Мончегорск: событийный туризм помогает развивать территории
Как создать центр притяжения для путешественников и бизнесменов.
Концерт на фестивале викингов Imandra Viking Fest. Фотографии предоставлены АНО «Агентство развития Мончегорска»
Очевидно, что туристический поток создает дополнительные возможности для социально-экономического развития региона. Эффективным инструментом для привлечения гостей и инвесторов является событийный туризм. Как развивать это направление, оказывая помощь организаторам и предпринимателям, чтобы совместными усилиями создать центр притяжения для путешественников и бизнесменов, рассказала Дарья Яркова, руководитель направления «Туризм» АНО «Агентство развития Мончегорска».
Дарья Яркова
– Туризм является одним из основных направлений деятельности Агентства развития Мончегорска. Каков, на ваш взгляд, туристический потенциал Мончегорска, на какие виды туризма есть устойчивый спрос?
– Туризм для Мончегорска – инструмент развития сервисов в городе, повышения вариативности досуга для местных жителей, развития местного сообщества, создания положительного образа территории и, конечно, привлечения инвестиций.
Как известно, туризм носит мультипликативный эффект, поэтому при развитии турсферы происходит увеличение количества представителей малого и среднего бизнеса в городе и, как следствие, пополняется местный бюджет. В широком понимании он базируется на развитии трех составляющих: инфраструктуры, продукта (линейки и сборки понятных и доступных сервисов) и информирования (маркетинга). Всё это и легло в основу проектов АРМ – Агентства развития Мончегорска в направлении «Туризм».
Дело в том, что на сегодняшний день Мончегорск – недооцененное туристическое место, развитие которого только начинается. Принимаясь за эту работу, команда АРМ сделала ставку на событийный туризм. По сравнению с созданием туристической инфраструктуры организация событий требует меньших временных затрат и может стать хорошим инструментом для привлечения в город гостей. В этом мы убедились на практике: только за 2022 год посетителями мероприятий организованного нами масштабного фестиваля Imandra Fest стали тысячи участников.
Второй вид туризма, который уже развит на нашей территории, – экологический. В сорока минутах езды от Мончегорска находится Лапландский заповедник, который круглогодично привлекает туристический поток: уже разработаны маршруты на гору Ельнюн-2, вдоль берега реки Чуны, к Чунозерской усадьбе, а также детские экскурсии.
Активный туризм – это новый драйвер на территории. Летом можно покататься на sup-бордах и каяках, попробовать яхтинг и кайт-серфинг. Зимой – побегать на лыжах, приручить воздушного змея посредством сноукайтинга, отправиться в снегоходные туры.
– Что представляет собой Мончегорское туристическое сообщество? Как оно влияет (если влияет) на развитие туристических направлений, создание соответствующей инфраструктуры?
– Люди – это главный ресурс на любой территории. В Мончегорске много предпринимателей, общественников, инициативных горожан, которые заинтересованы в развитии туризма. Это представители гостиничного и ресторанного бизнеса, организаторы событийных мероприятий, городские музеи, сувенирные лавки, местный бизнес, активисты. Основной задачей АРМ стало их сплочение в целостное туристическое сообщество, которое, как и сам туризм, у нас только начинает формироваться. АРМ регулярно проводит встречи сообщества, где люди обмениваются информацией, знакомятся и просто общаются. В процессе выявляются и отрабатываются запросы по развитию существующих бизнесов и открытию новых.
Мы понимаем, что туристическое сообщество – это то, без чего развитие туризма в Мончегорске невозможно: АРМ создает условия для развития бизнеса, а предприниматели с нашей помощью реализуют полезные для города проекты. Поэтому все инициативы АРМ, направленные на формирование туров, реализацию событийных мероприятий, привлечение инвестиций и т.д., формируются вместе с ними.
На встрече турсообщества города в Агентстве развития Мончегорска
– Расскажите об основных туристических проектах, реализованных Агентством, в чем их новизна и, может быть, уникальность для региона?
– Центральным проектом направления «Туризм» является туристско-рекреационный кластер «Имандра». Результатом работы нашей команды в 2022 году стал разработанный мастер-план, в котором сформирован пул инвестиционных туристических проектов и рассчитана их экономика. А также сформулировано перспективное видение развития туризма на годы вперед, выбраны перспективные локации. В этом году планируем реализовывать его вместе с сообществом.
Imandra Fest – это масштабный фестиваль, организованный АРМ. Каждый месяц в Мончегорске и на окружающей его территории проходят мероприятия, объединяющие природу, спорт и активный отдых.
В процессе Imandra Fest реализуется несколько ключевых проектов. Это IMANDRA VIKING FEST – масштабный фестиваль под открытым небом для всей семьи c полным погружением в эпоху викингов, который проводится ежегодно в конце августа. Также уже второй год в начале июля проходит международная плавательная серия X-WATERS IMANDRA, которая родилась в России. Ее мончегорский этап предлагает заплыв в крупнейшем озере Кольского полуострова. Еще одно знаковое мероприятие – городской фестиваль «ЗИМАНДРА», соединяющий традиции зимних гуляний с колоритом Севера: арктической кухней, ярмарками и мастер-классами.
Благодаря Imandra Fest в 2022-м в изначально нетуристический город удалось привлечь 26 тысяч посетителей и 30 локальных партнеров, а экономический эффект составил свыше 27 миллионов рублей.
Важным шагом для развития туризма является создание базовой туристической инфраструктуры. С привлечением федерального партнера RuTrail было промаркировано и внесено в базу шесть новых туристических маршрутов, которые доступны самостоятельным путешественникам круглогодично.
Гастрономия – важная часть впечатлений о территории. Мы учли это, и в прошлом году вместе с проектом «Гастрономическая карта России» провели масштабный образовательный проект в гастросфере. Итогом стала разработка и внедрение фирменных блюд арктического меню. Теперь в Мончегорске можно попробовать локальную кухню в пяти заведениях: кафе «ПиццаФабрика», ресторан «ИСМО», фудтрак Purpur coffee, санаторий-профилакторий «Кольский» и ресторан «Брусника».
Проект «Маркетинг территории» направлен на формирование туристически привлекательного образа Мончегорского округа. В 2022-м мы начали работу с контентом, упаковкой сервисов и продуктов, запустили туристический сайт и социальные сети «Визит.Имандра». Об Имандре опубликовано более 300 информационных материалов, раскрывающих туристический потенциал территории, выпущены путеводитель и аудиогид.
Сегодня Imandra Fest и Мончегорск регулярно попадают в повестку федеральных СМИ, и я считаю это важным достижением АРМ.
Но самое главное для нас то, что местный бизнес активно вовлекся в процесс. Была запущена программа лояльности – карта гостя «Визит.Имандра», сейчас в программе участвуют 13 местных предпринимателей, готовых предоставить туристам скидки и бонусы. Все новые и новые предприниматели присоединяются к программе, и со временем их станет больше.
Еще одно важное достижение АРМ – рост туристического потока, открытие новых сервисов, широкий информационный охват и, как следствие, значимый оборот туристической отрасли. По итогам года Мончегорск попал в топ-5 зимних направлений в Мурманской области.
– Расскажите о создании туристической инфраструктуры на конкретных примерах. Кто ее финансирует и поддерживает?
– Основной документ, в котором подробно описано развитие туристической инфраструктуры в городе на годы вперед, – мастер-план туристско-рекреационного кластера «Имандра». Уже сегодня проекты АРМ дают возможность местным предпринимателям открыть новый или масштабировать существующий бизнес. Мы помогаем им пройти путь от идеи до подачи заявки на региональные конкурсы, предлагаем индивидуальное сопровождение проекта, оказываем помощь в решении земельных и административных вопросов, получении грантов и субсидий.
О том, насколько эффективна такая работа, говорят многочисленные кейсы предпринимателей: семь проектов нашли государственную поддержку. Один из таких проектов – реконструкция отеля Дениса Левашова, который получил субсидию на реконструкцию номера гостиницы. Максиму Лагутину выделен грант в три миллиона рублей, и теперь его проект «Хаусбот Lapin Jarvi» уже находится на стадии реализации. Сергей Авдеев после получения субсидии открыл банный комплекс для горожан в городской бане. Есть у нас и такой опыт: Алена Домничева с финансовой поддержкой от Губернаторского стартапа на открытие мобильной кофейни Purpur coffee поучаствовав в проекте Арктический стартап, а команда АРМ помогла ей с разработкой бренда и дизайном заведения в стилистике города. Это повышает узнаваемость и помогает добиться локальной идентичности, потому что через индивидуальный стиль кофейни продвигается бренд Мончегорска. Анастасии Венедиктовой мы оказывали консультационную поддержку, благодаря чему она сумела расширить услуги в арт-точке «Дари» – креативном пространстве для детей и взрослых. Андрей Соловьев выиграл конкурс от Комитета по туризму Мурманской области по развитию инфраструктуры туризма, получив бизнес-план от АРМ, и запустил прокат снегоходов.
– Как обстоит дело с привлечением инвестиций в туристический сектор?
– Мы помогаем привлекать как заемные средства из таких финансовых институтов как ФОРМАП, Банк МСП, ВЭБ.РФ, так и грантовые. В 2022 году местные предприниматели получили грантовую поддержку от Комитета по туризму Мурманской области, также были привлечены средства Губернаторского стартапа. Общий объем только грантовых средств, привлеченных в туристические бизнес-проекты, составил около 14 млн. рублей.
– Вы являетесь инициатором создания школы туристического оператора «Имандра». Расскажите о ее деятельности.
Школа туроператоров «Имандра» – это образовательная программа, направленная на развитие местного туристического сообщества и формирование туристического продукта на территории Мончегорского муниципального округа. Обучение в ней проходило с 10 марта по 15 мая 2022 года и состояло из восьми образовательных модулей, которые охватывали все аспекты создания и продвижения качественного турпродукта. По итогам программы 10 участников онлайн-курса «Школа туроператоров "Имандра"» разработали свои турпродукты, четыре из которых были запущены уже в июне 2022 года: это прогулка на катере Lakeenergy, яхт-тур «Паруса Имандры», сапбординг «Энергия Имандры» и ночная экскурсия по Лапландскому заповеднику Lapland Reserve.
Проект «Школа туристического оператора» был реализован в 2022 году, а в 2023-м его логическим продолжением стал проект «Туры на Имандре».
– В чем особенность событийного туризма в Мончегорске?
– Например, Imandra Fest – это круглогодично действующий фестиваль, в который реализуются как мероприятия АНО «Агентство развития Мончегорска», так и федеральных, региональных и местных партнеров. В 2022-м в него вошли 12 разных по масштабу событий, а в этом году планируем провести 18 или более. Они проходят ежемесячно, что создает непрерывный инфоповод и точки притяжения для туристов.
Особенностью проекта является особый подход АРМ. Например, при реализации мероприятий с федеральными партнерами Агентство помогает привлечь человеческие ресурсы и материальную базу, грантовые средства. Мы активно участвуем в продвижении мероприятий – проводим PR-компании как на ресурсах АРМ – группе АРМ, туристическом сайте «Визит.Имандра», так и в областных пабликах, СМИ.
Региональные партнеры и организаторы мероприятий зачастую не обладают необходимыми знаниями и опытом для их масштабируемости, наполнения разными интересными и востребованными активностями, поэтому к ним у нас особый подход. Поскольку эти мероприятия обычно небольшие и проводятся на средства грантов или уже используя материальную базу организаторов, мы со своей стороны предлагаем работу по наполнению их активностями, привлекаем партнеров и спонсоров, которые формируют призовой фонд, включаются со своими площадками. Также мы организуем дизайнерскую и PR-поддержку и т.п.
Есть и другой вариант. При включении в общий календарь Imandra Fest организатор мероприятия получает маркетинговую поддержку. Сюда опционально входит разработка фирменного стиля, создание качественного фото- и видеоконтента, интеграция бренда Imandra Fest.
Благодаря этим мерам Мончегорск, который раньше ни у кого не ассоциировался с туристическим центром, теперь привлекает гостей, организаторов, инвесторов, что благоприятно влияет не только на город, но и на территорию в целом.
***
Михаил Умнов, специально для GoArctic