Межрегиональная синергия: о приоритетах внутрироссийской арктической повестки
Эксперты НИУ ВШЭ сформулировали приоритетные направления внутрироссийской арктической политики, которая предполагает поиски точек роста и развитие принципов межрегиональной синергии.
Фото: Вадим Кантор
Эксперты НИУ ВШЭ сформулировали приоритетные направления внутрироссийской арктической политики, которая предполагает поиски точек роста и развитие принципов межрегиональной синергии. Реализация этой траектории предполагает комплексное развитие арктических территорий, однако этому мешает межрегиональная конкуренция.
Синергия, а не оттягивание ресурсов
Базовым принципом эффективной арктической политики России можно назвать синергию. Принципиально важно, чтобы регионы не оттягивали ресурсы, а концентрировались на режиме «win – win». Это и логистические маршруты, и ускоренное развитие Дальнего Востока с помощью Северного морского пути.
По мнению экспертов, приоритетную поддержку должны получать проекты, генерирующие максимальные эффекты для технологического и пространственного развития России. Здесь предполагается опора на промышленные предприятия Кольского полуострова, строительных верфей Приморья и перегрузочных мощностей Камчатки.
Эксперты особо обращают внимание на преодоление конфликтов интересов, которые сейчас, так или иначе, возникают между различными регионами и хозяйствующими субъектами. Главный субъект Арктической политики – это государство, за ресурсы которого борются региональные администрации и губернаторы. В этом контексте в приоритетном внимании федерального центра нуждается именно тщательная диагностика интересов регионов и проактивная работа по нейтрализации возможных конфликтов.
Фото: Росатомфлот
Северный морской путь
В средне- и долгосрочной перспективе Северный морской путь способен мультиплицировать развитие межрегионального взаимодействия. В то же время, такая фокусировка будет работать на интеграцию инфраструктурно-логистической ткани Урала и Сибири в арктические проекты и общее повышение интенсивности взаимодействия.
Экспорт сырьевых продуктов из арктической зоны может принести существенные доходы в бюджет, но, как отмечают эксперты ВШЭ, не сможет решить новой задачи парадигмы развития России и ее арктических территорий. Поэтому акцент нужно делать на развитии наукоемких производств.
Природное богатство российской Арктики (ископаемое топливо, алмазы, цветные и редкоземельные металлы, леса и др.) могут стать фундаментом для модернизации России. При этом страна нуждается в переходе от экстенсивных методов освоения ресурсов к интенсивным.
Без активной технологической политики арктические проекты современной России рискуют остаться зависимыми от зарубежного оборудования, что чревато ростом внешнеэкономических и внешнеполитических рисков. Поэтому эксперты говорят о необходимости создания на институциональном уровне цепочек добавленной стоимости в стране.
В противном случае, предупреждают эксперты, развитие российской территории Арктики будет осуществляться в угоду ограниченного круга лиц и компаний и не приблизит Россию к решению задач высокотехнологичного развития.
Vision внутренней Арктики
Экспертный дискурс четко показывает, что через 10-12 лет внутренняя Арктика должна стать территорией развития, в которой региональные стратегии усиливают общий потенциал арктической политики. Безусловное осознание выгоды регионов от развития Северного морского пути, а также траектория модернизационного развития на основе интенсивного использования ресурсов и создания цепочек добавленной стоимости – вот ключевые ориентиры.
Их реализация позволит внести качественное развитие в региональную специфику всех без исключения арктических регионов. Судя по всему, региональные администрации понимают и принимают эту траекторию развития. Показательно, что в период председательства России в Арктическом совете 2021-2023 гг. запланировано 80 мероприятий, значительная часть которых пройдет в субъектах федерации Арктической зоны. Это позволит более детально проанализировать арктические перспективы регионов страны и определить сценарии развития арктических регионов.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic