Сейчас в Мурманске

13:23 5 ˚С Погода
18+

Историческая связь Арктика−Балтика в геополитической целостности России

Старое время вернулось?

Русский Север Арктическая геополитика Балтика

Историческая связь Арктика−Балтика в геополитической целостности России
Остров Южный, Новая Земля. Фото автора


«Старое» время возвращается. 

Возвращается геополитика, понимаемая буквально, в самом своем простом, буквальном изводе, как сумма военно-политических потенциалов, привязанных к земле, к конкретной территории. Конечно, можно возразить, что и прежде, в прекраснодушную эпоху глобального цифрового мира и повсеместного общества потребления никуда геополитика не исчезала. Да и не особо-то мимикрировала под «гражданское общество», «демократические институты», «общечеловеческие ценности», столь активно распространяемые после распада биполярной мировой системы. 

Даже беглое ознакомление с волнами расширения НАТО после распада СССР дает ясное представление, что геополитика – с ее центрами силы, лимитрофами, сферами влияниями, санитарными кордонами – по-настоящему никуда и не уходила. Всё верно. Однако после недавнего вхождения Финляндии в НАТО (с полнейшим игнорированием демократических процедур) можно со всей очевидностью констатировать: старое время вернулось. 

С вхождением Финляндии в североатлантический военно-политический блок изменился геополитический баланс не только на Балтике (насколько все-таки быстро финское правительство озвучило вопрос о демилитаризации Аландских островов!), но и в арктическом регионе. 

Ось, связность Балтика−Арктика (Белое, Баренцево море) со времен Петра Великого имеет для России экзистенциальное значение. Безудержный царь-плотник самым решительным и бескомпромиссным образом материализовал эту беломорско-балтийскую ось, построив Осудареву дорогу. Историки до сих пор спорят, протаскивали или нет по этому пути от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере морские суда, но вот для перевоза оружия и прохода войск во время Северной войны Осударева дорога действительно использовалась. 

Стоит отметить и другой аспект этой связности двух морей. Молодой Балтийский флот пополнялся опытными северными мореходами: из 6220 нижних чинов военно-морского флота образца 1715 года около 3500 человек были набраны в Поморье!


2.jpg

В. И. Суриков. Пётр I перетаскивает суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов


В начале XX века советское государство, со всей очевидностью понимая значение Арктики для становления страны, уже в первую пятилетку развития народного хозяйства (1928–1932) возвело силами заключенных Белтбалтлага трассу Беломоро-Балтийского канала (227 километров, 19 шлюзов). Канал рыли с расчетом прохода эсминцев и подводных лодок для возможности будущего межтеатрового маневра кораблями Балтфлота.


3.jpg

Сооружение Беломорканала. Автор неизвестен


К тому времени на северных рубежах СССР не было судостроительной базы для постройки крупных боевых надводных кораблей и подводных лодок. Вместе с тем, в регионе Белого и Баренцева море продолжалась так называемая «тюленья война» с норвежскими (и в меньшей степени английскими) зверобоями. Впрочем, били не только тюленя, но и белуху, нерпу, моржей, белых медведей. Однако особенно страдала именно беломорская популяция гренландского тюленя, которого истребляли в Горле Белого моря. Попытки разрешить конфликт силовыми и юридическими методами не привели к успеху. Заключение концессии с норвежцами стало неудачными шагом и лишь узаконило хищнические действия браконьеров. 

Ситуация кардинально поменялась после возведения Беломорканала. 

15 апреля 1933 года приказом народного комиссара по военным и морским делам была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН-1) для перевода из Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю в Мурманск первого отряда кораблей. В него вошли эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», а также подводные лодки «Декабрист» («Д-1») и «Народоволец» («Д-2»). Общее руководство подготовкой и проведением экспедиции осуществлял С. М. Киров. Непосредственно возглавлял экспедицию военмор 3.А. Закупнев, начальником штаба экспедиции стал И. С. Исаков.


4.jpg

Эскадренный миноносец «Забияка» (с 31 декабря 1922 года – «Урицкий», с 6 марта 1951 года – «Реут», с 27 декабря 1956 года – УТС-22 – эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик»). В 1933 в составе ЭОН-1 перешёл из Ленинграда в Мурманск и вошел в состав Северной военной флотилии


18 мая, еще до официального открытия канала, ЭОН-1 вышла из Ленинграда. 1 июня обнародован приказ о формировании Северной военной флотилии. 20 июля корабли ЭОН-1 прошли последний шлюз и встали в Сорокской губе у Беломорска. 5 августа экспедиция благополучно отшвартовалась в Мурманске.

В сентябре этого же года по каналу в Мурманск перешли корабли ЭОН-2. В дальнейшем до начала Великой Отечественной войны Северный флот пополнялся кораблями ленинградских верфей.

Проводка ЭОН-3 при помощи Беломорканала и Северного морского пути связала Балтийское море с Тихим океаном, продемонстрировав логистические преимущества арктической трассы (о значении которой говорилось еще со времен русско-японской войны). 

Столь важное военно-оборонительное значение Беломорканала сделало его первоочередной целью во время Великой Отечественной войны. Уже 28 июня с финских аэродромов был произведен первый налёт на шлюзы. Бомбардировку совершал Ju-88A из бомбардировочной эскадры люфтваффе. Для разрушения шлюзов применяли не только авиабомбы крупных калибров, но и морские мины ВМ-1000. В декабре финны захватили Повенец, окончательно заблокировав Беломорканал.

После завершения Второй мировой войны Финляндия лишилась выхода к арктическому побережью. Гордость Финляндии – историческая автострада Дорога к Ледовитому океану (Jäämerentie) теперь ведет уже не напрямик к Баренцеву морю, а в соседнюю Норвегию: в ходе Петсамо-Киркенесской операции (1944 год) печенгский участок трассы, как и вся Печенга, был занят Советской Армией. А в 1947 году Петсамо по условиям Парижского мирного договора был включен в состав РСФСР.


5.png

Печенга в составе финской губернии Петсамо. Insider / Jniemenmaa / CC BY-SA 3.0


С появлением 31-го участника блока НАТО протяженность совместных рубежей увеличилась вдвое, ведь русско-финская граница тянется почти на 1300 км. Под прицелом натовского арсенала теперь не только Санкт-Петербург (150 км) и Мурманск (200 км), но Североморск – база Северного флота, а также Северодвинск (500 км) − столица атомного подводного флота России. Справедливости ради надо отметить, что произошла, скорее, бюрократическая формализация фактического состояния вооруженных сил Суоми, «завершив» тридцатилетний процесс сотрудничества Финляндия-НАТО в рамках так называемого «Партнерства во имя мира». Позади множество проведенных совместных учений, получение натовского вооружения и постепенной интеграции в альянс.

Насколько верны прежние геополитические конструкции в эпоху гиперзвукового оружия? Пожалуй, правильный ответ сегодня никто не даст. Однако, перефразируя канцлера Горчакова, можно отметить, что Россия уже не сердится и не сосредотачивается. Россия поворачивается – на Восток и глобальный Юг – и разворачивается в потенциально уязвимых для обороноспособности страны местах. Недавнее решение о модернизации боевого аэродрома Рогачево на Новой Земле – лишь одно из свидетельств этой исторической трансформации.


***  

Владимир Привалов, специально для GoArctic

далее в рубрике