История православия на Новой Земле. Часть II
Продолжение материала об истории православия на Северной Земле
Продолжение Части I.
Белушья Губа
Правительство не только обеспечивало два бесплатных пароходных рейса на архипелаг, но и освободило от воинской повинности постоянных жителей Новой Земли. Каждому новому поселенцу выдавалась безвозвратная субсидия. Приносили доход и новоземельские промыслы. В 1910 г. на торгах в Архангельске за промысловую добычу, доставленную с Новой Земли, была выручена очень крупная сумма — 20266 рублей 88 копеек.
Весной 1912 г. в Архангельске было срублено здание церкви-школы для становища Белушья Губа. На сооружение этого здания средства дали второй гильдии купчиха Александра Шашкова (5000 рублей) и Училищный Совет (2500 рублей).
Длина здания — 25,5 м., ширина — 13 м. Капитальные внутренние стены разделяли здание на церковь с алтарём, класс, две комнаты для священника, кухню, прихожую, две кладовки, комнатку для аптеки и сени. Высота всех помещений равнялась (от пола до потолка) пяти аршинам (3,5 м.). Здание снаружи окрасили охрой, а внутри обшили войлоком лицевые стены и потолки. Чтобы помещения были светлыми, окна изготовили больших размеров (3 аршина на 2 аршина (2,2х1,5 м.). В каждое окно вставили по три рамы, причём внутренние имели двойные стекла. Благодаря этому в самые лютые морозы термометр и церкви-школе показывал +7°С, в то время как в избах промышленников термометр в этих же условиях опускался до -15°С.
В августе 1912 г. сруб был доставлен в Белушью Губу. Вследствие поздней доставки здания на Новую Землю и наступления сравнительно ранних морозов, полная сборка здания церкви-школы не была закончена, и назначенному в Белушку священнику-учителю отцу Иоанну Коврову пришлось всю зиму жить в доме самоеда Кузьмы Ледкова.
Весной 1913 г. в Белушью Губу прибыла артель для окончания внутренней отделки здания, и к 14 сентября того же года все работы были закончены. В церкви был установлен иконостас простой столярной работы. Иконы писаны на железных листах масляными красками. Училищный Совет, Его Преосвященство Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский, и другие благотворители пожертвовали большие суммы на церковную утварь. Среди жертвователей была создательница храма купчиха Александра Шашкова, Ново-Афонское подворье, самоеды и многие другие.
Главное артиллерийское управление пожертвовало 45 пудов лома — меди, из которой известная на весь мир фирма Оловянишниковых (в Ярославле) отлила 5 колоколов, в том числе главный колокол весом в 15 пудов (240 кг.).
Осенью 1913 г. ко дню освящения храма прибыли на собачьих упряжках из становища Малые Кармакулы иеромонах Никольского скита отец Михаил и несколько самоедов. На праздник освящения собрались все жители Белушьей Губы и приехавшие гости. На память об освящении церкви каждый глава семьи получил в дар Библию, а остальные — по книге духовно-нравственного содержания. Книги пожертвовал архангельский торговец С.И. Коржавин (расстрелян в 1920 г.).
В 1913 г. в Белушьей Губе проживали 19 мужчин, 20 женщин. Детей школьного возраста (7-14 лет) было 10 человек (4 мальчика и 6 девочек).
Вот как в те годы описывали жизнь на Новой Земле:
Иеромонах Артемий рассказывал, что ему не приходилось встречать нигде в человеческом обществе такой живой веры в Бога, такой детской преданности воле Божией нигде не приходилось наблюдать такой горячей и в то же время простой молитвы к Богу, как среди этих обитателей Крайнего Севера.«Не красна жизнь новоземельского самоедина, протекающая среди борьбы со стихиями, белыми медведями и другими полярными хищниками, жизнь полная всевозможных опасностей на каждом шагу. Здесь очень часто угрожает возможность быть растерзанным зверем, сделаться жертвою разбушевавшегося океана, заболеть от недостатка, движения и однообразия пищи цингой, а то и просто умереть с голоду или замерзнуть где ни будь в снежной пустыне среди тьмы полярной ночи под яростным воем бури. При таких условиях жизни живее чувствуется зависимость от Верховного Существа, теплее, одушевленнее молитва к Нему о спасении от житейских невзгод, непосредственнее религиозное чувство».
«Пусть их верования, — говорил он, — не совсем ещё чисты, пусть в обрядах иногда проглядывают ещё остатки язычества, тем не менее они живо чувствуют существование Божества в мире, ощущают Бога в своей душе».
***
Колония Ольгинская и становище Югорский Шар
В феврале 1910 года, в норвежской прессе было опубликовано заявление шкиперского союза города Тромсе, в котором Северный остров Новой Земли объявлялся «никому не принадлежащей землёй».
В ответ на это заявление 14 августа того же года к берегам Новой Земли подошёл пароход «Ольга Константиновна», на борту которого было четверо колонистов из Архангельской губернии Шенкурского уезда. Они под звуки марша сошли на берег. Колонистов сопровождали архангельский губернатор Иван Васильевич Сосновский, заведующий Новоземельскими колониями Борис Иванович Садовский, архимандрит Артемиево-Веркольского монастыря отец Варсонофий, а также находившиеся на «Ольге» духовные лица, сопровождавшие архимандрита, туристы и служащие парохода.
Перед воздвигнутым крестом архимандритом был отслужен молебен в сослужении с иеромонахом. После молебна произведено было окропление святой водой четырёх углов будущего дома, а также будущей часовни во имя Св. Ольги и освящение уже построенного временного барака, на котором в это время был поднят флаг.
За двадцать пять лет до обустройства становища Ольгинское на Северном острове и через семь лет после начала существования Малых Кармакул, на берегу пролива Югорский Шар, на материковой части, было заложено селение Никольское. На средства золотопромышленника и исследователя Сибири иркутского купца А.М. Сибирякова была построена деревянная Никольская церковь. Александр Михайлович принимал активное участие в организации и финансировании ряда полярных экспедиций, изучении и просвещении народностей Крайнего Севера и Сибири. Указом Святейшего Синода от 27 октября 1886 года ему было разрешено учредить самостоятельный причт с назначением содержания тому причту из части жертвуемого Сибиряковым капитала в 10000 рублей.
В 1886 году в Никольской церкви начались регулярные службы. Храм был приписан к Тельвисочному приходу Печорского уезда, причт которого и осуществлял миссионерскую деятельность среди самоедов Югорского Шара и острова Вайгач.
Через пять лет, в 1891 году, на берегу Югорского Шара был открыт Успенско-Артемьевский монашеский скит, причисленный к Николо-Корельскому монастырю. Первоначально предполагалось, что он будет постоянно действующим, но случилось так, что из приехавших сюда в феврале 1891 года восьми духовных лиц зимой 1892 года семеро погибли от холода и болезней. После этого начальство Архангельской епархии стало посылать священников в Никольскую церковь только на период промыслов, когда сюда съезжались самоеды-охотники и русские купцы-промышленники. Священники выезжали из Пустозерска, находящегося в низовьях реки Печоры, на оленьих упряжках с караванами пустозерских купцов и далее следовали по тундре вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
Путешествие длилось до полутора месяцев. По пути священнослужители посещали чумы — крестили, учили самоедов молитвам и послушанию Божьему, венчали, совершали панихиды и отпевания, служили заказные молебны. Прибыв в храм, священники протапливали, просушивали и ремонтировали помещения. На берегах Югорского Шара они обычно проводили 3-4 месяца, проведывали самоедов на острове Вайгач и отбывали в обратный путь вместе с осенними купеческими караванами.
Сухая статистика: отец Иоанн (Михайлов) в 1897 году посетил более 20 самоедских чумов, совершив при этом божественных литургий - 37, заказных литургий - 27, заказных молебнов - 11, заказных панихид - 13; им было крещено 9 младенцев и погребено 7 умерших.
К началу 1910-х годов построенная на средства Сибирякова церковь обветшала, о чём сообщил посетивший её в 1911 году псаломщик Герман Игумнов: стеновые плахи по углам разъехались, крыша прогнила, и дождевая вода заливает пол, море подступает к зданию, съедая песчаную косу, на которой оно стоит.
В 1914 году священник Геннадий Юрьев и псаломщик Герман Игумнов по традиционному пути вместе с самоедами и русскими промышленниками отправились к Югорскому Шару, посещая по дороге чумы, совершая богослужения и исполняя требы. Отец Геннадий, не заезжая в Никольское, сразу по льду через пролив отправился на остров Вайгач, где власти построили радиостанцию и образовалось постоянное поселение. Священник побывал у сотрудников станции, объехал окрестные чумы и лишь 10 июля попал в Никольское. Псаломщик был уже там и проводил занятия с ненецкими детьми. Два месяца причт совершал богослужения в местном храме и требы у самоедов, проживавших неподалёку и приезжавших из тундр.
Отец Геннадий остался зимовать на радиостанции. Ему выделили комнату, а также помещение для домашней церкви. Работник радиостанции Ф.Я. Принцев исполнял обязанности церковного старосты и пономаря, а заведующий радиостанцией нёс послушание псаломщика.
На Рождество самоедам устроили настоящий рождественский праздник. В самый день праздника было совершено торжественное богослужение. Вместо звона колоколов в небо взлетали сигнальные ракеты, которые вызывали у самоедов крики восторга. После службы все поехали по самоедским чумам славить Христа...
***
Грянула Первая мировая, а затем Гражданская. Новоземельцы мало, что знали, жили лишь слухами и догадками. Пароход приходил крайне редко, а в 1919 году вообще не пришёл, и поселенцы остались без провизии.
Во время летней навигации 1920 г. на Новую Землю приходят суда. В становища Белушья Губа и Малые Кармакулы большевики назначают своих уполномоченных в сопровождении милиционеров. В небольшие по численности становища Маточкин Шар и Ольгинское (Крестовая Губа) были присланы временные агенты на летне-осенний период.
Уполномоченные должны были наладить снабжение местных жителей продовольствием, организовать приём и отправку в Архангельск продуктов промысла. И ещё одна задача была поставлена перед представителями советской власти: как можно быстрей разъяснить аборигенам разницу между мифическим Царствием Небесным и реальным социалистическим раем на Земле. И у них получилось - правда, всего на семьдесят лет.
Осенью 1923 г. в становище Белушья Губа деревянная церковь была превращена в склад пушнины. Церковный псаломщик, много лет безвыездно проживший на Новой Земле, жил один в маленькой избушке на отшибе и занимался промыслами. Он вёл дневник, который передал известному учёному Льву Зенкевичу (создателю и главному редактору журнала «Океанология»), прибывшему в Белушью Губу на исследовательском судне «Мурман».
Где этот дневник сейчас - никто не знает, зато всем известно, что стало с Православным Севером при советской власти.
Эпилог
Ровно через восемьдесят лет после начала гонений на народ и церковь, после закрытия храма в Белушьей Губе, на Новой Земле начала возрождаться церковная жизнь. В 1997 году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил закладной камень в основание будущего новоземельского храма, а в 1999 году на Новую Землю прибыл первый настоятель прихода иеромонах Иннокентий (Русских).
Сегодня на острове вы не найдёте кочевников-оленеводов: их всех выселили в начале 50-х годов, когда на острове открыли ядерный полигон. В наши дни новоземельцами называют военных и членов их семей, именно для них был построен храм, а иеромонах Иннокентий стал их первым пастырем и просветителем. Храм назвали так же, как и сто сорок лет назад — Свято-Никольский.
В сентябре 2006 года отца Иннокентия сменил иеромонах Гавриил (Богданов), назначенный в том же году настоятелем Свято-Никольского храма, а в 2008 году по совместительству и настоятелем Свято-Никольского храма архипелага Земля Франца-Иосифа.
В марте 2012 года иеромонах Гавриил был определён благочинным Арктического благочиния Нарьян-Марской епархии Архангельской митрополии. Сегодня в Арктическое благочиние входят три храма и три часовни: на Новой Земле и на Земле Франца-Иосифа.
В августе 2018 года в жизни Новой Земли произошло знаменательное событие: остров посетил патриарх Кирилл, который в своей речи сказал:
«Очень надеюсь, что появление храма здесь, на Новой Земле, открывает возможность для всех вас — кому-то почаще, кому-то, может быть, пореже в силу занятости — время от времени приходить сюда, чтобы обратиться с молитвой к Богу. Храните веру в сердце, воспитывайте в ней своих детей, и тогда у всех нас будет будущее и Отечество наше будет процветать».
Храм на Новой Земле. Фото журнала "Фома".
Автор: Владимир Шеменёв, Воронеж.