Сейчас в Мурманске

23:41 6 ˚С Погода
18+

Новости развития ледокольного флота и Севморпути: испытания атомного ледокола «Якутия» и расширение ТОР «Столица Арктики»

Атомоход «Якутия» планируется ввести в эксплуатацию в конце 2024 года, а  расширение ТОР в Заполярье поможет СМП и региону

Атомные ледоколы Северный морской путь Мурманская область
Анна Щетинина
8 мая, 2024 | 13:43

Новости развития ледокольного флота и Севморпути: испытания атомного ледокола «Якутия» и расширение ТОР «Столица Арктики»

Ледокол «Якутия». Фото из тг-канала ОСК / t.me/aoOCK


Ледокол «Якутия»

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) начался один из ключевых этапов строительства атомного ледокола «Якутия» проекта 22220 – швартовные испытания. Специалисты предприятия проверят работоспособность систем и механизмов атомохода, качество монтажа судового оборудования, проведут настройку аппаратуры. Значительная часть работ в период швартовных испытаний связана с главной энергетической установкой ледокола: ее основа – два водо-водяных ядерных реактора интегрального типа РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт, передает «Портньюс».

«Предстоит провести большой объем работы и подготовить атомный ледокол «Якутия» к ходовым испытаниям. Построенные на предприятии и переданные заказчику ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже успешно выполняют задачи на маршрутах Северного морского пути», — прокомментировал генеральный директор ОСК Андрей Пучков.

После окончания швартовных испытаний «Якутия» будет готова к началу ходовых испытаний. Четвертый (третий серийный) универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Якутия» был заложен 26 мая 2020 года, спущен на воду 22 ноября 2022 года, планируется ввести его в эксплуатацию в конце 2024 года. Кроме «Якутии», в Санкт-Петербурге идет строительство пятого (четвертого серийного) универсального атомного ледокола (УАЛ) «Чукотка», а 26 января 2024 года заложен пятый серийный атомоход проекта 22220 «Ленинград».

В акватории Северного морского пути (СМП) уже работают УАЛ проекта 22220: головной атомоход «Арктика» (введен в эксплуатацию в 2020 году), первый серийный – «Сибирь» (введен в 2021 году) и второй серийный – «Урал» (введен в 2022 году).

Основные характеристики универсального атомного ледокола проекта 22220: длина – 173,3 м; ширина — 34 м; высота борта – 15,2 м, мощность – 60 МВт; скорость хода – 22 узла (по чистой воде), осадка – 10,5 м/9,03 м; максимальная ледопроходимость – до 3 м; водоизмещение – 33 540 тонн; расчетный срок службы – 40 лет; численность экипажа – 54 человека.


Балтийский завод (СПб) специализируется на строительстве надводных кораблей 1-го ранга, судов ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков. Предприятие было основано в 1856 году. За полтора века Балтзавод построил около 600 кораблей и судов.



Ледокол «Якутия». Фото из тг-канала ОСК / t.me/aoOCK 


Расширение границ территорий опережающего развития (ТОР) в Арктической зоне

Правительство России подписало постановления о расширении границ территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке и в Арктической зоне, что позволит запустить реализацию новых инвестпроектов и продолжить осуществление уже начатых предпринимательских инициатив, об этом сообщает пресс-служба правительства. Инициатива расширения ТОР была поддержана еще в феврале 2023 года.

«В Арктической зоне будет расширена территория опережающего развития “Столица Арктики”. На новых участках в Кольском районе Мурманской области и акватории Баренцева моря планируется начать строительство Западного транспортно-логистического узла. Там будет производиться перевалка грузов между контейнеровозами ледового класса, которые будут идти по Северному морскому пути, и судами неледового класса. В составе транспортно-логистического узла запланировано строительство терминала и двух глубоководных причалов. Проект предполагается завершить в 2026 году. Объем инвестиций, необходимых для создания этого объекта, оценивается в 44,6 млрд рублей. Его запуск обеспечит работой более 700 человек», – говорится в сообщении.

«В Кольском районе планируется возведение контейнерного терминала для международных транзитных морских грузоперевозок. Налоговые и социальные выплаты от реализации проекта составят 1,3 млрд. рублей», – отметил губернатор Андрей Чибис еще в феврале 2023-го.


Территории опережающего развития (ТОР) – специальный инструмент, призванный стимулировать приоритетные отрасли экономики и привлекать новых инвесторов. Компаниям-резидентам территорий доступен широкий перечень льгот и преференций, в том числе процедура свободной таможенной зоны.

 

далее в рубрике