Сейчас в Мурманске

01:20 -1 ˚С Погода
18+

Китай как крупнейший инвестор арктических проектов

Россия и Китай налаживают тесные торговые связи, эффективно дополняя экономические возможности друг друга

Полезные ископаемые Северный морской путь Китай в арктике Сотрудничество в Арктике
Мария Кутузова
1 марта, 2021 | 10:54

Китай как крупнейший инвестор арктических проектов
Фото: Imaginechina / AP Photo / Bloomberg

Россия и Китай налаживают тесные торговые связи, эффективно дополняя экономические возможности друг друга. Пекин рассматривает Москву как основного поставщика энергоресурсов и уже вложил миллиарды в российский нефтегазовый сектор, продукция которого идет по газо- и нефтепроводам, пересекающим границы двух стран. Строительство и запуск газопровода «Сила Сибири», по которому российский газ поставляется в Китай, стал одним из крупнейших нефтегазовых проектов, реализованных за последние годы. Активно развивается взаимодействие стран в рамках арктических проектов НОВАТЭКа по сжижению природного газа. 

В интересах устойчивого развития Арктики Российская Федерация, формируя повестку председательства в Арктическом совете в 2021-2023 годах, выступает за развитие долгосрочного партнерства с другими странами, включая КНР. Об этом в интервью РИА Новости рассказал Николай Корчунов, посол по особым поручениям министерства иностранных дел РФ по международному сотрудничеству в Арктике. Китай с 2013 года является наблюдателем Арктического совета и вносит, по мнению российской стороны, конструктивный вклад в его работу. 

По словам представителя российского МИД, в последнее время Китай много критикуют за повышенный интерес к Арктике, много говорится о существующих со стороны Пекина угрозах. В 2018 году Китай опубликовал собственную стратегию для Арктики, заявив о заинтересованности в участии в развитии арктических морских путей, так называемого Полярного шелкового пути, а также в разведке и эксплуатации ресурсов в регионе. 

«Вместе с тем, стоит заметить, что эта неарктическая страна воздерживается от военной деятельности в арктическом регионе, тем самым содействуя сохранению в регионе низкой напряженности и конструктивной атмосферы для взаимодействия», – отметил Корчунов. Деятельность Китая в арктическом регионе не представляет угрозу, страна, скорее, выступает хорошим примером, заявил посол по особым поручениям МИД РФ по международному сотрудничеству в Арктике. 

Россия и Китай поддерживают двустороннее взаимодействие по арктическим делам, в том числе по линии науки, реализацию совместных инфраструктурных и энергетических проектов, инициатив в сфере туризма и экологии, наращивание грузоперевозок по Северному морскому пути. В арктической «Белой книге» Китая выражается заинтересованность в сотрудничестве с арктическими государствами на принципах уважения их суверенитета. Соответственно, нет оснований утверждать об угрозах, связанных с усилением активности Китая в высоких широтах, считает Корчунов.


Строительство газопровода «Сила Сибири». Фото: «Газпром»

Китайская экономика продолжала рост в 2020 году, несмотря на пандемию. У национальных компаний сохраняется интерес к вхождению в зарубежные проекты. Китай также заинтересован в диверсификации поставщиков энергоресурсов и транспортных маршрутов. Тогда как Россия рассматривает КНР как одного из стратегических партнеров в Арктике. Китайские компании участвуют в проектах на Ямале. По данным российского МИДа, инвесторы из Китая контролируют около 30% проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ», а также стали крупнейшими иностранными совладельцами его второго завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2», в котором имеют долю в 20%. По словам Корчунова, Китай является важным инвестором в арктические проекты. Десятки миллиардов долларов китайские компании уже вложили в российскую экономику. 

По словам Михаила Григорьева, возглавляющего консультационный центр «Гекон», наиболее очевидно участие Китая в арктических российских проектах производства СПГ с доказанной ресурсной базой, государственной поддержкой (включающей и налоговые льготы), а также согласованными проектами разработки и ясной долгосрочной рыночной позицией для выпускаемой продукции – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». В первом проекте доля китайских компаний (CNPC, Фонд Шелкового Пути) составляет 29,9%, во втором (CNPC и CNOOC) – 20%. Национальные игроки из КНР являются наиболее крупными зарубежными участниками этих арктических проектов. 

«Участие китайских компаний в проектах включает также перевозки сжиженного природного газа и строительство грузового флота. Китайские компании являются основными перевозчиками проекта «Ямал СПГ». Доля китайских судоходных компаний (China LNG Shipping (Holdings) Ltd., Sinotrans Shipping Ltd. и China COSCO Shipping) в совместных предприятиях с тремя основными перевозчиками СПГ (Dynagas Ltd., MOL LNG Transport (Europe) Ltd. и Teekay Shipping (Glasgow) Ltd.) составляет от 50 до 51%, таким образом, китайские компании «контролируют» семь газовозов Ямалмакс из пятнадцати. Кроме того, в Китае построены суда для проекта «Ямал СПГ»: танкер Boris Sokolov на верфи CSSC Offshore & Marine Engineering Group Co Ltd., а также четыре газовоза без ледового класса (LNG Dubhe, LNG Merak, LNG Phecda и LNG Megrez) на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding (Group) Co., Ltd. Последними четырьмя судами китайская компания China COSCO Shipping владеет на паритетных началах с MOL LNG Transport (Europe) Ltd.», – рассказал Михаил Григорьев. 



Фото: russiancouncil.ru

Отметим, что сотрудничество с Китаем рассматривается в качестве одного из направлений российской политики в Арктике. Программа председательства РФ в Арктическом совете отразит насущные для региона темы: будет сконцентрирована вокруг проблем устойчивого развития региона и трактуется МИДом РФ как сбалансированное сочетание экологического, экономического и социального компонентов. Задачи улучшения качества и условий жизни населения в Арктике, необходимость ее адаптации к климатическим изменениям, угрозы биоразнообразию, экономическое освоение региона, сопровождающееся масштабными проектами по добыче и переработке природных ресурсов, интенсификацией грузоперевозок по Севморпути и ростом туризма и торговли, требуют коллективных усилий всех участников арктической «восьмерки». Эти и другие важные для обеспечения устойчивого развития Арктики темы образуют повестку российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 годах.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике