Месяц пешком вдоль побережья Баренцева моря. Часть первая
От Дальних Зеленцов до бухты Чегодаевка.
Каньон реки. Фото Дмитрия Арбузова
Дмитрий Арбузов – один из самых выдающихся, но при этом малоизвестных путешественников современной России. За последние 15-20 лет он совершил ряд больших путешествий, таких как: вокруг Кольского, пересечение Кольского полуострова по диагонали, своим ходом (пешком и на катамаране) из Магадана в Палану, пешком из Тывы в Бурятию. Также он посетил около 100 стран (половина мира!).
В этой статье речь пойдёт о первой части пешего путешествия 2008 года вокруг Кольского полуострова в Мурманской области. Длина всего маршрута составила около 700 км по прямой, без учёта коэффициента кривизны. Путь проходил по малонаселённым и ненаселённым районам Белого и Баренцева морей. Маршрут начался в конце июля, закончился в середине октября.
Тематически его можно разделить на 3 части: Дальние Зеленцы – Островной (Баренцево море), мыс Святой Нос – мыс Корабельный, река Поной – Варзуга (Белое море). Весь маршрут был пройден пешком.
Берег вдоль Баренцева моря был самым тяжёлым участком пути из-за каменистой местности, скалистые бухты приходилось обходить за несколько километров, было большое число подъёмов и спусков, а также плохая погода, поднявшийся уровень воды в реках из-за дождей и постоянные туманы. После мыса Святой Нос идти стало легче. По пути на маршруте Д. Арбузов и его спутники встречали старинные маяки, остатки военных объектов, деревянные кресты на могилах древних поморов, старые церкви, заброшенные сёла и многое другое.
Заброшенный посёлок
Начало маршрута
Группа из Мурманска выезжала поодиночке автостопом. Всего стартовало три человека: Д. Арбузов и двое его напарников. В первый день они добрались до посёлка Туманный. Машины были редки на той дороге, но им повезло, до конечной точки их довезли военные. Первую ночь в палатках провели на реке Туманная.
Стоило отъехать от Мурманска на сотню километров, и местность стала безлюдной. Утром снова поехали на попутках в сторону Дальних Зеленцов. Один из водителей, узнав о маршруте, решил подбросить их до бухты Порчниха. Оттуда и пошли пешком.
Пейзажи с первого дня впечатляли: скалы, каньоны, отвесные стенки по сто метров высотой вдоль берега моря, ягель в тундре. Из-за непогоды, которая в 2008 году стояла весь июль, комаров не было и идти по открытой местности был приятно. В начале пути группа была полна сил и очень мотивирована. Средняя температура днём была около 12-14 градусов, но оно и не удивительно – Заполярье же.
В первый же день пути заморосил дождь, группа прошла брошенную пограничную заставу «Захребетное», по пути было много мелких речушек, которые переходили вброд. Переправа через р. Оленка стала первым испытанием снаряжения. Раньше через реку был висячий мост, но к 2008 он уже был сломан. Брод нашли в 400 метрах выше по течению, но и он был глубиной по пояс. Переходили все вместе, взявшись за руки. Чтобы отогреться после ледяной воды, группа развела костёр прямо внутри разрушенного огромного дома брошенной заставы. От него остались только стены и крыша. Ночевали там же на чердаке под завывание холодного, северного ветра.
Вышка
В последующие дни началась обычная походная рутина. Ранний подъём, приготовление завтрака, сбор лагеря и начало движения, обед, снова движение вперёд и вечером установка лагеря, приготовление ужина и сон. Так как вдоль побережья в тех местах людей почти нет, то и троп нахоженных не очень-то и много. Группа двигалась по пересечённой местности и постоянно вынуждена была выбирать самую оптимальную дорогу среди камней, оврагов, озёр и прочих препятствий. Если вы ни разу так не ходили, то сложно будет представить, что это такое. В таки случаях важно, чтобы впереди шел опытный человек, у которого уже намётан глаз, и он видит «оптимальный путь».
Леса по пути нет вообще, редко встречаются берёзы в 2-3 метра высотой, протяженность таких лесков метров 100, не больше, и, в основном, они расположены по берегам ручьёв или крупных речек. Реки зачастую текут существенно ниже уровня земли, и их берега формируют маленькие лощины, которые укрыты от ветров. Деревья в них растут, потому что складки местности создают подходящие условия.
Очередную ночь провели в «благоустроенном» домике связистов в бухте Кекурской (связисты там уже лет 20-30 не появляются). В доме было две лежанки, печка, посуда. От бухты было недалеко до мыса Буторина. Прогулялись к нему. На карте было отмечено, что на мысе есть какие-то постройки (несколько домиков). Оказалось, что они сохранились, но в непригодном для жизни виде. Во времена СССР на мысе были построены: жилой дом на 7 человек, баня, дизельная.
Внизу, под стенами мыса, бушует море и стоит гул.
На обратном пути захватили старое ведро – оно отлично пригодилось для того, чтобы нагреть в нём воды и помыться.
Побережье Баренцева моря
Рында
Рында – это старый поморский посёлок на берегу Баренцева моря. Сюда ещё в XIX веке из Архангельска ходил теплоход. В наше время от посёлка осталось лишь несколько разрушенных домиков с выбитыми окнами. Правда, в 2008 году в вымершем посёлке было ещё несколько жилых домов, и в них жили люди из Туманного и Дальних Зеленцов, а вот коренных жителей не осталось совсем.
Была здесь и большая деревянная двуглавая церковь конца XVIII века, в наше время она превратилась в гнилой сарай. Местные жители раньше вылавливали в этих краях сёмгу по 30-40 кг каждая. Сейчас, несмотря на все запреты, рыба продолжает мельчать и вырождаться.
Группа ночевала в доме у гостеприимных Сергея и Таисии в шикарном деревянном доме, угощались свежими рыбой и грибами.
Бухта на пути к Гремихе
Продолжение маршрута
Вдумчивый читатель спросит, а как же группа готовила на костре, если в тех широтах нет нормального леса? Ответ прост – почти в каждой бухте много дров. На берег их выбрасывает море, а в море они попадают через устья сибирских рек, таких как: Обь, Енисей, Лена. Поэтому с дровами на маршруте проблем не было. Всегда хватало с лихвой, чтобы и еду приготовить, и гигантский пионерский костёр развести, дабы обсохнуть и отогреться. В последующие дни группа перешла через реки Золотая и Чегодаевка.
В бухте Чегодаевка устроили днёвку. Отправились в соседнюю бухту на рыбалку, а там песчаные барханы, как в пустыне, много лис и красивый мыс. Кроме рыбалки сходили и на «охоту». У одного из участников была мощная рогатка для охоты на птиц, а Арбуз кидал камни просто так, руками. При этом он умудрился попасть в рябчика с 15 метров. Птицу ощипали и сварили с потрохами. Мяса на ней было немного – дичь ведь, она росла без стероидов, антибиотиков и гормонов роста.
Из рыбы поймали 3 экземпляра сёмги общим весом 6 кг. Одна была даже с икрой. Нажарили блинов и съели их с подсоленной икрой – после последних дней пути, всех дождей, ветра и ледяных бродов, это было просто божественно. Да и погода на днёвке выдалась отличной.
А вот в последующие ходовые дни снова пошли дожди, иногда сильные, а иногда просто мелкая морось.
Продолжение следует…
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic