«Холодная добыча»: норвежский слэшер на Хэллоуин
В преддверии праздника Хэллоуин, когда многие кинотеатры уже закрыты, а так хочется посмотреть фильм ужасов, можно обратить внимание на норвежскую трилогию «Холодная добыча». Это добротные слэшеры, снятые по канону, с характерной арктической составляющей (горы и лес, лыжи и ледорубы).
Кадр из фильма «Холодная добыча».
В преддверии праздника Хэллоуин, когда многие кинотеатры уже закрыты, а так хочется посмотреть фильм ужасов, можно обратить внимание на норвежскую трилогию «Холодная добыча» (норв. 'Fritt vilt', вариант перевода в российском прокате «Остаться в живых»). Это добротные слэшеры, снятые по канону, с характерной арктической составляющей (горы и лес, лыжи и ледорубы).
Арктический слэшер
Первая часть арктического слэшера – поджанра фильмов ужасов, в котором убийца с психическими отклонениями и отталкивающей внешностью преследует и убивает одного за другим группу людей (чаще всего подростков), вышла перед Хэллоуином в пятницу 13 октября 2006 года. Режиссером выступил Роар Утхауг, для которого фильм стал первой заметной работой.
Постер фильма «Холодная добыча».
Кинофильм начинается с того, что нам показывают фрагменты хроники, сообщающей о пропавшем в 70-х годах в горах мальчике и о том, что норвежцы обожают ездить в горы на праздники. Пятеро молодых норвежцев: влюбленные Микал и Ингунн, любящие Эрик и Янике, а также их друг Мортен едут в Ютунхеймен – нагорье на юге страны, чтобы покататься на сноубордах. Так как они не любят стоять в очередях на подъемники, для спуска выбирается красивая, но не благоустроенная для комфортного отдыха гора. Во время фрирайда (в данном случае, бэккантри) Мортен закономерно (с сюжетной точки зрения) ломает ногу и ребята вынуждены заночевать в заброшенном отеле неподалеку.
Любители фрирайда. Кадр из фильма «Холодная добыча».
При помощи суперклея Янике заклеивает рану и молодые люди устраивают коктейльную вечеринку. Во время осмотра отеля, ребята находят следы огня, пятна крови, книгу постояльцев (последняя запись в которой с пожеланием найти мальчика датируется 1975 годом), а также замечают отсутствие топора на пожарном щите. Отель без постояльцев, нехватка противопожарного инструмента, как и запах жаренного в комнате 237 намекают на события, произошедшие в культовом фильме Стенли Кубрика «Сияние» (1980 год). Вообще во всей трилогии, как и во многих «постмодернистских слэшерах», часто встречаются отсылки к культовым фильмам ужасов.
Горный человек. Кадр из фильма «Холодная добыча».
В это время за ними наблюдает существо (в титрах значится как Горный человек, в данном случае, нечто среднее между йети и йотуном, которому не нравится, что кто-то вторгся на его территорию. Первой монстр убивает целомудренную блондинку Ингунн, поссорившуюся со своим бойфрендом, затем, используя ее тело как приманку, он ловит на снегу Эрика. В это время трое остальных ребят находят комнату с трофеями (вещами жертв, оставляемых у себя преступником) и погребок с консервами, а также вспоминают легенду о пропавшем мальчике, который убивает туристов.
Микал бросает своих коллег по несчастью и пытается спастись в одиночку, но попадает в капкан и ему ломают шею. Следом погибает Мортен, и сильная женщина Янике остается одна оглушенной, но живой. В последний момент, когда Горный человек сбрасывает трупы в ледяную расщелину, она вступает с ним в схватку и побеждает.
Постер фильма «Холодная добыча 2».
Сиквел и приквел
Фильм «Холодная добыча» стал очень популярным и через два года, как всегда перед Хэллоуином, на экран вышло продолжение (иногда с подзаголовком «Воскрешение») (режиссер Матс Стенберг, сценарист Роар Утхауг). Янике (актриса Ингрид Булсё Бердал) находит полицейский Оле и привозит ее в больницу, где та рассказывает о случившемся. Шериф, посмеиваясь над рассказом об убивающем Горном человеке, тем не менее решает проверить расщелину. Полицейские привозят труппы в морг, где Горный человек оживает и продолжает убивать с помощью подручных средств.
Подобно Тору, убивающему йотунов с помощью метания мьёльнира, Янике готовиться совершить смертельный бросок в Горного человека. Кадр из фильма «Холодная добыча 2».
Даже полицейские, зная с кем столкнулись, все равно попадаются в ловушки монстра и умирают. Умирающему Оле удается ранить Горного человека, и тот уходит поближе к своей горе, в отель, принадлежавший его родителям. Янике, перенимая его методы, устраивает там засаду, но чуть не гибнет. На помощь ей приходит доктор Камилла – девушка умершего Оле. Вдвоем им удается убить монстра: сначала ледорубом (или киркой), а потом контрольным выстрелом в голову из дробовика.
Постер фильма «Холодная добыча 3».
Сиквел был также очень успешен и было решено снять приквел, чтобы рассказать предысторию Горного человека: как потерявшийся в 70-х годах мальчик превратился в безжалостного и инфернального убийцу. Режиссером третьей части (иногда с подзаголовком «Начало»), вышедшей в октябре 2010 года, стал Миккель Бренне Сандемусе.
Фильм начинается с показа издевательств, которыми подвергался мальчик: его закрывают в подвале, бьют и в конце концов скидывают в расщелину. Впрочем, в фильме не показано, что он убивал овец и скидывал их туши в расщелину, о чем мы знаем по предыдущим частям трилогии. В итоге мальчик убивает мать и отца ножом и исчезает.
Семья будущего Горного человека. Кадр из фильма «Холодная добыча 3».
Через 12 лет летом в эти места приезжает группа из шести молодых норвежцев. Они хотят переночевать в заброшенном отеле, но так как одна из девушек пугается, они решают спать под открытым небом. Молодые люди купаются обнаженными, пьют пиво и так далее. Ночью, возжелавшая романтики блондинка Сири уводит своего парня Кнута в лес, где они падают в охотничью яму. Сири удается вылезти, но вскоре она попадает в руки местного маньяка-отшельника Йона (брата полицейского Эйнара), а Кнута утаскивает и убивает его воспитанник – тот самый повзрослевший мальчик, пропавший в 70-е годы. Он стал взрослым охотником и с удовольствием переключился на добычу людей.
Оставшиеся четыре человека начинают поиск отсутствующих. При этом один из них – Симон вооружен винтовкой. На вопрос откуда она, парень отвечает, что записался в Норвежское ополчение и взял с собой винтовку, так как «не знаешь, когда русские нападут». Приятно, что наши соседи помнят о нас. Впрочем, маньяк быстро убивает Симона, а остальные убегают и прячутся в погребе дома, рядом с консервами.
Выживающие Андерс и Хедда. Кадр из фильма «Холодная добыча: Начало».
Монстр убивает Магнуса и ранит Андерса, используя стрельбу из лука. В итоге Андерс и Хедда приходят в дом Йона и освобождают Сири, туда же выехал догадавшийся обо всем Эйнар. Монстр убивает Йона и всех остальных кроме последней блондинки Хедды, которая принимает бой с кайлом в руках. Она практически одолела монстра (как было бы в классических слэшерах), но ее случайно убивает Эйнар, а Горный человек по первому снегу возвращается в заброшенный отель.
Третья часть, снятая как классический слэшер с элементами хиллбилли-хоррора, не стала такой популярной как предыдущие: зритель, вероятно, не понял стилизацию под 70-е годы и отсутствие хотя бы временного хэппи-энда. Впрочем, сейчас время «постмодернистских слэшеров», когда воскресают и не такие франшизы…
Горный человек. Кадр из фильма «Холодная добыча».
Сотворение арктического киноманьяка
Безусловно, трилогия «Холодная добыча» («Остаться в живых») – настоящий слэшер: в нем есть все элементы поджанра (характерный безумный маньяк, группа подростков, способы убийства и пр.). Однако в нем есть и характерный «арктический налёт». Это не только великолепная природа: зимние предгорья и летний лес. Но и сам образ маньяка. Рассмотрим его в порядке становления, то есть сначала третью часть, а потом первые две.
Мы знаем, что он родился мертвым и не дышал четыре часа, потом он любил убивать овец и сбрасывать их в горную расщелину, как будто совершая обряд жертвоприношения. После того, как родители сбрасывают подростка туда же, он вылезает (скорее возрождается, при этом в него вселяется «дух гор» и он становится Горным человеком, кем-то средним между йотуном и йети) и убивает ножом родителей.
Взгляд из ледяной расщелины. Кадр из фильма «Холодная добыча».
Его приютил и обучил охоте местный отшельник, который также, возможно, был маньяком. Через дюжину лет к нему в капкан попался человек и пробудил жажду крови. К тому же, группа молодых норвежцев вела себя вызывающе: купались нагишом, употребляли алкоголь и наркотики, охотились с винтовкой в заповедной зоне. Он стал охотиться на них с помощью лука со стрелами и капканов, используя также нож, скрывая лицо под полами капюшона.
Со временем образ маньяка менялся, тем более что дело стало происходить зимой: она стал одеваться в старый мешковидный теплый костюм из шкур животных, на лицо стал надевать лыжную маску и солнцезащитные горные очки. Он стал похож на Горного человека – человекоподобное существо с инфернальной природой происхождения. Кинокритики социологического направления отметили бы внешнее сходство Горного человека и бедных норвежских звероловов (в Америке их назвали бы трапперами), вынужденных заниматься добычей шкур животных, что придавало бы убийствам монстра характер борьбы против капиталистов.
Борьба Горного человека и его любимой жертвы Янике. Кадр из фильма «Холодная добыча».
Горный человек, как и большинство героев слэшеров, имел изъян на лице – большое родимое пятно в районе левого глаза, поэтому предпочитал скрывать это. Его любимое орудие убийства – ледоруб, который также связан с Арктикой. На протяжении всей трилогии подчеркивается связь Горного человека с местностью Ютунхеймен, он фактически стал одним из йотунов.
Таким образом, Горный человек в лыжной маске с ледорубом встает в один ряд с Майклом Майерсом в белой маске со столовым ножом, Джейсоном Вурхизом в хоккейной маске с мачете и многими другими антагонистами слэшеров, рекомендуемых к просмотру на Хэллоуин.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic