Норильский спорт времён войны и Гулага
Добровольный трудовой подвиг -- ради спорта и активного отдыха.
Виктор Гласс, матч на первенство Норильска, 1946 год.
Первая военная зима 1941-42 годов в Заполярном Норильске выдалась на редкость морозной. Несколько месяцев держалась температура -30–40С, что в сочетании с сильным ветром и снегопадом создавало условия, для жизни совершенно непригодные. Давайте добавим сюда «прелести» полярной ночи, когда солнце в течение сорока семи суток попросту не выходит из-за горизонта, и представим себе некоторые подробности быта жителей будущей «Жемчужины Заполярья». А именно – практически полное отсутствие жилья и каких бы то ни было объектов соцкультбыта. Заключённые в то время жили в бараках, имели паёк и спецодежду, а также расписание жизни в соответствие с режимом содержания. Заметим, что в этом самом режиме было и кино по субботам в КВЧ (культурно-воспитательной части) многих лагерных отделений, и даже театр, который был создан в Норильске на базе 2-го лагерного отделения в ноябре 1941 года.
Вольные жители посёлка Норильск в тот период, как правило, ютились в самостройных лачугах – «балках», которые сооружали из любых подручных материалов и утепляли как могли. Такие постройки образовывали достаточно большие посёлки, прижимаясь друг к другу. По данным на 1957 год, в Норильске только официально были учтены тридцать два стихийных посёлка, где значилось около трёх тысяч (!) балков. Все эти жилые образования нещадно заносило снегом на всю зиму. Из бесконечных сугробов торчали печные трубы и прорытые ходы к дверям. Кстати, двери тогда открывались только внутрь, иначе не выбраться.
Занять свободное время в таких условиях рядовому жителю военного Норильска было решительно нечем – работа и сон. Библиотека только начинала формироваться, газет не было, кроме агиток в красных уголках на производстве, радио там же, в основном сообщения из Москвы. Выпить и то было негде, алкоголь на территории отсутствовал почти полностью…
Если до конца понять и представить себе всё сказанное выше, то сам собой отпадет вопрос, почему летом 1942 года в Норильске в качестве первоочередных объектов были построены не жилые дома, не бараки общего проживания и не другое жилье, а только лишь социально-культурные объекты города – первый дворец культуры ДИТР (Дом инженерно-технических работников) и первый стадион, огромное сооружение в два игровых поля, для занятий практически всеми видами спорта, доступными в тот период.
Этот спортивный объект начал возводиться по инициативе снизу, почти стихийно. Он и работать начал во время строительства, но достраивался и расширялся много лет, методом народной стройки.
Всё началось по инициативе совета физкультуры, недавно созданного при окружном комитете профсоюзов Норильска. Именно рядовые рабочие-спортсмены поставили перед руководством вопрос о создании стадиона на пустыре в центре Аварийного посёлка. Под напором общественников, комсомольцев и профсоюзников руководство комбината выделило материалы на постройку стадиона, подчеркнув, что работать придётся самим инициаторам, причём только в свободное время. Стадион – объект внеплановый! Шла война, и главной задачей комбината были заводы и металл, а не какие-либо стадионы. Сказано -- сделано. После смены, часто ночами, энтузиасты облагораживали территорию. Обнесли всё забором, построили арку и небольшой павильон. Изготовили спортивные снаряды и качели, разровняли футбольное поле и беговую дорожку. Работали очень быстро, и на всё это ушло только полтора тёплых месяца.
В День физкультурника, 18 июля 1942 года, стадион назвали временным и торжественно открыли. В тот день спортивно-массовые мероприятия следовали одно за другим. Норильчане доказывали на деле, что, несмотря на отступление наших войск, дух советского человека не сломлен, и даже в условиях Крайнего Севера продолжается полноценная жизнь. Физкультурники провели профсоюзно-комсомольский кросс, были соревнования по волейболу и городкам, а вечером состоялся футбольный матч на поле нового стадиона. Члены профсоюза состязались в метании гранаты.*
*В те годы членам профессиональных союзов доставались особые привилегии. Помните у И. Ильфа и Е. Петрова: «Пиво только членам профсоюза!». Им же доставались лучшие путёвки, места в очереди за дефицитными товарами и т.д. Таким образом поддерживался престиж профсоюзного движения. Как видно из текста, кросс и метание гранаты были привилегированными видами спорта.
Примечательно, что в качестве спортивной площадки пустырь использовался за несколько лет до начала строительства стадиона, что неудивительно: место было очень удобное для футбола. Там уже несколько лет сезонно и стихийно собирались любители спортивных игр. Играли не только в футбол, но и в другие спортивные игры после работы на поляне у заросшей кустарниками долины ручья. Здесь же росли ягоды и грибы…
После начала строительства стадион начали использовать и в зимнее время, сначала робко, из-за отсутствия инвентаря, а затем, из года в год, всё смелее. Хоккей, лыжи, коньки… В дальнейшем много лет стадион одновременно успешно функционировал, строился и реконструировался, расширялся.
В первую же зиму, с наступлением стабильных морозов, футбольное поле превратилось в хоккейное. Вот как рассказывал об устройстве этого катка легендарный советский футболист, заключённый Норильлага и один из основателей спортивного движения в Норильске, легенда советского футбола, Андрей Старостин:
*Под "норильчанами в телогрейках" Андрей Петрович имеет в виду заключённых, которые в создании и развитии норильского спорта стали ключевым фактором. Среди заключённых Норильлага было немало знаменитостей, в том числе и выдающихся спортсменов. Норильск был особым местом в репрессивной машине СССР, где контингент имел возможность реализации многих своих навыков. В частности, многие руководящие производственные посты занимали заключённые, среди изобретателей, проектировщиков, актёров и тд. их было большинство. Не случайно среди норильчан-лауреатов Ленинской премии (высшей награды государства) 1966 года -- половина была из бывших заключённых.
В дальнейшем каток в Норильске всегда открывали к годовщине Октября, и в любую погоду стадион был полон.
Летом следующего, 1943 года на стадионе «Динамо» впервые в Норильске было разыграно первенство посёлка по футболу. Первое место заняла команда энергетиков. Но перед этим, ещё весной, площадь стадиона расширили в первый раз: сделали две волейбольные площадки, теннисный корт, полосу препятствий. У ажурной беседки появились не только качели, но и гигантские шаги – излюбленное развлечение детворы. Показательно, что в тот год комбинат выделил на достройку не только материалы, но и деньги – 65 тысяч рублей.
Зимой 1943 года при стадионе кроме катка открыли ещё и лыжную базу. С каждым годом количество спортивных дисциплин, базирующихся на стадионе, постоянно росло. Интересно как менялось название стадиона в зависимости от политической ситуации. Сохранились данные, согласно которым в 1944 году на стадионе действовало три добровольных спортивных общества (ДСО) «Динамо», «Металлург» и «Труд». Понятно, что тогда главный стадион лагерного Норильска, одного из подразделений системы НКВД СССР, иначе как «Динамо» называться не мог. А вот появление названия «Труд» произошло после перехода города на вольную экономику и объединения всех рабочих профсоюзов СССР в 1958 году. Тогда появилось единое всесоюзное спортобщество "Труд", равноправным членом которого через три года стал спортивный клуб "Заполярник".
Регулярные занятия в секциях стадиона «Динамо» в 1944 году посещало: 187 футболистов, 180 волейболистов, 112 легкоатлетов, 162 хоккеиста и конькобежца, 48 баскетболистов и 20 теннисистов. Это официальные данные, но фактически спортсменов было гораздо больше.
Вот, скажем, как вспоминают старожилы о теннисном корте:
Именно на стадионе «Динамо» состоялся знаменитый митинг 9 мая 1945 года, посвящённый дню Победы. Перед трибунами собрался весь Норильск!
Летом 1945 года стадион еще раз расширили, причём значительно, чтобы провести первый послевоенный День физкультурника с настоящим размахом. Был издан приказ №491 от 30 июня 1945 о расширении и достройке стадиона и появился наконец-то проект, согласно которому работы выполняло строительное управление «Лагстрой». Архитекторы Хорунжий и Меклер предусмотрели в расширенном стадионе даже стрелковый тир, после открытия которого в секцию записалось 106 человек. Для круглосуточной работы были выделены трактор и грейдерист.
По окончании работ обновлённый стадион смотрелся весьма достойно, и только одно обстоятельство слегка портило общую картину. Как ни старались, но засеять футбольное поле травой не удавалось – климат не тот. Поэтому в сухую погоду на футбольном поле поднималась пыль, а в дождь было слякотно. Но такие мелочи норильчан никогда не смущали.
Как видим, к осени 1945 года стадион «Динамо» представлял собой вполне состоявшийся спортивный объект, на котором одновременно велись и строительные работы, и тренировки, и соревнования.
Весной 1948 года стадион снова начали реконструировать и достраивать. На этот раз приступили к возведению второго игрового поля слева от входа. Таким образом, строящийся Дом физкультуры и стадион с двумя полями должны были образовать мощный спортивный комплекс огромной площади, полноценно работающий круглый год. Все работы снова велись только в свободное время и снова силами комсомольцев и активистов. Помощник начальника политотдела по комсомолу Николай Семёнович Соколов, вспоминал, что руководство комбината помогало техникой – бульдозерами, маленькими экскаваторами (тогда только маленькие и работали на ручьях – Медвежьем и Угольном), а стройматериалы доставали сами.
Сегодня энтузиазм, с которым велась стройка, наверное, невозможно представить. На первый воскресник (напомню, субботы тогда были рабочими днями) по расширению стадиона в апреле 1948 года вышло более 800 человек!
К мероприятию тщательно готовились. В разных концах стройки играли два духовых оркестра. Был составлен специальный график работ, чтобы люди не простаивали. Организаторы заранее позаботились об инструментах, подготовили тачки, лопаты. В тот день расчистили территорию под новое поле. Работы вели до конца сезона. Летом заложили парк, разбили дорожки и засыпали гравием, посадили деревья. Это была далеко не первая попытка создать на стадионе зелёную зону, но это ни разу не получилось.
Зелёные насаждения упорно не приживались. Вот и на фото стадион смотрится нелепо: с пустыми газонами и аллеями, отделёнными от пешеходной зоны поребриками.
Спасали положение малые архитектурные формы – вазоны, перила с балясинами. А ещё были беседки, скамейки, аттракционы, теннисный корт, волейбольная и баскетбольная площадки и многие другие атрибуты полноценной зоны отдыха.
Новый и последний проект расширения и благоустройства стадиона появился в 1949 году. За дело взялись корифеи норильской архитектуры Непокойчицкий, Мазманян и Миненко. Их стараниями стадион принял свой окончательный облик. Больше реконструкций и переделок не было..
Многие Норильчане хорошо помнят памятник Сталину, стоявший на территории стадиона в парковой зоне между двух полей. Это была одна из типовых скульптур, тиражируемых по бескрайним просторам Родины. Такой же памятник стоял, например, у сталинского пантеона в Курейке. После XX съезда КПСС и развенчания культа личности, по стране прокатилась волна расправ над памятниками Вождю. Были уничтожены монументы не только на улицах и площадях, но и в помещениях – актовых залах, кабинетах. Показательно, что памятник на стадионе спасли активисты из числа спортсменов. Глубокой ночью они во главе с вратарём футбольной команды никелевого завода Прокопием Великжаниным (впоследствии он стал начальником обжигового цеха и рассказал эту историю) завернули вождя в промасленный брезент и закопали в дальнем углу заводской территории. Потом там был построен новый цех. Что стало с остатками скульптуры -- неизвестно.
Таким образом, в лагерный период основными спортивными сооружениями Норильска были стадион «Динамо» и Дом физкультуры, построенный рядом с ним в 1948 году. Эти два сооружения обеспечивали весь спектр спортивных мероприятий Норильска, учитывая тот факт, что во всех крупных лагерных отделениях, кроме каторжного Горлага, были свои спортивные площадки, в основном сезонные. Там тоже работали секции и проводились соревнования.
После закрытия лагерей и перехода Большого Норильска на вольную экономику культурно-спортивные приоритеты Норильска переместились в современную часть города, где в 1958 году был построен новый стадион «Металлург», ныне «Заполярник».
Автор: Стрючков Станислав Анатольевич. Член союза журналистов России, председатель Красноярской региональной общественной организации «Клуб исследователей Таймыра», заместитель председателя Норильского территориального отделения Русского географического общества (РГО), публицист.
Фотографии из архива Норильска и личного архива автора.