Сейчас в Архангельске

10:27 8 ˚С Погода
18+

Одна из выставок культурной программы ВЭФ – «Энергия цвета. Архетипы Авангарда»

Она задумана как искусствоведческо-психологическое исследование

13 сентября, 2023, 20:43
Одна из выставок культурной программы ВЭФ – «Энергия цвета. Архетипы Авангарда»

Георгий Якулов,«Бар», 1910-е годы, Государственная Третьяковская галерея. vk.com/primgalleryvl


Как писал GoArctic, в культурную программу Восточного экономического форума «Владивостокские сезоны» вошли несколько выставок. Одна из них – яркая экспозиция Приморской государственной картинной галереи «Энергия цвета. Архетипы Авангарда», которая имеет и второй смысл, выраженный в названии. Организаторы, определенным образом расположив работы, предлагают зрителю игру – соотносясь с картинами, «найти свой архетип».

В июле 1919 на своем докладе в Лондоне швейцарский психиатр Карл Густав Юнг впервые использует слово «архетип», даже не догадываясь, что его теория скоро станет основой для психологического анализа личности. Сам Юнг никогда не ограничивал количество архетипов, подчеркивая – их столько, сколько социальных ролей существует в обществе. А значит – бесчисленное множество. В 1991 году авторы Кэрон Пирсон и Хью Марр опубликовали модель Пиррсон-Марра, которая была построена на основе теории Юнга, но сокращена до 12 базовых архетипов.

Архетип – это уникальный набор поведенческих характеристик, стремлений и привычек. На сегодняшний день, по Пиррсон-Марру, выделяют 12 архетипов (называя их немного по-разному): Дитя, Славный малый, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Эстет, Творец, Правитель, Маг, Мудрец, Шут.

Так вот замысел искусствоведов – разделить работы в экспозиции, по своему представлению относя их авторов к тому или иному архетипу, и предлагать зрителю искать соответствия.

На данный момент организаторами выставки описано всего три «искусствоведческих архетипа».


Нико Пиросмани: архетип Дитя – беспечный взрослый

Дитя – оптимистичный, искренний, наивный, непосредственный и доверчивый человек, стремящийся к простым и понятным вещам, живущий в своем собственном мире. Его цель до невозможного очевидна – быть счастливым.

Нико Пиросмани не получил серьезного профессионального образования: он был самоучкой. Его современники описывали автора как человека рассеянного, мечтательного, доброго и чистосердечного. Ученый-искусствовед Эраст Кузнецов писал о нем: «Пиросманашвили до конца своих дней сохранил трогательную наивность». Произведения художника относят к направлению неопримитивизм. Важным источником вдохновения для этого течения служат народное и декоративно-прикладное искусство.

«Рыбак среди скал» – работа Пиросмани, где сочетается самобытность художественного языка и грузинский колорит. Художник наносит масляную краску на клеенку: денег на покупку материалов не было, и он часто обменивал свои картины на еду в трактирах-духанах. Подобно ребенку, художник использует то, что попадается под руку. И искусно использует всего четыре цвета – синий, желтый, черный и белый.

Идея выставки «Энергия цвета. Архетипы Авангарда» – помочь определить, какой архетип зрителю ближе. В данном случае возможно соответствие открытостью и спонтанностью.



Нико Пиросмани. Рыбак среди скал. 1906. Государственная Третьяковская галерея


Адольф Мильман и Сергей Лобанов: архетип Славный Малый – ни на шаг от правил

Славный малый – следующий правилам, надежный, приземленный, осторожный человек, с которым всегда приятно общаться. Он готов подставить свое плечо в нужный момент. Его жизненная цель – быть частью общества, коллектива.

Как же художник может подходить под такое определение? Конечно, в начале своего пути почти каждый автор подражает другим, пока не находит собственный стиль. Но представители этого архетипа и потом предпочитают не экспериментировать в своем творчестве. Натюрморты, пейзажи и портреты выглядят ярко, но не бросаются в глаза. Принцип «главное – не переборщить» противоречит идеям авангарда, но художники этого архетипа все же входили в объединение «Бубновый валет» и вдохновлялись работами его основателей.

В картине «Крымский пейзаж с мечетью» Адольфа Мильмана очевидно сходство с итальянскими пейзажами Петра Кончаловского, который, в свою очередь, вдохновлялся произведениями Поля Сезанна.

При создании «Женского портрета» Сергей Лобанов ориентировался на портреты-«пугачи» Ильи Машкова, которые поражали публику необычной трактовкой внешности модели: синие брови, зеленые тени на лице. «Пугачами» такого рода картины называли сами участники объединения, потому что те шокировали публику.

Лобанов берет на вооружение прием учителя, но применяет его более робко и деликатно.

Практичность и открытость сотрудничеству – возможности соответствия архетипу.



Адольф Мильман. Крымский пейзаж с мечетью. 1915. Государственная Третьяковская галерея



Сергей Лобанов. Женский портрет. 1910. Государственная Третьяковская галерея


Александр Древин: Воин – стальной рыцарь

Воин – напористая, бескомпромиссная, смелая, честная личность, всегда верная своим принципам. Он будет пытаться доказать свою ценность через преодоление препятствий. Жизненная цель таких людей заключена в самосовершенствовании, желании оставить след в истории.

Художники данного архетипа всегда за что-то борются. Их картины – это поражающая новизна, вызов обществу, сюжеты с глобальным смыслом.

Один из авторов-воинов – Александр Древин. В 26 лет художник в связи с началом Первой мировой войны и угрозой оккупации его родной Латвии стал беженцем, приехав в Москву, влился в художественную жизнь города и начал участвовать в выставках. В 1918 году Древина назначили заведующим сразу двумя важными институциями – Музейным бюро и московским Музеем живописной культуры. Несмотря на тяжелые для него обстоятельства, он демонстрировал силу духа: «Пусть мы и голодаем. В данный момент здесь такой кризис продуктов, что даже не знаю, как быть дальше. Но художественная жизнь здесь все-таки очень интересная».

Произведение «Беженка» наглядно отражает качества художника-воина. Работа автора передает образ беженца – человека, который вынужденно теряет свои корни, и может найти опору только в самом себе. Аскетичная, даже суровая палитра этой картины и минимализм форм указывает на непоколебимость Древина в ситуации кризиса.

Чувство, что нужно во всем быть первым и достигать вершин любым путем – возможность соответствия.



Александр Древин. Беженка. 1917. Государственная Третьяковская галерея


Приморская государственная картинная галерея продолжит публикацию своей версии архетипов личности на примерах экспозиции авангарда.

 

далее в рубрике