Сейчас в Мурманске

07:05 9 ˚С Погода
18+

Глобальная локализация арктической политики Канады

Принятый в первой половине сентября 2019 г. канадским правительством документ явно ориентирован на «внутреннее» пользование, однако он представляет интерес и в контексте международной арктической политики и геополитики

Канада Международная политика в Арктике Трюдо
Дмитрий Михайличенко
25 апреля, 2020, 14:58

Глобальная локализация арктической политики Канады

Фото с сайта foreignpolicy.ru

Принятый в первой половине сентября 2019 г. канадским правительством документ явно ориентирован на «внутреннее» пользование, однако он представляет интерес и в контексте международной арктической политики и геополитики.

10 сентября прошлого года канадское правительство выпустило совместно разработанную концепцию арктической и северной политики. Полное название документа можно перевести как «Совместно разработанные принципы (или дорожная карта) Арктической и Северной политики» («Со-Developed Arctic and Northern Policy Framework» - англ.).

 

Фото с сайта «РИА Новости».

Еще в декабре 2016 г. премьер Д. Трюдо провозгласил принцип совместной с провинциями и территориями (административная единица в Канаде), а также коренными народами политики. Тогда отмечалось, что работа над документом предоставила регионалам (в том числе и коренным народам) выступить не только консультативно, но и участвовать в принятии решений.

Формат документа – «framework», что можно приблизительно перевести как «дорожная карта». Хотя лояльно оценивающие документ канадские эксперты отметили, как «нечто большее, чем дорожная карта («roadmap»). По факту это именно дорожная карта, публикующая принципы и основные направления арктической политики североамериканского государства. Отмечается, что принятый документ является основой для дальнейших обсуждений и решений.

Еще один формальный, но важный признак - документ выпущен 10 сентября, то есть на «флажке» перед стартом электорального цикла. Критики документа (коих также немало) тогда утверждали: если либералы во главе с премьером Д. Трюдо проиграют, значимость документа будет невысокой.

 

 Фото с сайта «Госновости».

 

Арктический федерализм

 

Но либералы выиграли парламентские выборы (конец октября 2019 г.), и документ сохранил свою актуальность. В нем провозглашается восемь целей, среди которых:

·      основанная на принципах и международных законах Арктическая политика, адекватно реагирующая на актуальные вызовы и угрозы;

·      устойчивая и диверсифицированная экономика арктических территорий;

·      безопасность и обеспечение устойчивости и развития коренных народов;

·      укрепление инфраструктуры территорий, преодоление существующего разрыва;

·      диалог и уважение к правам коренного народа.

«Рамочный» формат документа свидетельствует, что правительству не удалось достичь компромисса по многим вопросам. Тем не менее, ключевые акценты понятны. Кратко их можно выразить так:

1. В свои арктические территории Канада планирует вкладывать большие деньги.

2. Идеологией становится «арктический федерализм» и «инклюзивный» подход, предполагающий диалог с коренным населением и расширение его участия в федеральной политике и (что более важно) значимость на международной арене.

3. Во главу угла ставятся интересы жителей, а интересы государства объявляются следствием интересов местного населения в канадской Арктике.

Критики отмечают размытость документа, отсутствие в нем параметров направляемых бюджетных средств и конкретных сроков. Тем не менее, учитывая геополитическую зависимость Канады от США, эта «размытость» вполне понятна: она оставляет властям возможность для маневра и коррекции .


Фото с сайта: «northernforum».

  

Геополитический контекст

 

Комментарии официальных лиц, впрочем, дают более точное понимание изменений политики. Принцип «повышение роли местных жителей» формирует концепт мягкой силы, применение которого выходит за пределы Канады. Фактически актуализируется роль коренного населения, права которого защищать (и, естественно, представлять) на международной арене будет Канада. Этот фактор использовался и ранее, однако, вполне возможно, он в скором времени станет дополнительным аргументом во взаимоотношениях с арктическими (Россия) и неарктическими (Китай) странами, имеющими свои интересы в регионе.

Между тем, арктические интересы России и Канады во многом близки. Например, Канада (в отличие от США) рассматривает Северо-Западный проход как свои внутренние воды. Россия придерживается аналогичного подхода к Северному морскому пути. Тем не менее, фактически, геополитика Канады идет в фарватере США. Канадские власти стараются дипломатично обходить этот вопрос, однако, очевидно, что влияние США на арктическую политику этой страны достаточно велико.

Новые принципы арктической политики Канады будут иметь влияние на международные отношения. Причем в нужном для США контексте. Фактически, создается «глокализированный»* фрейм (в виде интересов местных жителей), который будет использован для интерпретации политики России и Китая как «агрессивной», «противоречащей интересам коренного населения» и т.д. Именно поэтому, кстати, при подготовке документа активную роль играло министерство иностранных дел Канады. Более того, министр по делам коренного населения и коренных народов К. Беннет, а также ряд политиков регионального уровня в Канаде публично заявляли, что новый стратегический документ учитывает растущий интерес к Арктике России и Китая.

 

*Глокализированный – комбинация глобального и локального. Глокализировать означает развивать бизнес глобально, уделяя при этом внимание местным условиям. Данное понятие отражает специфику современного бизнеса и современной культуры

 

***

Дмитрий Михайличенко, доктор философских наук

далее в рубрике