Пережить эту долгую зиму
В условиях Крайнего Севера жизнь бездомных особенно тяжела. По этой причине тем, кто оказался на обочине жизни, крайне необходима помощь благотворительных фондов.
Фото: Анжела Коляда
Наступила календарная весна, но в Мурманской области зима и не думала отступать. В ее распоряжении еще весь март, а, возможно, и апрель. Здесь, в условиях Крайнего Севера, жизнь бездомных особенно тяжела. По этой причине тем, кто оказался на обочине жизни, крайне необходима помощь благотворительных фондов. Одной из таких организаций в Мурманске стал фонд «Добрый мир».
Президент фонда, пономарь храма Спаса на Водах Алексей Пенкин перечисляет тех, кому помогает «Добрый мир». Это бездомные, малоимущие, семьи с детьми в тяжелом материальном положении, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами, старики. Количество подопечных регулярно растет. Фонд никому не отказывает и не требует справку о доходах – волонтеры знают, что к ним обращаются люди в отчаянии, которым уже пришлось преодолеть психологический барьер.
Горячий суп и надежда
Самая главная задача фонда – это горячие обеды для бездомных. Их раздача проходит по воскресеньям в полдень по трем адресам в Мурманске и в одном месте в соседней Коле.
«В храм регулярно приходили люди и просили дать что-то поесть. На тот момент в Мурманске уже существовала организация «Улица», но понятно, что им невозможно охватить весь город. Так появилась идея создания фонда. Первый обед готовился прямо у меня на кухне, а объявления, сделанные вручную, я тогда расклеил прямо на мусорных контейнерах и у самых страшных домов на улице Подстаницкого – это бывшие общежития с выбитыми окнами. Тогда пришли шесть человек, и то они боялись, сторонились, не решались подойти сразу», – вспоминает Алексей Пенкин.
Фонд начал расти, подтянулись волонтеры, в основном, прихожане мурманских храмов. Вскоре дополнительной точкой раздачи обедов стал мурманский микрорайон Роста. Потом обеды начали привозить на улицу Радищева в так называемый Больничный городок. А осенью 2020 года после многочисленных обращений фонд начал раздавать обеды в соседнем городе Кола.
На сегодняшний день по этим четырем адресам за обедом приходят 250-280 человек. За три года работы «Доброго мира» обеды еще ни разу не отменяли и не переносили. Ни тридцатиградусные морозы, ни праздники не могут стать поводом для отмены. Это означает, что все подопечные фонда могут быть уверены – в воскресенье их ждет, возможно, единственная за неделю горячая трапеза и доброе слово. Алексей деликатно объясняет, что это дает им психологическую опору, надежду.
«Мы знаем историю почти каждого, кто приходит за обедом. Не могу сказать, что все они мечтали о таком образе жизни. Многие не справились с жизненными обстоятельствами, потерей работы, кредитами, у кого-то из них очень непростые семейные истории. Определенная часть наших подопечных оказалась в этих «гетто» из-за черных риелторов, которых недавно осудили в Мурманске. Они отбирали жилье у своих жертв, а потом свозили их в такие неблагополучные районы», – рассказал Пенкин.
Команда фонда придерживается простой идеи – помогать, не отказывая и не осуждая. Иначе, объясняет Алексей, можно докатиться до размышлений о сортах людей и о том, кто из них достоин или недостоин помощи и жизни. Мировая история уже знает, к чему приводят подобные умозаключения.
Каждое воскресенье «Добрый мир» обеспечивает едой около 400 человек, которые остро нуждаются в помощи.
Соль земли
Чтобы приготовить сотни литров супа и второго в огромных кастрюлях, накануне в субботу волонтеры фонда собираются на кухне, которую им по дружбе предоставляет местная кейтеринговая служба. За три года образовался костяк волонтеров – они близко знакомы, работают шустро, делегируют задачи, чтобы никто не скучал, а вся готовка была завершена в срок. Для новенького на кухне в этом слаженном оркестре найти занятие бывает даже сложно.
На кухне дирижирует Михаил Ларионов, он присоединился к фонду практически с самого начала. Два дня в неделю он – шеф-повар «Доброго мира», в остальное время вешает жалюзи и карнизы. О своей волонтерской работе говорит скромно, хотя Алексей Пенкин и остальные деятели фонда отзываются о нем исключительно тепло и уважительно: Михаил занимается закупкой продуктов, приготовлением горячего, проводит раздачу на улице, а потом развозит пайки по домам.
Другие волонтеры тоже не особенно распространяются. Разводят руками – зачем хвастать добрыми делами. Братья Алексей и Сергей, здесь их называют «Два капитана», ходят в море, работают в фонде в перерыве между рейсами. Пенсионерка Татьяна Рафаиловна невероятно скучала, сидя дома, но нашла возможность реализовать свою энергию. Здесь у каждого волонтера своя история, но мотивацию они объяснить не в силах – просто помогают, потому что не могут иначе, настоящая соль земли.
Все они солидарны в том, что возможность помочь другим дает им силы. Один из волонтеров говорит, что горячие обеды и сам факт помощи – это костыль для того, кто вдруг споткнулся и остался без опоры.
Особую помощь «Доброму миру» оказывают «момотята» – так в фонде ласково прозвали будущих поваров из Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота. Вообще-то Алексей Пенкин обращался в колледж за советом, когда начал готовить в больших объемах, но получил предложение о сотрудничестве. В результате «момотята» начали готовить из продуктов фонда зажарки для супов, мясные блюда, салаты. Это здорово разгрузило волонтеров, а студенты получили практику.
Мурманские предприниматели откликаются на просьбу фонда о помощи. Одна из компаний бесплатно предоставляет тару для бесплатных обедов.
Уснуть сытым
В воскресенье к полудню автомобили волонтеров, груженные горячей едой, разъезжаются по точкам. В багажнике, кроме супа и второго, большие сумки с крупными ломтями хлеба, раскладной стол и обязательные принадлежности – фартуки, перчатки, защитные маски для волонтеров.
Единственный автомобиль фонда, микроавтобус с логотипом «Доброго мира», отправляется на улицу Подстаницкого. Михаил Ларионов, сидя за рулем, переживает, что в тех дворах уж точно снежная каша и есть все шансы застрять. Волонтер Сергей невозмутимо отвечает, что подопечные фонда не бросят в беде и гурьбой вытолкают микроавтобус из сугробов, такое уже бывало.
К моменту приезда на ул. Подстаницкого уже толпятся люди. Многие пришли пораньше. У кого-то в руках выписка из больницы – жена только что перенесла инсульт, не может сама прийти на раздачу, поэтому дайте, пожалуйста, обед и для нее.
Больше сотни порций горячего обеда разлетаются за 20 минут. Еще 10 минут волонтеры ждут опоздавших, и только после этого раздают добавку, если остается.
В этот раз повезло с погодой – случилось неожиданное потепление, хотя еще неделю назад в Мурманске стояли морозы, и даже незамерзающий Кольский залив покрылся льдом.
«Помощь, конечно, нужна в любом климате, но недавно, когда было -25°, мы приехали на раздачу, а нас уже ждут. Хотелось как можно скорее раздать обеды, чтобы люди могли уйти с такого холода. Всё это время я прикидывал в голове, сколько же калорий они потратили в ожидании на улице и сколько получат с обедом», – вспоминает Алексей Пенкин.
Этой зимой в Мурманской области несколько раз ударяли сильные морозы – температура воздуха опускалась до -38 градусов.
Горизонт планирования сужается
Помощь бездомным и другим нуждающимся возможна за счет пожертвований. Только в самом крайнем случае Алексей обращается к учредителю фонда, своему другу.
В фонде подсчитали, что сейчас стоимость одного обеда не превышает 60-70 рублей. Всего расходы на воскресную раздачу еды и пайков составляют 22 тыс. рублей.
«В последние месяцы поступлений не так много. Ощутимый подъем был прошлой весной, когда началась пандемия, самоизоляция, нерабочие недели. Многие люди оказались без работы, но многие и начинали помогать. Нам важна любая помощь – пожертвования на счет фонда, продукты, военные пайки. Конечно, хотелось бы, чтобы появились постоянные меценаты, чтобы мы могли планировать свою работу», – говорит Алексей.
Тем не менее, сейчас Алексей спокоен и уверен, что помощь придет.
«На Севере – особенные люди, я уверен, а ведь жил в разных регионах России, и знаю, о чем говорю. Отзывчивые, добрые, искренние, участвующие. Помощь обязательно придет, не было еще такого, чтобы мы отменяли обед и сказали: «Простите, но сегодня ничего не будет», – объясняет он.
***
Анжела Коляда, специально для GoArctic