Сейчас в Мурманске

13:39 8 ˚С Погода
18+

Ледоколы для ВМФ с богатырскими именами

Обеспечение базирования и развёртывания сил флота в заполярных условиях — одна из основных задач ледоколов проекта 21180/21180М, ведь они предназначены для ледовой проводки боевых кораблей и вспомогательных судов.

Северный морской путь Ледокольный флот
Владимир Ераносян
18 октября, 2021, 09:30

Ледоколы для ВМФ с богатырскими именами
Фото: Минобороны РФ


Сперва постройте ледоколы

В статье RT от 23 ноября 2020 года «Арктические богатыри: чем уникальны новейшие дизель-электрические ледоколы ВМФ России» было подробно рассказано о новейших дизель-электрических ледоколах проекта 21180М. 

Тема весьма актуальная, особенно в контексте постоянных притязаний Соединенных Штатов на историческую транспортную артерию России — Северный морской путь. А недавно и Брюссель заявил об «особых правах» на Арктику. Эта активность Евросоюза непонятна вдвойне, ведь ЕС не является даже наблюдателем Арктического Совета, хоть его интересы и лоббируются рядом стран. Однако, зачастую эти страны не обладают ни уникальными возможностями для освоения Арктики, ни финансами, ни ледокольным флотом. Даже дизель-электрическим, не говоря уже об атомных гигантах. 

Удивительно, но Россия в плане строительства и совершенствования ледокольного флота подошла к недосягаемому для большинства морских держав рубежу, когда ледоколы строятся в интересах различных ведомств. В частности, представитель проекта 21180М «Евпатий Коловрат», спущенный на воду через два года после закладки (скорость строительства впечатляет!), по сообщению Минобороны РФ, предназначен для ледовой проводки боевых и вспомогательных судов российского флота. 



Проект ледокола «Евпатий Коловрат». Фото: Минобороны РФ


Модернизированная версия с меньшей осадкой

«Евпатий Коловрат», который войдет в состав ВМФ России в 2022 году — это модернизированная версия уже находящегося в составе Северного флота «Ильи Муромца», ставшего первым за 45 лет ледоколом, который был создан для нужд ВМФ.  Примечательно, что для пограничной службы ФСБ России также строятся патрульные ледоколы, что многократно повысит уровень обеспечения безопасности прибрежной зоны Арктического шельфа.

По словам главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова, сегмент программы военного кораблестроения не случайно включает в себя оснащение ВМФ России кораблями, ледоколами и судами обеспечения. Он является одним из приоритетных с учётом активного освоения военно-морским флотом Арктической зоны, обеспечения нормального функционирования Северного морского пути, гидрографических исследований Арктики…

Манёвренность этого проекта в ледовых условиях повышает современное навигационное оборудование и силовые агрегаты. Стоит заметить, что высокоавтоматизированная система управления «Залив-ЛК-21180», установленная на «Илье Муромце», получила высокую оценку Минобороны РФ. Манёвренность ледокола обеспечивается полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками, а также носовым подруливающим устройством. 

Отличительной особенностью модернизированной версии, также спроектированной в конструкторском бюро «Вымпел» (Санкт-Петербург), является уменьшенная осадка. В интервью изданию Mil.Press FlotProm главный конструктор проектов КБ «Вымпел» Михаил Бахров пояснил читателям, что уменьшенная осадка «Евпатия Коловрата» позволит ему заходить в порты Тикси (Якутия) и Диксон (Красноярский край), эксплуатируемые силами ВМФ России. 

Обеспечение базирования и развёртывания сил флота в заполярных условиях — одна из основных задач ледоколов проекта 21180/21180М, ведь они предназначены для ледовой проводки боевых кораблей и вспомогательных судов. Кроме того, они способны патрулировать акватории арктических морей и выполнять функции буксира. Но не секрет, что в прибрежной зоне Арктики часто встречаются и мелководные акватории. Вот почему особенно остро стоял вопрос по уменьшению осадки.



Фото: Минобороны РФ


«Илья Муромец» и «Евпатий Коловрат» против «Свальбарда»

Водоизмещение «Ильи Муромца» составляет 6 тысяч тонн, что сравнимо с единственным норвежским патрульным ледоколом «Свальбард» (6300 тонн). При этом «Свальбард» длиннее (103,7 метра против 85 метров). По ширине головной корабль проекта 21180 сопоставим с норвежским кораблем ледового класса. Ширина нашего корабля 20 м, норвежского — 19,1 метра. 

Осадка практически идентична — 6,8 м у нашего ледокола, 6,5 метра у «Свальбарда». При этом управляет ледоколом экипаж в составе 35 человек, а норвежцам понадобилось на 15 военных моряков больше (50 человек). По дальности хода — до 9 тыс. миль (16,6 тыс. км) наш ледокол не уступает норвежскому судну. Он способен ломать лёд толщиной до 1,5 м и двигаться со скоростью 15 узлов (27,78 км/ч).

Что касается водоизмещения «Евпатия Коловрата», то оно составляет 4 тыс. тонн. В длину корабль чуть меньше головного корабля проекта (82 м), по ширине он приблизился к «Свальбарду», и даже уменьшил его параметры — 19 метров. А вот осадка в — 4,6 м — это уже основное преимущество. Мелководные акватории ему не страшны. 

Уменьшенный экипаж в 28 человек свидетельствует о повышении роли «цифры» — автоматизированных систем управления. Корабль преодолевает лёд толщиной до 1 метра и развивает скорость до 14 узлов.  Сохранение высоких показателей ледопроходимости достигнуто, в том числе, за счет установки двух винторулевых колонок и винта фиксированного шага. 

На палубе «Евпатия Коловрата» будет размещен вертолёт и одно небольшое судно (например, служебно-разъездной катер типа БЛ-820 разработки петербургской компании «Мнев и ко»). 

До 2027 года Минобороны планирует принять в состав флота ещё один корабль проекта 21180/21180М, третий корабль будет предназначен для Северного флота. 

Ввод в строй новейших дизель-электрических ледоколов, по словам адмирала Николая Евменова, произнесенным на совещании с сотрудниками НИИ кораблестроения и вооружения Военного учебно-научного центра ВМФ в Санкт-Петербурге, направлен на укрепление российского присутствия в высоких широтах. 

В контексте притязаний США на Арктику и новых веяний по изменению стратегии в Арктике в Евросоюзе, право вступления которого в Арктический совет постоянно блокируется (не только Россией, но и, например, членом НАТО — Канадой), говорит о том, что Арктическое направление в ближайшие годы станет главным новостным поводом мировой повестки. 



Фото: Минобороны РФ


Военная активность — суверенное право приарктических стран

Сохранение безопасности в Арктике каждая из приарктических стран видит сообразно собственным национальным интересам. В частности, когда Канада затевает свою ледокольную программу по строительству патрульных ледоколов для береговой охраны, она никак не согласует свои действия с США, не говоря уже о Евросоюзе.

ЕС, не желающий остаться за бортом освоения месторождений Арктики, весьма ревностно смотрит на участие стран-членов ЕС в совместных с Россией проектах  (французский «Тоталь» в проекте «Ямал-СПГ»). При этом Франция не постесняется использовать для проводки своих газоносных танкеров российские ледоколы. Возможно даже и находящихся в составе ВМФ России. Это не может не раздражать Вашингтон, а с определенного времени и Брюссель. Однако это данность — только Россия имеет в регионе ледокольный флот разного класса. И с учетом взаимодействия силовых ведомств с крупными нефтегазодобывающими корпорациями в экономических интересах России, нет сомнения, что в мирное время возможности ледоколов, находящихся в составе ВМФ РФ могут быть задействованы и в освоении месторождений Арктической зоны. 

Запреты, которые фиксирует на бумаге Еврокомиссия и Вашингтон, вряд ли остановят неминуемые процессы сотрудничества России и отдельных стран Евросоюза и НАТО в обход бенефициарам Северо-Атлантического Альянса. У России в регионе — явная доминанта, а учитывая ледокольную программу, она является непреложной и долгоиграющей, потому что — опережающей. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике