Новости из Канады и России: зарубежные СМИ об Арктике
Отсрочка на запрет использования тяжёлого топлива в Арктике, нефть из России в Китай отправилась по СМП.
Фото: Вадим Штрик / GeoPhoto
Россия и Канада продолжат использовать тяжёлое топливо в Арктике
Россия и Канада не будут присоединяться к запрету на использование судами тяжёлого мазута в Арктике, которое должно вступить в силу в середине 2024 года. О таком решении страны уведомили инициатора данного запрета – Международную морскую организацию. Таким образом, страны использовали свою пятилетнюю отсрочку, позволяющую использовать тяжёлое топливо на судах в Арктике.
Ограничение на использование судами тяжёлого топлива в Арктике обсуждалось более 10 лет. В 2021 году была согласована резолюция Международной морской организации, которая вводит запрет с 2024 года. Россия и Канада активно противостояли такому решению, благодаря чему получили пятилетний льготный период, в течение которого они должны отказаться от использования тяжёлого мазута к 2029 году.
Причины неприсоединения Канады и России носят преимущественно технологический характер. Для отказа от использования подобного вида топлива требуется модернизация судов и портовой инфраструктуры.
Тяжёлый мазут является самым грязным видом судового топлива, и в случае разлива создает значительные риски для чувствительной экосистемы Северного Ледовитого океана. От него практически невозможно очистить акваторию, особенно в холодных условиях, когда мазут становится густым и вязким.
Фото: korabley.net
Партия нефти из России ушла в Китай по СМП
Россия направила вторую в истории партию сырой нефти в Китай через Северный морской путь. Специализированный ледокольный танкер «Василий Динков» вышел из Мурманска в конце октября и уже через неделю пересёк Берингов пролив. Всего судно пройдёт больше пяти тысяч километров. Груз доставят в китайский порт Жичжао на севере страны 17 ноября.
«Василий Динков» – современное челночное судно со специализированным ледокольным корпусом, которое может идти без сопровождения ледоколов в толще льда до 1,5 метров. Всего в мире насчитывается восемь челночных судов с такими характеристиками, и большинство из них принадлежит российскому флоту.
Несмотря на подобные успехи в освоении СМП, маловероятно, что какие-либо значимые объёмы нефти будут перевезены подобным маршрутом до начала лета. Запрет морского импорта нефти из России в страны Европейского союза с 5 декабря подстегнёт развитие логистики в страны Азии подобным маршрутом, но точно не станет альтернативой поставок в ЕС в ближайшие несколько лет, даже на фоне растущего китайского спроса на нефть.
Первый аналогичный маршрут грузовое судно с сырой нефтью прошло в 2019 году. Пока что такие «походы» в Китай через весь СМП можно назвать экспериментальными в связи с недостаточной инфраструктурной оснащённостью маршрута, отсутствием нужного количества «круглогодичных» грузовых арктических судов и сложными климатическими условиями.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic