Глупыш — «вонючая чайка» с острым обонянием
Никогда не приближайтесь к глупышу ближе чем на два метра!
Глупыши на скалах, остров Медный, 31 мая 2009 года. Фото Юлии Михневич.
Где живёт глупыш
Одними из первых птиц, которых я встретила после высадки на остров Медный в 2009 году, были глупыши (Fulmarus glacialis). Что не удивительно: это самый многочисленный вид птиц Командорских островов. Глупыши сидели на скальных уступах и не улетали, когда нам пришлось подниматься вверх, чтобы добраться до лагеря. Благодаря подобному равнодушию глупыши и получили своё имя. Видовое же латинское название glacialis, что в переводе значит «ледяной, арктический», недвусмысленно намекает на то, что птицы живут не только на Командорах: глупыш — единственный представитель отряда буревестникообразных или трубконосых, обитающий в Арктике. К этому же отряду относят собственно буревестников, а также альбатросов, качурок, китовых птичек.
Говоря об ареале глупыша, нельзя не упомянуть его окраску. Ученые выделяют две основные морфы — тёмную и светлую, и всевозможные переходные варианты. На Медном я встречала только глупышей с тёмно-серым оперением. А где-нибудь на Новой Земле чаще можно встретить светлых: у них белая голова, шея и низ тела, а спина, верхняя сторона крыльев и хвост дымчатые. Тёмная морфа эволюционировала в северной части Тихого океана, светлая — на севере Атлантического, когда ледниковый максимум разделил популяции. После окончания ледниковой эпохи популяции смешивались. И теперь тёмная морфа распространена на Аляске, Алеутских и Командорских островах, Камчатке, в западной части Охотского моря, на Баффиновой Земле, в северо-восточной Гренландии, на Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа. Представители же светлой морфы доминируют в западной и южной Гренландии, Исландии, Скандинавии, Британии, на Новой Земле, Чукотке, востоке Охотского моря.
Сверху — глупыш тёмной морфы в Калифорнии. Фото Jamie Chavez с сайта https://www.flickr.com/photos/almiyi/21123377134/ Снизу — глупыш светлой морфы в Великобритании. Фото Tony Morris с сайта https://www.flickr.com/photos/tonymorris/44454719200/
Трубка и масло
Светлых глупышей по неопытности можно принять за чаек. Тем более что и размерами глупыш сравним с серебристой чайкой (Larus argentatus): размах его крыльев достигает 100–115 см, масса — 600–850 грамм. Отличить можно по полёту: чайки чаще взмахивают крыльями, а глупыш большую часть времени парит над водой, широко раскинув крылья, как буревестник или альбатрос. Глупыши — ловкие летуны, что позволяет им эффективно летать даже в ветреную погоду. Помимо полёта стоит обратить внимание на клюв: название «трубконосые» было придумано не просто так: ноздри этих пернатых превратились в две роговые трубочки и располагаются над клювом. Предположительно, такое строение каким-то образом способствует лучшему обонянию. Другая гипотеза состоит в том, что трубки дренируют солевые железы, которые способствуют выведению избыточной соли, попавшей в организм с морской водой и пищей. Есть ещё слегка экзотичная, на мой взгляд, версия: трубочки могут играть роль в распределении секрета копчиковой железы. Эта крупная железа расположена на верхней стороне хвоста и выделяет маслянистое вещество, которое птица наносит клювом на оперение. Как в этом могут помочь трубочки — не очень понятно, тем более что и без них птицы прекрасно справляются, например, те же утки и гуси.
На этом фото хорошо видна трубочка над клювом глупыша. Фото Tony Morris с сайта https://www.flickr.com/photos/tonymorris/29875377932/
Секрет копчиковой железы помогает поддерживать эластичность и гибкость перьев, придавая им водоотталкивающие свойства. Также, скорее всего, он служит причиной характерного мускусного запаха оперения большинства трубконосых. Этот запах чувствуется даже у нор песцов, которые приносят глупышей своим щенкам на обед. Кстати, латинское название рода, Fulmar, происходит от древнескандинавского fúll már, что можно перевести как «грязная чайка» или «вонючая чайка». Потому что ещё хуже оперения пахнет жидкость, которую глупыши отрыгивают на незваного гостя в случае опасности. Скорее, даже не отрыгивают, а прямо-таки выстреливают на расстояние до полутора метров (посмотрите это видео и никогда не приближайтесь к глупышу ближе чем на два метра)! Занимаются этим грязным делом как взрослые, так и птенцы, даже едва проклюнувшиеся из яйца. Жидкость представляет собой масло и вырабатывается из пищи (глупыши питаются ракообразными, кальмарами, рыбой, падалью — останками китов и тюленей) в преджелудке, или провентрикулюсе — нижней, расширенной части пищевода. Здесь масляная фракция из пищи частично переваривается и концентрируется. Состав желудочного масла может сильно различаться в зависимости от вида добычи и самой последней диеты, но обычно включает разные типы восковых эфиров и триглицеридов. Вырабатывается его порядка 200 мл. Прежде всего масло служит источником энергии, что особенно важно для птиц, совершающих ежедневно длительные перелеты. Кроме того, этим маслом родители кормят птенцов.
Масло обычно жёлтого или оранжевого цвета и с отвратительным стойким запахом, который может сохраняться годами. Один учёный хранил птичье крыло, испачканное маслом, тринадцать лет, и оно всё ещё пахло! Птица, которая осмелилась вторгнуться на территорию глупыша, будь то коварный хищник или пролетающая мимо безобидная утка, обречена, если на неё попало много желудочного масла. Оно не смывается водой, склеивает оперение, к нему начинает прилипать всяческий мусор. В итоге оперение теряет водоотталкивающие и теплоизоляционные свойства. Так что птица тонет или погибает от переохлаждения. Самим же глупышам, как ни странно, попадание масла на перья никак не вредит, они легко его отмывают (возможно, дело в микроструктуре пера, но я не нашла исследований на эту тему). И это хорошо: от птенцов достаться может даже собственным родителям, когда они приземляются рядом с гнездом. Поэтому взрослые ждут на безопасном расстоянии, когда птенец успокоится.
Глупыш плюется маслом в другого глупыша, посмевшего присесть на его уступ. Фото с сайта https://www.birdguides.com/gallery/birds/fulmarus-glacialis/573262/
Интересно, что глупыш — основная добыча песцов на острове Медный, однако я никогда не видела песца, измазанного в отрыгнутой жиже. Эти хищники снимают глупышей с гнезд, забираясь для этого на скалы и береговые обрывы. Делают они это невероятно ловко, всякий раз диву даёшься. Однако всё же порой срываются вниз — хромающие на одну или несколько лап звери нередки на острове. За одним из таких я наблюдала полтора месяца: он приходил кормиться на лежбище северных морских котиков и сивучей, где можно без особого труда поживиться трупами детенышей или последами, остающимися после родов (но это только если удастся опередить проворных чаек). Это был мой любимый песец, так я его и прозвала — Хромой. Тем более обидно было в конце концов найти его мёртвым на берегу, судя по всему, его придавило камнепадом. Но что-то я отвлеклась... Обычно песцы отлично знают скалы на своём участке и расположение гнезд на них, и могут добыть глупыша за минуту. Возможно, из всех гнездящихся на скалах птиц глупыша поймать легче всего. И это загадка для меня, почему птица не успевает отразить атаку своей вонючей жидкостью. Либо песец такой ловкий, либо с него как с гуся вода (вернее, масло). В литературе мне удалось найти данные только по кроликам, мышам и овцам. Есть сообщения о не переживших вонючую атаку несчастных кроликах, об испорченной шерсти овец, на которую из-за масла налипал всякий мусор (самим овцам это никак не вредило, только продавцам шерсти). А домовые мыши, расплодившиеся на некоторых субантарктических островах, научились без вреда для себя слизывать масло с оперения птенцов, куда оно неизбежно попадает при кормёжке.
Ищейки над океаном
Большую часть жизни глупыши проводят в полёте над океаном, добывая пищу для себя и для птенцов. Искать пищу над обширными водными просторами — это как искать иголку в стоге сена. Но только не для птиц с прекрасно развитым обонянием. У трубконосых самые большие обонятельные луковицы (это часть головного мозга, отвечающая за обоняние) среди птиц. Обонятельный коэффициент, отношение наибольшего диаметра обонятельной луковицы к наибольшему диаметру полушария головного мозга, у трубконосых составляет более 25%, так же как и у грифов, киви и гуахаро (это живущие в пещерах родственники козодоя). У воробьинообразных и курообразных этот коэффициент меньше 15%. Промежуточное положение занимают голуби, водоплавающие и хищные птицы (кроме грифов). Кроме того, в обонятельных луковицах глупышей очень много митральных клеток — сенсорных нейронов, играющих ключевую роль в обработке обонятельной информации и усилении запаха. Их в два раза больше, чем у крыс (120 000 против 60 000), и в шесть раз больше, чем у мышей (а также голубей — 120 000 против 20 000), а ведь млекопитающие всегда славились лучшим обонянием по сравнению с птицами… Какие же запахи улавливают глупыши? Доказано, что трубконосые могут ощущать следы соединений серы, которые связаны с особенностями океана в местах скопления добычи. Это диметилсульфид (ДМС) и его предшественник диметилсульфониопропионат (ДМСП). В основном ДМС образуется как побочный продукт разложения фитопланктона и других морских водорослей. Причем большее его количество выделяется при поедании фитопланктона представителями зоопланктона, например, крилем. Что и сигнализирует птицам о скоплениях желанной добычи. Обычно такие скопления образуются в районе апвеллинга, где богатая питательными веществами вода из глубин поднимается ближе к поверхности, приводя к массовому размножению водорослей. К пиршеству присоединяются беспозвоночные вроде криля, в поисках криля сюда устремляются рыбы, а ими не прочь полакомиться птицы и киты.
Глупыши могут чувствовать запах пищи за три километра, а альбатросы — за десять и даже все двадцать! Чтобы получить эти цифры, учёные провели эксперименты, расскажу об одном из них. В период гнездования на островах Индийского океана странствующих альбатросов (Diomedea exulans) снабдили GPS-передатчиками, а также дали им проглотить капсулу с термометром: в процессе переваривания пищи температура в желудке меняется. Проследив траекторию птицы перед повышением температуры, учёные определили расстояние, на котором она устремилась к еде. Почуяв запах пищи, альбатросы изменяли направление полёта и двигались против ветра, часто зигзагообразно. Это типичное поведение животного, полагающегося на обоняние. Чтобы оценить весь масштаб поисков пищи на тысячах квадратных километров, с риском не успеть покормить голодного птенца, рекомендую прочесть книгу эколога Карла Сафины «Глазами альбатроса». Узнаете много интересного и получите большое удовольствие.
Обоняние помогает не только в обнаружении пищи, но и своего гнезда, а также партнёра. Эксперименты, проведённые на антарктической китовой птичке (Pachyptila desolata), показали, что птица предпочитает запах своего партнёра запаху случайного сородича. Исходя из того, что у глупышей прекрасно развито обоняние, можно предположить, что ему вполне нравится мускусный запах оперения, а отрыгнутое из глубин тела масло может сигнализировать родителю о том, что у гнезда с птенцом недавно побывал незваный гость. Глупыши привязаны к суше лишь несколько месяцев, на время сезона размножения. Они остаются верны своему месту гнездования (это явление носит название филопатрии, что в переводе с греческого — «любовь к дому») и успешно находят его за тысячи километров. В том числе благодаря обонянию.
Верные на всю жизнь
Глупыши моногамны и формируют пары на долгий срок, до гибели партнёра. А живут они долго, до 30–50 лет. Размножаться же начинают в возрасте 8–12 лет, но делают это не каждый год, слишком трудозатратно. Партнёры обычно не зимуют вместе, а воссоединяются уже на местах гнездования. Места зимовок тихоокеанских глупышей включают Калифорнию и Японию, атлантических — юг Великобритании и Новую Англию в США. Связь в паре возобновляется с помощью брачных ритуалов, которые включают кивание головой и соприкосновение клювами (так называемый биллинг: от английского bill — «клюв»). Гнездятся глупыши колониями на обрывистых морских побережьях, часто вместе с другими видами морских птиц. Самка откладывает одно яйцо на голую землю, иногда выстланную растительностью. Насиживают оба партнёра, меняясь примерно каждые одиннадцать дней. Инкубация длится 48–52 дня. Птенец вылупляется в течение 4–5 дней, с лёгким светлым пушком, родители ухаживают за ним около двух недель, а после посещают гнездо лишь время от времени, чтобы покормить птенца. Родители покидают колонию в поисках пищи на 4–5 дней, улетая на расстояние до 100 км, а порой и до 500 км. Птенцы оперяются в возрасте от 49 до 58 дней, примерно через 4–5 дней после того, как родители прекратили их кормить. И начинают самостоятельную жизнь, полную приключений и опасностей.
Птенец глупыша. Фото Oskar Elías Sigurðsson с сайта https://www.flickr.com/photos/oskaree/9410738559/
Губительный пластик
В поисках пропитания глупыши часто сопровождают рыболовецкие флотилии, ожидая, когда за борт будут сброшены рыбные отходы. Это небезопасно: следуя за судами, глупыши нередко сталкиваются с тросами, а также заглатывают крючки, использующиеся при ярусном лове рыбы, и погибают. Другая опасность — пластиковые отходы. Фрагменты пластика, попавшие в морскую воду, довольно быстро обрастают микроорганизмами и начинают пахнуть диметилсульфидом. Что привлекает птиц, заставляя глотать непитательный пластик вместо еды. И даже кормить им своих птенцов (в книге Карла Сафины есть душераздирающая история о том, как самка альбатроса пыталась отрыгнуть в рот птенцу зубную щетку). Исследование сорока глупышей на Шпицбергене показало, что у 87,5% из них в желудках содержатся кусочки пластика, в среднем 0,08 грамм на особь. Наверняка вы встречали в сети жуткие фото мёртвых птиц, где на месте желудка — скопление разноцветных предметов. Чем не мотивация сдавать отходы на переработку?
Также, благодаря положению на высоком трофическом уровне, глупыши, как и многие другие морские птицы, накапливают в тканях (печени, мышцах, коже) хлорорганические пестициды. Что негативно сказывается на их репродуктивной функции, в том числе приводя к истончению скорлупы откладываемых яиц. В результате либо насиживающая птица просто раздавливает своим весом скорлупу, либо эмбрион погибает, так как ему не хватает кальция для формирования скелета. Поэтому, несмотря на то, что за последние 150 лет численность глупышей многократно возросла (благодаря развитию промышленного рыболовства), в Европе вид уже имеет статус уязвимого.
Автор: Юлия Михневич.
Литература:
Ю. Б. Артюхин, 2019. Особенности взаимодействия морских птиц с таловыми орудиями лова.
В. Ю. Цыганков, О. Н. Лукьянова, М. Д. Боярова, 2018. Стойкие органические загрязняющие вещества в морских птицах Охотского моря.
R. Broad, 2007. Contamination of birds with Fulmar oil.
K. L. Foster et al., 2010. Preliminary Assessment of Avian Stomach Oils: A Vector of Contaminants to Chicks and Potential for Diet Analysis and Biomonitoring.
https://pubs.acs.org/doi/abs/10.1021/es1009983
M. J. Imber, 1976. The Origin of Petrel Stomach Oils: A Review
https://www.jstor.org/stable/1367697
G. A. Nevitt, 2008. Sensory ecology on the high seas: the odor world of the procellariiform seabirds.
G. A. Nevitt, M. Losekoot, H. Weimerskirch, 2008. Evidence for olfactory search in wandering albatross, Diomedea exulans.
https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.0709047105
R. Sale. A complete guide to Arctic wildlife // Firefly Books. 2012. 664 p.
M. S. Savoca et al., 2016. Marine plastic debris emits a keystone infochemical for olfactory foraging seabirds.
https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.1600395
Shiway W Wang et al., 2007. Fatty acid signatures of stomach oil and adipose tissue of northern fulmars (Fulmarus glacialis) in Alaska: implications for diet analysis of Procellariiform birds.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17712565/
E. A. Schreiber, J. Burger, 2001. Biology of marine birds // CRS Press. P. 85. https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.1201/9781420036305-6/seabird-systematics-distribution-review-current-knowledge
C. Swennen, 1974. Observations on the effect of ejection of stomach oil by the fulmar Fulmarus glacialis on other birds.
A. M. Trevail et al., 2015. Elevated levels of ingested plastic in a high Arctic seabird, the northern fulmar (Fulmarus glacialis).
https://link.springer.com/article/10.1007/s00300-015-1657-4
J. A. Waldvogel, 1989. Olfactory Orientation by Birds
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4757-9918-7_6
J. Warham, 1977. The incidence, functions and ecological significance of petrel stomach oils.
https://newzealandecology.org/nzje/2787