, в этой речь пойдёт о геологической экспедиции в самое сердце полуострова Таймыр. Героем статьи, как и в прошлый раз, будет Роман Кузнецов, путешественник из Урюпинска. Каждое лето Роман устраивается в различные экспедиции в Арктику, Сибирь, Дальний Восток. А зимой на накопленные деньги путешествует по миру.
Роман Кузнецов в окрестностях лагеря
В геологии платят больше, чем в археологии
Геологическая экспедиция отличается от археологической тем, что в ней больше платят. Для сравнения, если копатель в археологии получает около 1500 в день, то в геологической экспедиции тот же копатель будет получать около 2500 – 3000. Но не только ради денег можно отправиться в такую даль. Поездка на Таймыр в геологическую экспедицию – это ещё и возможность побывать в таких местах, куда добраться не просто. Ни самостоятельно, ни за счёт «пакетного» тура. Один только билет на самолёт Красноярск – Хатанга будет стоить 25 000 рублей, и это в одну сторону! А если ехать в составе экспедиции, то фирма всё оплатит.
Экспедиция состоялась в июле – августе 2022 года. Организатором была компания «Телур». До Красноярска все добирались самостоятельно, при этом фирма начисляла зарплату с того момента, как участники выехали из дома. Дорогу до Красноярска тоже оплачивали – добирайся как хочешь: поездом, самолётом, автобусом. Гостиницы, кстати, тоже оплачивают. Выходит эдакий эксклюзивный тур в Арктику по системе «всё включено». Физическая работа на свежем воздухе здорово укрепляет организм, особенно, если раньше работал в офисе.
Из Красноярска летели централизовано в Хатангу, все вместе на стареньком Яке. Группа состояла из 11 человек (для сравнения, в археологической экспедиции было 25 участников). Среди них был один геолог, а все остальные – простые люди, нанятые на один сезон. Кроме нашего героя, Романа Кузнецова, в экспедицию отправились ещё несколько его друзей-путешественников. Таким образом, половина команды состояла из хорошо знакомых друг с другом людей.
Аэропорт в Хатанге
Цель экспедиции – определение концентрации золота
Целью экспедиции было определение концентрации золота на конкретном участке местности. Участок располагался в четырёхстах километрах северо-западнее Хатанги и в ста двадцати километрах от Карского моря. Золото там уже было найдено в прошлое лето, теперь же стояла задача взять пробы, промаркировать их и передать на анализ в лабораторию. Далее по результатам проб будет принято решение о целесообразности разработки данного месторождения. Сама компания «Телур» месторождением не владеет, а выступает подрядчиком, у которого заказывают те или иные геологические работы.
Заказчик, в чьих интересах проводились исследования, обеспечивал экспедицию вертолётом, логистикой и пр. У единственного геолога в группе был с собой GPS навигатор, в котором были отмечены точки, в которых следует брать пробы. Остальные участники ходили по местности и собирали материал. Так как штатного повара не было, им вызвался быть Роман. Экспедиция жила в больших палатках, отдельная палатка была приспособлена под кухню, другая под баню, третья под туалет.
В тех широтах лес не растёт – местность открытая и ветер, порой, дует со страшной силой. Палатка, приспособленная под туалет, быстро сломалась, и пришлось заказывать доски для постройки нового туалета. Вертолёт использовался как маршрутка. В тех местах было несколько экспедиций, и «вертушка» постоянно работала. Раз в неделю привозила недостающее снаряжение, забирала пробы и т.д. С Хатангой всегда можно было связаться по радиостанции.
Таймырская «маршрутка»
Работа и быт в геологическом лагере
Что интересно, из Хатанги изначально, чтобы забросить группу на участок, вертолёту пришлось делать два рейса. Первый с участниками и вещами, второй с едой, генераторами (основной и запасной), печками и бочками с топливом. Бочек было 8 штук двухсотлитровых с соляркой и одна с бензином для генератора. Высадились в чистом «поле», никаких вагончиков или других следов жизнедеятельности человека там не было. Место высадки определяли сами, по навигатору и местности. Палатки, в которых жили, были армейские десятиместные, хорошие, непромокаемые. Спали на раскладушках, по 3–4 человека в палатке. Всего было 4 палатки: 3 жилых и 1 кухонная. Вещи стирали в бане. Баня – это специальная банная палатка, в ней и мылись, и стирали вещи в тазике. Постиранные вещи сушились в жилой палатке над печкой, сохли долго из-за постоянной пасмурности и мелкой мороси в воздухе. Спирта, в отличие от археологической экспедиции, тут никто не выдавал.
Группа была оснащена дизельными печками, которые отапливали палатки и баню. Печки – дизельные, потому что деревья-то не растут, дров взять неоткуда. Имелся ещё и бензиновый электрогенератор, чтобы заряжать приборы.
Лагерь экспедиции в тундре
Пробы собирали в радиусе 2–3 километров от лагеря. Глубоко копать не приходилось, в тундре всё на поверхности лежит. Буквально 10–20 см копали и оттуда пробы брали.
А как же медведи? Участок работ расположен таким образом, что бурых медведей уже не было (слишком далеко на север), а белых ещё не было (слишком далеко от берега моря). И если медведей вообще не наблюдалось, то диких оленей – с избытком!
Температура в среднем держалась всё лето около +15 градусов. То есть в футболке не походишь, а в свитере нормально. Комаров не было – их сдувало постоянным сильным ветром. Ветер бывал порой таким сильным, что по ночам спать не давал – палатки к земле гнул. А ближе к концу экспедиции, во второй половине августа, выпал снег, но потом быстро растаял.
Обратная дорога тоже оплачивается, а зарплату начисляют до момента возвращения домой. Вот такие вот условия для работы в Арктике.
Сортировка мешочков с пробами
Попробуйте свои силы в геологических или археологических экспедициях!
Эти экспедиции на север не какой-то экстрим. Практически любой адекватный и физически здоровый человек может принять в них участие. Мечтаете об Арктике, но нет денег на билеты, снаряжение, нет опыта самостоятельных поездок? Попробуйте свои силы в геологических или археологических экспедициях!
Из-за суровых условий Севера, а также трудностей экспедиционного быта люди в такие маршруты подбираются, зачастую, весьма интересные, имейте это в виду.
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic