Сейчас в Архангельске

07:22 -8 ˚С Погода
18+

На атомных ледоколах Росатомфлота работает 80 женщин, которые могут отмечать Международный день женщин в морском судоходстве

Сегодня, 18 мая, в мире отмечается один из самых молодых праздников – Международный день женщин в морском судоходстве.

Транспорт и логистика
Анна Щетинина
18 мая, 2023 | 15:57

На атомных ледоколах Росатомфлота работает 80 женщин, которые могут отмечать Международный день женщин в морском судоходстве
Фото: Сергей Доля / GeoPhoto


Сегодня, 18 мая, в мире отмечается один из самых молодых праздников – Международный день женщин в морском судоходстве. 

Предложение об учреждении Международного дня женщин в морском судоходстве было одобрено Международной морской организацией (ИМО) в 2021 году – чтобы «способствовать достижению гендерного равенства, созданию безбарьерной среды, в которой женщины могут полноценно, безопасно и беспрепятственно участвовать в деятельности морского сообщества, включая мореплавание и судостроение».

Сейчас на атомных ледоколах Росатомфлота работает 80 женщин, – рассказывает «Мурманский вестник». Если раньше женщины «по традиции» работали только в службе быта, дневальными да поварами, то с 2017 года они стали занимать должности, которые считались «мужскими».

Штурманы, инженеры-операторы, инженеры по радиационной безопасности и даже электромеханик – такие профессии у женщин в настоящее время на атомных ледоколах. Больше внимания привлекают судоводители женского пола (потому что в истории флота еще не было женщины-капитана атомного ледокола): на ледоколе «Ямал» старшим помощником капитана работает Марина Старовойтова, а на атомоходе «50 лет Победы» – Диана Киджи.

«На ледоколах нет разграничений по гендерным признакам – есть экипаж. Авторитет в коллективе обретают благодаря своим профессиональным компетенциям. В море ни для кого нет скидок. Если наши девушки-штурманы, работающие на атомоходах предыдущих проектов, получат успешный опыт работы на универсальных атомных ледоколах, подтвердят готовность стать капитанами, то предприятие не будет им препятствовать. У нас есть достойные наставники», – говорит и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица.

Кстати, сегодня 18-го мая, Диана Киджи выступает в Санкт-Петербурге, в Государственном музее Арктики и Антарктики с лекцией о том, «Зачем нам нужен атомфлот». Начало в 18:30, вход бесплатный.

GoArctic и «Мурманский вестник» писали о Диане Киджи, старшем помощнике капитана атомного ледокола «50 лет Победы» – самого современного и мощного в мире. 

Приводим часть интервью: 

«– В чем специфика работы на атомном ледоколе в отличие от танкеров или дизельных ледоколов? Почему решили пойти на атомоход?

– Специфика во всем – отсутствие полноценной связи, заходов в порт. Достаточно сложные метеорологические и ледовые условия, слабая навигационная обеспеченность района плавания. Сложность выбора пути и маневрирования во льдах. Ты должен думать не только о своем судне, но и о тех, кто у тебя под проводкой. Дизельным ледоколам, даже самым мощным, в Арктике тяжело, особенно в зимне-весенний период.

– И все-таки, почему Арктика? Ведь в теплых морях и океанах комфортней.

– Мне интересна специфика работы во льдах, работы ледокола – обеспечение ледовых проводок, маневрирование судна – околки, буксировки. В теплых морях навигация совсем другая. Все-таки плавание во льду считается плаванием в особых условиях.

– Вы много раз бывали на Северном полюсе. Для Вас этот маршрут уже привычен? Какие возникают ощущения, когда достигаешь этой географической точки?

– Привычки в этом месте быть не может. Полюс не бывает одинаковым, и дорога к нему каждый раз другая. Мне пока довелось там быть только шесть раз в отличие от старших товарищей, у которых на счету и по 50, и по 60 заходов на полюс. С одной стороны, визуально точка 900 северной широты никак не отличается от окружающего ее пространства. С другой стороны, если задуматься — точка схождения меридианов, точка, в которой нет времени, и все направления – южные.

– Вы учитесь в аспирантуре, изучаете морскую астрономию? Вы смотрите на звезды во время рейсов? И зачем на них смотреть в эпоху точнейших навигационных приборов?

– Я учусь в аспирантуре на кафедре навигации университета имени Макарова. Тема научной работы связана с мореходной астрономией и ее использованием в современном судовождении. Дело в том, что альтернативы «точнейшему навигационному прибору» – спутниковой системе – при плавании в открытом море нет. Импульсные береговые системы типа «Лоран С» с 2015 года выведены из эксплуатации. Остаются только методы мореходной астрономии. Поэтому при отказе или намеренном внесении помех, поправок в систему GPS – у судоводителей есть все шансы почувствовать себя мореходами из прошлых веков.

Преимущество же астрономических методов в их автономности. В самом простом варианте для выяснения места нахождения судна вам нужно видеть 2-3 звезды, этого уже достаточно для определения координат. Сегодня мореходная астрономия рассматривается только как аварийный метод навигации. Но при создании определенного программного обеспечения она может являться полноценным методом судовождения, сравнимым по точности со спутниковыми системами.

– А как к Вам относятся коллеги-мужчины? Изменилось ли отношение с первых дней работы по сегодняшний день?

– Коллеги с первых дней относились хорошо. Отношение ровное, спокойное. На работе я не делаю акцент на пол, разделение на женское-мужское. Есть работа, и она должна быть выполнена. Это вопрос профессиональных навыков и знаний, с одной стороны, и личных качеств человека – с другой.

На судне все решают профессионализм и личные качества человека. Его характер, сдержанность и выдержка. Ну и, естественно, грамотность в своей специальности».

далее в рубрике