От исследований к политике: Арктические ориентиры Польши
Не имея значительных ресурсов и сущностных факторов влияния на Арктику, Варшава пытается активно участвовать в работе самых значимых международных организаций и формировать мировое общественное мнение по Арктике
Фото: telegraph.co.uk
У Польши нет своей, документально зафиксированной, арктической стратегии: не имея значительных ресурсов и сущностных факторов влияния на Арктику, Варшава пытается активно участвовать в работе самых значимых международных организаций и формировать мировое общественное мнение по Арктике.
Общемировое достояние
Так же как и ряд неарктических государств, лишенных перспектив освоения ресурсов, Польша провозглашает Арктику мировым достоянием. Более того, Польша вместе с Южной Кореей, Сингапуром и Китаем неоднократно заявляла о готовности создать альтернативную организацию, посвященную Арктике на основе Генассамблеи ООН. Этот подход категорически отвергается большинством арктических государств, но создает определенное напряжение на международной арене.
Польская полярная станция Hornsund на Шпицбергене. Фото: Piotr Osyczka
Исследования и подход
Польша накопила богатый опыт исследования Арктики и Анатрктиды. С 1957 г. действует собственная полярная станция на Шпицбергене (с 1978 г. работает круглогодично).
До середины 2000-х гг. арктическая политика Польши находилась в пассивном состоянии, однако затем интерес Варшавы резко вырос. Помимо статуса наблюдателя в Арктическом совете, Польша является наблюдателем в Совете Баренцева/Евроарктического региона с момента основания, а также входит в состав Совета министров Северных стран.
Польша признана Еврокомиссией ведущей страной в европейской программе EDU-ARCTIC, основу которой в свое время составили ученые из Института геофизики Польской академии наук.
Подход Польши к арктической политике включает в себя: признание юридических рамок, которые определяют международное сотрудничество (Конвенция ООН по морскому праву); активное участие в разработке арктической политики ЕС; развитие сотрудничества с региональными институтами и организациями. Основой этого является принцип проведения миролюбивой арктической политики.
Польская полярная станция Hornsund на Шпицбергене. Фото: Piotr Osyczka
Главное не Арктика, а участие?
Польша испытывает дефицит весомых факторов, позволяющих ей активно участвовать в арктических делах. В Арктике работают нефтяные компании из Польши (KGHM International Ltd., Lotos, PGNiG), но их доля невелика. Поэтому ключевой элемент стратегии Польши в Арктике: влияние на Евросоюз и сотрудничество с североевропейскими странами (Норвегия, Дания, Финляндия) с целью поиска взаимовыгодных форматов.
Свое присутствие в арктическом регионе Варшава может обеспечить только за счет союзнических и партнерских отношений с какими-либо арктическими странами.
При этом уровень аналитического моделирования процессов вокруг Арктики в Польше достаточно высок. Более того, Варшава постоянно претендует на особую координирующую роль в Арктическом совете. Как отмечает Наталья Атюшина, Польша постоянно претендует на роль медиатора диалога между полноправными членами Арктического совета и странами-наблюдателями.
Здание МИД Польши в Варшаве. Фото: Алексей Витвицкий, РИА Новости
Пропаганда или Порт?
Польша проявляет живой интерес к развитию Северного морского пути, однако сложный (или сказать прямо: плохой) характер отношений с Россией вынуждает Польшу корректировать свою политику. Определенными перспективами обладает сотрудничество Польши с Китаем и Россией в рамках Северного морского пути: польский порт Гданьск вполне мог бы стать одним из терминалов для транснациональной торговли через Северный морской путь. Несмотря на скепсис Москвы и Варшавы по этому поводу – этот вариант развития событий в долгосрочной перспективе исключать не стоит.
Впрочем, пока Польша проявляет больше активности к пропаганде и конфронтационной риторике, нежели в стремлении к взаимовыгодному сотрудничеству с Россией. Польские СМИ и аналитические центры довольно часто публикуют материалы, осуждающие геополитическую активность России в Арктике. Постоянно подчеркивается беспокойство по поводу попыток «России установить контроль над районами Крайнего Севера». Также в общественное мнение вбрасываются тезисы о беспокойстве мировой общественностью развитием военного потенциала России в Арктике.
Выступая ревностным сторонником США и участвуя в НАТО, Польша постоянно ищет свою арктическую нишу. Ее арктические перспективы зависят от эффективности политики Евросоюза и США. Главную ставку в арктической игре Варшава делает именно на американскую мощь и горизонтальные проекты со странами приарктического шельфа. Россия в арктических планах Польши присутствует скорее как конкурент, нежели потенциальный партнер.
***
Дмитрий Михайличенко, политолог, специально для GoArctic