Сейчас в Мурманске

02:20 -6 ˚С Погода
18+

Вернуться в НАО: почему обмеление Печоры превращается в чрезвычайную ситуацию

Работы по углублению дна реки Печоры не проводились последние тридцать лет.

Транспорт и логистика Харьягинский Нарьян-Мар Ненецкий автономный округ Река Печора
Мария Владимирова
26 августа, 2022, 12:48

Вернуться в НАО: почему обмеление Печоры превращается в чрезвычайную ситуацию
На фото: река Печора.


Ни добраться домой из отпуска, ни завезти товары и грузы... Ненецкий автономный округ в целом, и его жители в частности, стали заложниками ситуации. В связи со снижением уровня воды в реке Печора в среднем течении в районе населённых пунктов Новый Бор и Ермицы частными перевозчиками приостановлено движение барж из Нарьян-Мара до посёлка Бугаево Республики Коми и обратно. 

Река Печора является главной судоходной артерией, соединяю­щей Ненецкий автономный округ с Республикой Коми и имеющей выход в Баренцево море. Это единственный транспортный путь, который используется при осуществлении досрочного северного завоза грузов в населённые пункты региона. Стоить отметить, что основной грузовой поток в летнее время приходится как раз на водный транспорт. Порт Нарьян-Мар – замерзающий, и продолжительность морской навигации достаточно короткая – до 150 дней. Для большинства поселений региона, расположенных вдоль реки  (Тошвиска, Великовисочное, Лабожское, Пылемец, Каменка, Хонгурей, Оксино, Макарово, вниз по течению, расположены Никитица, Куя, Месино, Осколково, Юшино) летом это единственный путь, по которому можно добраться до Нарьян-Мара или соседних поселений, выехать на рыбалку или тихую охоту...

Губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный из-за сложившейся ситуации ввёл режим ЧС на территории региона, и на первый план вновь вышел вопрос по проведению дноуглубительных работ на главной водной артерии НАО.


Обмеление Печоры  

18 августа 2022 года на гидрологическом посту «Нарьян-Мар» было зафиксировано понижение уровня воды в Печоре до неблагоприятной отметки 37 см. Одна из причин – природного характера. Река перешла в летнюю межень (июль – август), в которой питание происходит за счёт грунтовых вод, а поскольку нет осадков – не собирается поверхностный сток в бассейн водного объекта; также в регионе держалась высокая температура воздуха. Основные участки обмеления реки расположены на территории соседнего субъекта – республики Коми. Данная ситуация происходит фактически ежегодно. По данным ОГМС ФГБУ «Северное УГМС» уровень воды в Печоре будет низким до изменения погодных условий.

Другая причина – обмеление реки из-за отсутствия проведения работ по дноуглублению. Они не проводились последние тридцать лет.

По словам старожилов Ненецкого округа, в советские времена на Печоре и малых реках дноуглубительные работы проводились постоянно, также чистились и укреплялись берега. Сейчас работы по дноуглублению не проводятся. Между тем, из-за обмеления Печоры снижается эффективность её эксплуатации.

Летом река стала труднопроходимой не только для барж, которые доставляют в округ в рамках северного завоза топливо (также завозятся генеральные грузы для строительной отрасли, продукты и другие товары народного потребления), но и для тех барж, которые перевозят пассажиров, использующих перемещение по водной артерии, отправляясь в отпуск на автомобилях. Глубина реки в районе Нарьян-Мара и ниже по течению в июле падает местами до 60-80 сантиметров, при ширине более одного километра.

Дноуглубление необходимо и для организации пассажирских перевозок по реке Печора. Как заявил на прошедшем в Архангельске в июне 2022 года форуме «Судостроение в Арктике» глава Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный, раньше между Нарьян-Маром и Щельяюром, что в республике Коми, ходили водомётные катера «Ракета» и «Заря». 

«Сегодня с учётом того, что Печора – не самая глубокая водная артерия, мы понимаем, что нам нужны суда с небольшой осадкой, мы рассматриваем возможность приобретения судов вместимостью 40-50 человек. На таких катерах мы сможем довольно быстро доставлять наших жителей до республики Коми. Думаю, этот маршрут был бы востребован и туристами».
  

Из-за обмеления русла Печоры весной в районе населённых пунктов Щелино, расположенного в Ненецком автономном округе, и Ермица в республике Коми затрудняется пропуск льда, это приводит к подтоплению населённых пунктов во время паводка. Если река мелкая, то во время ледохода лёд собирается в одном месте и образуются заторы, что может привести к подтоплению территорий. Затор может стоять до тех пор, пока не поднимется уровень воды, либо придётся проводить взрывные работы.

Кроме этого, обмеление реки негативно влияет и на популяцию атлантического лосося (сёмги). Рыба со второй половины августа идёт из моря вверх по Печоре на нерест. В обмелевшей реке не соблюдается необходимый рыбе температурный режим, заиливаются нерестовые ямы. Специалисты в области рыбоводства отмечают, что для нереста лососёвые породы рыб выбирают подходящий участок дна, лишённый мусора и растительности. Нерест сёмги происходит осенью, при постоянном снижении температуры воды с 6 до 2 градусов.

По расчётам специалистов, из реки Печора и других малых рек, по которым, в том числе осуществляется северный завоз, необходимо извлечь не менее трёх миллионов кубометров грунта и песка. Минимальная стоимость работ по дноуглублению, необходимых для обеспечения грузового судоходства по Печоре в Ненецком автономном округе, оценивается в 1,5 млрд рублей. Маловероятно, что проблема дноуглубления решится силами регионов – Ненецкого округа и республики Коми. Скорее, это вопрос федерального уровня.


Дни реки Печоры

В 2020 году президент России Владимир Путин подписал Указ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Среди прочих в Стратегию вошли и мероприятия, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар, а также проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, обеспечивающей на безальтернативной основе транспортную доступность отдельных территорий.

В 2021 году в Нарьян-Маре впервые прошли Дни реки Печоры. Цель мероприятия — привлечь внимание к проблемам и задачам по сохранению водных объектов региона. Главным событием Дней реки Печоры стал круглый стол «Сохранение уникальных водных объектов».

— Печора — вторая по водности река в европейской части страны, уступает только Волге. Всего на территории округа почти две тысячи рек. Печора занимает среди них особое место. Она является источником водоснабжения для многих наших сёл, местом обитания и нереста ценных пород рыб, а также основной водной артерией региона, которая связывает между собой населённые пункты. Поэтому для нас вопросы сохранения Печоры и других уникальных водных объектов являются первостепенным, — заявил губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный.

На площадке обсудили необходимость проведения дноуглубления Печоры. Юрий Бездудный предложил продолжить работу по взаимодействию с Правительством Российской Федерации в части привлечения финансирования на проведение работ.

— Дноуглубление позволит увеличить пропускную способность реки и снизить негативное воздействие при паводке, а также улучшить транспортную доступность на внутренних перевозках между сёлами, — отметил губернатор.

Этот пункт вошёл в резолюцию круглого стола, как и пункты о необходимости продолжения работ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, организации работ по выявлению нарушенных и незагрязнённых земель, а также попадания нефтепродуктов в водные объекты. На круглом столе было решено создать организационный комитет Дня реки Печоры, который впоследствии утвердит дату проведения праздника, сообщается на официальном сайте администрации Ненецкого автономного округа.

Работы по дноуглублению планируется выполнить на двух участках – морском (от приёмного буя до морского порта Нарьян-Мар) и речном (от села Усть-Уса до морского порта Нарьян-Мар). В перспективе дноуглубление должно проходить от порта Нарьян-Мара в сторону моря. Это позволит заходить в порт судам большего тоннажа в рамках северного завоза. Кроме того, дноуглубление реки Печоры в сторону моря поможет осуществлять поставки грузов для крупных проектов по добыче углеводородов.

Дноуглубление реки в районе Печорского порта планировалось начать ещё в 2019 году. Затем появились новые сроки. На 2022 год, по словам Юрия Бездудного, «стоит программа углубления до 1 метра 45 сантиметров, сегодня [глубина] — 1,2 метра. Это связано с тем, что баржи, которые сегодня идут по Печоре в период навигации, — они недогружены. Для того чтобы была возможность как можно больше грузов перевозить, нужно углублять реку».

Однако вместо начала проведения дноуглубительных работ в НАО ввели режим ЧС из-за обмеления реки.


Вернуться в НАО

Часть жителей НАО, которые возвращались из отпусков в Нарьян-Мар, столкнулись с трудностями при выезде из соседнего региона.

— Люди не могут вернуться. Для них это испытание, и мы должны реагировать. Мы своих жителей не бросим, будем их вызволять из этой беды. Вводим дополнительный субсидируемый рейс из Сыктывкара. Таким образом, мы можем забрать детей и женщин. Но остаются машины. Дорога Нарьян-Мар – Усинск не достроена, есть очень сложные участки. Сегодня договорились с подрядчиком – он проведёт дополнительную отсыпку, уложит плиты. Тех людей, которые оказались с машинами в районе Бугаево, проведут караваном в сопровождении ГИБДД и спасателей. Считаю, что все эти решения абсолютно правильные, потому что люди, которые застряли там, не просто не могут попасть домой – им нужно на работу, детей собирать в школу, — сказал губернатор НАО Юрий Бездудный.

Первая колонна автомобилей в направлении поселка Харьягинский из Нарьян-Мара прошла 24 августа. Контрольно-пропускной пункт, где организован сбор машин, развёрнут на 97-м километре дороги Нарьян-Мар – Усинск. Самый опасный участок дороги – спуск к временному мосту через реку Шапкина. Здесь ведутся работы по сооружению нового моста. Для безопасности проезда подрядчик – ООО «Техносфера» — обустроил съезд из железобетонных плит. 

На 147 километре автодороги оборудован ещё один контрольно-пропускной пункт, где в колонну собираются водители, которые едут из республики Коми в Нарьян-Мар. Первая группа водителей выехала в сторону столицы НАО раньше запланированного по графику времени. Было принято решение пропустить колонну из восьми автомобилей, которые ждали с вечера 23 августа открытия проезда в Нарьян-Мар со стороны посёлка Харьягинский.

Организованные колонны автомобилей будут ездить по альтернативному маршруту ежедневно до снятия в округе режима ЧС.

В целях обеспечения безопасности на месте ЧС находится оперативная группа Главного управления, организовано дежурство спасателей и экипажей ГИБДД.

Для формирования организованной транспортной колонны допускаются легковые, а также грузовые автомобили, кроме грузовых автомобилей с прицепом и грузовых автомобилей на базе седельных тягачей. 

По прогнозу ФГБУ «Северное УГМС», подъём уровня воды в реке Печора, позволяющий возобновить движение барж, ожидается после выпадения атмосферных осадков на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа в период 26 по 29 августа. 

Впрочем, ситуация с обмелением рек не ограничивается только Ненецким округом. По данным Гидрометцентра России, в нескольких регионах уровень воды реках понизился до опасных отметок. Объём воды до критических значений снизился в Нижегородской, Кировской, Ленинградской областях, Коми, Хакасии, Дагестане и Красноярском крае.

 

Автор: Мария Владимирова (Даник). 

далее в рубрике