Сейчас в Мурманске

08:28 1 ˚С Погода
18+

Груз есть, судов нет: эксперты обсудили проблемы речного судоходства в АЗРФ

Информационно-аналитический центр Проектного офиса развития Арктики в Санкт-Петербурге провел заседание дискуссионного клуба «Арктическое речное судоходство: от планов к развитию».

Материалы ЭЦ ПОРА Транспорт и логистика
24 апреля, 2023 | 20:43

Груз есть, судов нет: эксперты обсудили проблемы речного судоходства в АЗРФ
Фото: Сергей Смирнов / GeoPhoto


Информационно-аналитический центр Проектного офиса развития Арктики в Санкт-Петербурге провел заседание дискуссионного клуба «Арктическое речное судоходство: от планов к развитию». На нем эксперты подытожили, что изменилось в этой сфере за последние два года (спойлер – немногое в лучшую сторону).

Игорь Павловский, директор информационно-аналитического центра ПОРА в Санкт-Петербурге, подчеркнул возможности речного судоходства в Арктике для решения существующей в регионе проблемы бездорожья и повышенных затрат на транспорт.

Игорь Злобин, заместитель начальника Управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), рассказал о текущей работе и проблемах, встречающихся на пути. По словам эксперта, общая протяженность речных путей в Арктической зоны нашей страны превышает 13 тысяч км, среди которых половина имеет ограничения для судоходства. Ведется работа по сокращению лимитирующих участков судоходства, и за прошедшие годы произошли улучшения на 1445 км. В 2023 предусматривается устранение лимитирующих условий на 2083 км.

Также Злобин рассказал о перспективе роста грузопотока и возникающих проблемах дефицита судов с малой осадкой и большой грузоподъемностью, а также ограниченности финансирования и последующем уменьшении бюджета к 2025 году, что на данный момент исключает какие-либо серьезные мероприятия, направленные не только на развитие, но и на постоянное содержание речной транспортной системы.

Айрат Чумарин, генеральный директор АО «Северречфлот», с сожалением отмечает, что говорить о развитии направления речного судоходства сейчас не приходится. Острая нехватка судов накладывает ограничения в том числе на то, где и как могут ходить суда с различной осадкой и классом. Когда дело доходит до строительства необходимых судов, частные компании не способны закрывать эти нужды без государственной поддержки и постоянных контрактов, говорит эксперт.

Сергей Емельянов, первый заместитель генерального директора Ленского объединенного речного пароходства, рассказал о речном судоходстве в восточном секторе Арктики, который отличается от западного тем, что все речные магистрали здесь баровые (полные наносных отмелей). Мелководные бары создают сложности прохождения речных участков и необходимость определенного типа судов. Эксперт обратил внимание на необходимость разработки баров для поддержания благоприятных условий для судоходства. 

Еще один вопрос, который, по мнению Сергея Емельянова, требует учета в разрешительных документах при планировании речной навигации, – это изменение фактического периода судоходства, а также штормов, которые останавливают работу. Подводя итог, он выделил две ключевые проблемы – глубины и судостроение, отмечая, что «груза достаточно, и он только увеличивается».

Александр Зайцев, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, в своем сообщении также отметил проблему обновления речного флота, которая упирается в необходимость государственной поддержки. Возможным способом сокращения стоимости постройки новых судов эксперт видит утилизацию старых судов и подключение финансирования арктических и приарктических субъектов, которые напрямую заинтересованы в развитии речного судоходства. 

В ходе дискуссии все участники отметили, насколько остро сегодня стоит проблема обновления речного флота, когда каждая единица флота важна и у перевозчиков нет возможности пожертвовать даже одно судно для утилизации и получения государственных льгот на постройку нового. В дополнение к этому эксперты выделили комплексную проблему обслуживания речных судоходных маршрутов, которая включает дноуглубительные работы, проведение научных исследований для прокладки новых маршрутов, а также обновление и постройку новой наземной инфраструктуры.


***

Ольга Иевлева, специально для GoArctic

далее в рубрике