Опять Хатанга: РГО готовит экскурсии в эпицентр Попигайской астроблемы за алмазами
Там находится крупнейшее месторождение алмазов, да не простых, а «космических»
Хатанга. Фото: Слава Степанов. gelio.livejournal.com
Попасть в Попигай можно только вертолетом из Хатанги. В которую, в свою очередь, можно долететь лишь самолетом. Но так будет не всегда.
GoArctic писал о том, что маленькую, самую северную Хатангу уже называют «восходящей туристической звездой», воротами Арктики, и так далее, пророча ей великое туристическое будущее и анонсируя новые маршруты.
Русское географическое общество готовит путешествие в место, о котором мы еще не писали, и куда не протоптана народная тропа, рассказывает «Российская газета».
Попигай – и река, и поселок, и метеоритный кратер на границе Якутии и Красноярского края
35 миллионов лет назад астероид диаметром около 7 км с огромной скоростью врезался в содержащие графит земные породы на севере нынешней Сибири между Красноярским краем и Якутией.
Произошел взрыв колоссальной мощности, который на секунду создал температуру в 4 тысячи градусов и давление в 1,5 миллиона атмосфер. В этих условиях кристаллы графита перешли в новую модификацию, образовав так называемые импактные алмазы. Они не годятся для ювелирки – то слишком мутные, то слишком маленькие, – но их много. Территория падения астероида представляет собой крупнейшее месторождение импактных алмазов, которые называются лонсдейлиты (названы в честь Кэтлин Лонсдейл, британского кристаллографа). Только в двух разведанных месторождениях – 150 млрд карат (карат – 0,2 грамма кристаллов), к тому же импактные алмазы обладают еще большими, чем у обычных алмазов, твердостью и абразивностью.
Немного разберемся в топонимах и определениях.
Попигай – это гидроним, название реки из нганасанского языка: «по» – камень и «бигай» река, – т. е. каменистая река.
Крупные кратеры (более 2 км в диаметре) от падения метеоритов и астероидов на поверхности Земли называют астроблемой (от др.-греч. «звезда» + «рана», то есть «звездная рана». Само событие – удар метеорита – называют импактом. На Земле обнаружено около 150 астроблем. Попигайская астроблема – четвертый по размеру среди ударных кратеров Земли.
Но словосочетание Попигайская астроблема звучит как большая и странная проблема – чем и является сейчас по сути.
Попигайская астроблема как проблема
Территория кратера, диаметр которого – около ста километров, глубина дна — 200 метров, – сейчас практически не заселена, ближайший населенный пункт, долгано-нганасанский поселок Попигай, находится к северо-западу от кратера на расстоянии около ста тридцати километров от его центра. А Хатанга – это еще почти 300 км от Попигая.
Результаты геологических исследований показали, что ювелирной ценности попигайские алмазы не представляют, однако почти вдвое превосходят природные (кимберлитовые) и синтетические алмазы по прочности и абразивной стойкости, имея, вдобавок, повышенную твердость и жаропрочность. По размеру месторождений – это алмазная бомба, меняющая рынок.
В 2014 году ученые ИГМ СО РАН совместно с коллегами из Института сверхтвердых материалов им. В. Н. Бакуля, соединив импактные алмазы с кремнием, смогли изготовить из них композит, который по устойчивости на 20—53 % превосходит аналоги из синтетических алмазов. Это позволяет разработать перспективный инструмент для буровых работ, металлообработки и так далее.
Но как разрабатывать эти месторождения? Ближайший «форпост цивилизации» – поселок Хатанга с морским портом, выходом на Севморпуть. При этом большие морские суда в реку Хатанга не заходят – фарватер не позволяет. Приходится все перегружать на речные, и доставка 1 кг груза в Хатангу обходится в 250 руб. А из Хатанги до Попигая еще 300 км.
Дороговизна работ, отсутствие технологий для обработки нового сырья и неопределенные финансовые перспективы тормозят развитие алмазодобычи в регионе.
По подсчетам ученых, если добыча на кратере будет организована, примерно через десять лет спрос на импактные алмазы может достигнуть около одного миллиарда карат в год.
Тагамит, породв, содержащая импактные алмазы. Исследования на месторождении. Фото Алексея Котлярова. ras.ru
История и свидетельства местных жителей
До середины 1940-х никто и не подозревал ни об астероиде, ни об алмазах. Кратер обнаружили в 1946 году, а алмазы нашли в 1970-х. И сразу засекретили.
Почему не стали разрабатывать? В открытых источниках сообщается, что в ту эпоху в СССР выделили большие ресурсы для производства искусственных алмазов, и тратиться еще и на «метеоритные» было нерационально.
Но не все так просто. «Еще в 1980-е тут велись работы, бурили землю», – вспоминает Нина Ковальчук, старожил села Хатанга. – «Обследовали, доказали, что алмазы есть. И у нас в поселке было опытное производство, связанное с обогащением алмазов».
Значит, все-таки добывали?
«Речка Попигай – это приток Хатанги», – продолжает рассказ Нина Ильинична Ковальчук. – «Изначально там ведь какая ситуация? Поселок Попигай – в верховьях реки, его постоянно затапливало во время разлива, людей приходилось эвакуировать. И его решили перенести в низовья, значительно севернее. Многие местные, долгане, не смогли к новому месту привыкнуть: раньше-то жили в лесу, а оказались в тундре. Кто-то остался, кто-то уехал. Со временем привыкли, выросли новые поколения. А вот старики часто ездили в старый поселок... Но сегодня в том старом Попигае никто уже не живет. Кстати, многие местные даже не знают, что там кратер от падения астероида и что под ногами залежи алмазов».
Фото: / Александр Рюмин / ТАСС. rg.ru
Обоснование нового маршрута как исследовательского, небо в алмазах и восходящая звезда
В путешествии на Попигайскую астроблему турист не просто турист, но еще и исследователь, практически первопроходец. По крупицам что-то узнающий из общения с местными, участвующий в пополнении истории края.
По опыту РГО, туристы неплохо справляются с исследованиями, выступая помощниками ученых. А для ученых здесь просто клондайк.
Арктический туризм имеет мало общего с путешествиями на расслабленный юг, к пляжам по проторенным дорогам. «Да, это не массовый туризм», - подчеркивает директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. – «Его можно назвать научно-популярным. И нам важно, чтобы в этом туризме мы не потеряли научный трек».
Наталия изучала возможность включения попигайского кратера в состав приоритетных маршрутов, хотя в этом году точно такого предложения не будет: «Но в ближайшей перспективе рассматриваем возможность установки там горного модуля. На Камчатке мы такие установили – на самом опасном для пеших туристов перевале». По мнению Наталии Беляковой, в случае с Попигайской астроблемой нужно использовать опыт маршрута «Плато Маньпупунер – перевал Дятлова».
У желающих посетить кратер должна быть альтернатива: в зависимости от физической формы, состояния здоровья и финансовых возможностей – выбирать вертолет, вездеход или пеший поход.
И в каждой группе должен быть ученый. В путешествии к попигайскому метеоритному кратеру специалист объяснит путешественникам, что у них под ногами.
В Арктике много точек туристического притяжения. Почему такое внимание РГО уделило Хатанге как базовому лагерю для экстремального научно-популярного туризма? «Максимально лаконично: здесь новый аэропорт со взлетно-посадочной полосой длиной 3000 метров, 300 летных дней в году. Плюс – интересная история края, реки, морской порт. И есть люди, желающие здесь жить и развиваться», – оптимистично считает председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.