Сейчас в Мурманске

18:53 10 ˚С Погода
18+

Кулогоры: немалые возможности при недостатке инициативы

Старинная деревня на трассе Архангельск — Мезень, близ Пинего-Кулойского канала.

Туризм Технологии Архангельская область Кулогоры Река кулой
3 августа, 2021, 14:42

Кулогоры: немалые возможности при недостатке инициативы

Под ногами шелестит трава, волосы теребит ветер, а с реки доносятся гортанные крики чаек. Мы в деревне Кулогоры, в паре сотен километров от Архангельска. Поселение находится на невысоких холмах, на уровне 50-60 метров над уровнем моря. Моря, которое всего в двухстах с небольшим километрах от деревни. Дома в Кулогорах стоят часто: местами по обеим сторонам дороги, местами в нескольких метрах от обрывистого склона, где-то заросшего травой, чабрецом и мелким кустарником. Здесь огромные площади заняты малиной. В хорошее лето она даёт потрясающий урожай... 

Малина

От остального мира Кулогоры отделяет Пинего-Кулойский канал. Он соединяет реку Пинегу и реку Кулой, которая и впадает в Белое море. Канал был одним из первых гидросооружений подобного типа в Советском Союзе. Построен, несмотря на время, силами не заключённых, а вольнонаёмных рабочих, в 1929 году. На протяжении всего существования СССР жил и канал. Через него везли продукты и топливо из Архангельска по Северной Двине, Пинеге и Кулою в Мезенский и Лешуконский районы. Обратно отправляли лес. В 90-х, когда СССР прекратил существование, вместе с ним ушли в небытие множество проектов, поддерживаемых социалистическим правительством на протяжении десятилетий. Прекратила работу и шлюзовая камера на Пинего-Кулойском канале. Ворота сначала были просто открыты, а затем их и вовсе демонтировали. Теперь канал превратился в естественный сток воды из Пинеги в Белое море. Летом, осенью и зимой через канал установлен низководный мост. Деревянная конструкция укладывается на дно гидросооружения, а сверху на неё монтируются бетонные плиты. Мостовой переход спокойно выдерживает движение фур и лесовозов. 

Через Кулогоры проходит участок региональной автодороги Поморья: Архангельск — Мезень. Весной, когда река взламывает лёд и раздвигает берега, мост разбирают дорожные службы, а на канале устанавливают катерок с паромом, который бесплатно перевозит жителей и автомобили по определённому графику. 

Катер с паромом припаркован у берега.png

Кулогоры — очень старая деревня. Только по официальным данным, ей не меньше полутысячи лет. Местные жители рассказывают легенды о том, что когда-то здесь отбывал ссылку князь Василий Голицын. Тот самый, который вместе с царевной Софьей стоял в оппозиции к Петру Великому и которого по каким-то причинам Пётр не казнил, как всех остальных, а отправил в ссылку на далёкий север, а позже даже разрешил ему забрать из столицы свой конный завод, чтобы улучшать породу местных лошадей. Впоследствии смесь голицынских скакунов с северными лошадьми начнут называть "мезенкой". Низкорослые, но могучие лошадки будут преодолевать тайболу от Пинеги до Мезени и Лешуконии, стоически перенося и летний гнус, и сорокоградусные капризы Мороза Иваныча. 

Чем преимущественно занимались жители деревни пять столетий назад — сегодня ответить трудно. Никаких письменных источников об этом пока не обнаружено. Вероятно, они зарабатывали на разных услугах для путников. Там, где сегодня шелестит волнами Пинего-Кулойский канал, когда-то был волок, по которому путники отправлялись на Шпицберген и за Урал. На финноугорском наречии Кулой значит "рыбная река". Таким образом, Кулогоры есть не что иное, как гора над рыбной рекой. Постоянных жителей деревни можно пересчитать по пальцам. Большинство приезжает сюда в сезон отпусков. Деревня постепенно пустеет, а с уходом людей начинают погибать и дома. Мы побывали в Кулогорах и попытались понять, что могло бы дать деревне новую жизнь.


Рыбная артель

За деревней много проточных и закрытых озёр. На рубеже XIX и XX столетий в деревне работала рыбная артель из двенадцати человек. Жители, по всей видимости, вылавливали редкие сегодня породы озёрных и речных рыб, сдавали их купцам, а те уже поставляли налима да сёмгу на столичные рынки. Возродить старый промысел в том же виде, конечно, нельзя. Рыбу в советский период вылавливали в промышленных масштабах сетями и даже неводами. В девяностых появились проклинаемые местными жителями электроудочки, которые напрочь убивали всю популяцию вместе с несколькими крупными особями, за которыми приезжали городские жители с деньгами и без совести. Но промысел можно возродить на новом уровне. Взять в аренду озеро, создать рыбное хозяйство и разводить, например, налима. Это единственная разновидность тресковых пород, которая живёт в пресных водах. Основная проблема местных жителей — отсутствие знаний и понимания, где и как найти сбыт подобной продукции. Иначе местные мужики давно бы уже перешли от экстенсивного способа вылова — к интенсивному. 



Туристическая сказка

Налимники — это название местного блюда. Лепёшки, выпекаемые в маленьких сковородках в русской печке из простокваши и теста. Местные жители рассказывают легенду о том, что название "налимники" пошло от того, что деревенские часто ловили пресноводную треску, варили её и подавали к ней горячие лепешки. Так и появились те самые налимники. Сегодня местные жители хотят превратить блюдо в туристический продукт. Для туриста в деревне самое интересное — это природные ландшафты, сельская кухня и северная архитектура. В Кулогорах до сих пор стоят старинные крестьянские дома-корабли. Некоторые из них построены в девятнадцатом веке, а у некоторых даже сохранились амбары и взвоз — пристройка к дому, по которой лошади завозили зимой на санях воду прямо на второй этаж хозяйственной части дома. Она называется поветь. Здесь много терминов, память о которых давно утеряна в городах. Назём — помещение рядом с хлевом, ухват — приспособление для перемещения чугунных горшков в печи, примост — нижний или верхний коридор, разделяющий жилую и хозяйственную часть дома, пятра — помещение под крышей, чердак...
Деревня


Часть строений в плохом состоянии, но те дома, в которых жили зажиточные крестьяне, сохранились хорошо. Внутри до сих пор не перестроены лестницы с балясинами, на потолках сохранилась лепнина. Сами дома построены из лиственницы — эта порода дерева отличается очень длительным сроком службы, не поддаётся вредителям и гниению. Деревня расположена на холмах, с которых в любое время года открывается широкий простор на речную долину и заливные луга. Вкупе с белыми ночами, розовыми закатами, пылающей рябиной, беломошником, туманами над полями — рождается очень красивая, умиротворяющая картина.
Вид на деревню осенью

В некоторых местах с холмов есть протяжённые спуски. На зимний период их можно превратить в трассы для катания на лыжах, сноуборде или даже на санях. За деревней — настоящая северная тайга из елей, сосен, берёз. В тайге есть старые лесные дороги, которые уже сейчас используются жителями как летние экотропы или зимние лыжные трассы, ибо в XXI веке транспорт по ним более не ездит. Впрочем, в качестве экотропы можно использовать и основную деревенскую дорогу. Автомобиль даже в 2021 году на ней редкий гость, а протяжённость деревни — около четырёх километров. Ровные участки сменяются спусками и подъёмами, что очень полезно в качестве не самых тяжёлых кардиотренировок.

В западной части Кулогор находится вход в пещеру "Кулогорская Троя", её протяжённость более шестнадцати километров. Местные жители рассказывают легенды, что во время Гражданской войны на Русском Севере остатки белых соединений ушли к Белому морю по пещерам от наступающей Красной армии. Во второй четверти девятнадцатого века деревню посетил известный исследователь Александр Иванович Шренк. Уже тогда местные жители рассказывали байки про то, как собака, запущенная в пещеру в Кулогорах, вышла на свободу в нескольких десятках километрах от деревни. В советское и досоветское время пещеру использовали как холодильник. Хранили мясо, молоко, а вход даже закрывался на дверь с замком. Сегодня пещеру посещают любители интересных фотосессий, да профессиональные спелеологи. У последних недалеко от пещеры построен свой дом. Для специалистов по пещерам тут настоящее раздолье.

И в самой деревне, и вокруг неё множество карстовых воронок. Местные жители называют их мурги, с ударением на первый слог. В одном месте две мурги расположились с обеих сторон от дороги. Если слегка пофантазировать, то можно представить, как именно сюда упали таинственные назгулы из романа "Властелин Колец", после того как Фродо бросил кольцо в огненную бездну Ородруина...

На горе Чипуш

С точки зрения развития туризма, деревня Кулогоры обладает большим потенциалом. Здесь сохранилась исконная северная архитектура, есть живописные природные ландшафты, есть рецепты блюд, которых нет больше нигде, есть история, на которой можно выстраивать разные маркетинговые кампании. До революции в деревне отбывал ссылку известный большевик Алексей Рыков, сбежавший отсюда, как только появилась возможность. Готовая история для прогулки-квеста по экотропе "По следам большевика"! В середине семидесятых годов прошлого века в одной из пещер исследователь Анатолий Куратов нашёл каменные орудия. Казалось бы, что за новость, где их только не находили! Но на её основе можно создать экологический и познавательный квест для детей — "По дороге в каменный век". Сплавы по неглубокому каналу, экскурсии в старинные дома и создание в них музеев, спелеологические смены для школьников разного возраста... Деревня поделена на околотки: Семугина, Высокая, Монастырщина, Большая Шаньгина, Малая Шаньгина, Соколово. При желании, даже это можно обыграть и создать туристический квест! Кулогоры находятся всего в трёх часах езды от Архангельска, а Архангельск находится в двух часах лёта от Москвы. Пять часов — и столичный житель оказывается на лоне первозданной природы, вне цивилизации, но в то же время рядом с ней. В Кулогорах даже есть связь 4G, а через деревню проходит оптоволоконный кабель.


Хранилище цифровых данных

Внимательный читатель всегда заметит: Если где-то нет производства — то к месту сразу же стараются притянуть туризм всеми правдами и, как часто бывает с туризмом, неправдами. Это действительно так, потому что туризм создаёт добавочную стоимость на пустом месте, если этим самым местом управляет профессиональный маркетолог, а на территории живут люди, готовые биться за свою малую родину, невзирая на снег и дождь. Но у Кулогор есть не только туристический потенциал. Через 150-200 километров от деревни начинается тундра. Это Крайний север, зимы в деревне холодные, воды и снега в избытке. Здесь идеальные условия для хранения цифровых данных. Как уже говорилось, через деревню проходит оптоволоконный кабель, следовательно, проблем со скоростью передачи информации не возникнет. Зимой серверные могли бы охлаждаться наружным воздухом, летом — подземными водами, температура которых всегда чуть выше нуля. А чтобы дополнительно сэкономить на электричестве, можно построить ветряную электростанцию. Ветра в деревне тоже в избытке, штиля не бывает почти никогда. На рубеже XIX и XX столетий здесь было много ветряных мельниц, от которых, к сожалению, за советский период ничего не осталось. 

Рядом с Кулогорами есть обширная площадка бывшего аэропорта. Он перестал существовать точно так же, как и шлюзовая камера на Пинего-Кулойском канале — в девяностых годах прошлого века. Но после аэропорта осталось много земель, которые сегодня используются лишь частично фермерами для выращивания картофеля. Их вполне достаточно, чтобы построить здесь крупный дата-центр по хранению данных. Провайдер может снизить себестоимость обслуживания дата-центра, поскольку деревня является частью Пинежского района, вошедшего в Арктическую зону России в 2020 году. Предприниматели, создающие новые проекты с инвестициями от одного миллиона рублей, получают существенные преимущества в части снижения налогов и административной нагрузки. При этом не стоит забывать и про новую для этой части России программу "Арктический гектар", по которой для ведения бизнеса, строительства домов можно получить большую территорию практически бесплатно. Ветряные электростанции, дешевая электроэнергия, бесплатная земля, низкая себестоимость охлаждения серверных, оптоволоконный кабель рядом создают очень хорошие условия для развития современного дата-центра. Да, в деревне почти нет современных домов, а на близлежащих территориях нет высококвалифицированных кадров. Но их нет по очень простой причине: негде работать и негде жить в комфортных условиях. Скоростной интернет на территории — всего пару лет, культура удалённой работы ещё не успела зародиться. Если решить эти две проблемы, построив дата-центр и двенадцатиквартирный дом рядом с ним, можно не сомневаться: на территории уже сегодня много тех, кто очень не хочет уезжать в большие города, но делает это вынужденно. Найдутся программисты, системные администраторы, специалисты по информационной безопасности. Их можно начинать готовить уже со школы, как это делают лесозаготовители, создающие основную экономику Пинежского района. В пяти километрах от Кулогор — крупный посёлок со школой на несколько сотен человек.


***

...Самая большая проблема Кулогор и других таких же деревень — это отсутствие инициативных людей на местах. Предприниматели из развитых регионов не рассматривают их как место приложения своих усилий, считая риски слишком высокими. У местных жителей зачастую не хватает знаний, умений и той же самой инициативы. Советский Союз что-то сломал в наших сердцах, сегодня сельский житель больше полагается на государство, чем на самого себя, что до революции было вообще немыслимым. Купцы строили дороги, электростанции, создавали транспортные компании, чтобы доставлять своих работников, а заодно и всех других с удалённых деревень пароходами. Сегодня мимо Кулогор проходит региональная дорога, на половине которой новый асфальт, а на другой половине — вполне хорошая грунтовка. В деревне есть всё для создания предприятий в разных сферах: сельское хозяйство, рыбное хозяйство, туризм, современные технологии, даже лесопереработка. На территории того же бывшего аэропорта можно поставить пеллетный завод или завод по изготовлению мебели. В пяти километрах от деревни находится подразделение одного из крупнейших архангельских лесозаготовителей ГК "Титан". Сырьевая база под боком, специалистов по сборке и изготовлению легко найти среди местного населения: здесь много столяров, умеющих обращаться с деревом. Надо лишь захотеть что-то сделать. Льготные программы, дешёвые кредиты и налоговые преференции — это нужная вещь, но до тех пор, пока у местных жителей не появится инициатива, все эти меры будут приводить лишь к точечным изменениям.

Вид на деревню поздней осенью   

Автор: Алексей Павлов, Пинега, Архангельская область.

Фотографии Алисы Павловой.



далее в рубрике