Сейчас в Арктике:
Ледоход

Перспектива освоения российской Арктики. Новая стратегия развития международного арктического региона

Перспектива освоения российской Арктики. Новая стратегия развития международного арктического региона
20 Апреля, 2019, 21:12
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Арктика — прекрасный, полярный, суровый и очень богатый край. Это известно, не только в России, но и далеко за ее пределами. В Арктике можно обнаружить практически любой вид природных ресурсов, и добыча полезных ископаемых может вскоре пойти здесь небывалыми темпами. Грамотные стратегии деятельности помогут использовать многие преференции, которые готова сегодня предоставить Арктика. 

Под покровом льдов и арктических пустынь сосредоточено до 20% нефтяных и более половины газовых отечественных запасов, месторождения редких металлов, золота, угля и других полезных ископаемых. Арктика дает приют множеству редких и эндемичных животных, среди которых немало обитателей морских глубин, а также растений и насекомых. Она хранит запасы воды и других природных ресурсов, располагает огромным рекреационным потенциалом.

После перестройки и последовавшего за ней распада СССР благополучное поступательное развитие Арктики резко затормозилось. Исследовательские работы и наблюдения, получившие мощный импульс в советский период, были практически прекращены: было потеряно множество полярных станций, пришли в упадок порты и инфраструктура Северного морского пути, опустели населенные пункты. Однако сегодня происходит возрождение СМП, а современные стратегии, ориентированные на развитие Арктики, обещают этому суровому краю новые перспективы.

Дальнейшее развитие этих территорий обсуждаются в рамках Арктического совета — межправительственного форума циркумполярных государств, действующего с 1996 года. В состав Арктического совета входят восемь приарктических стран, некоторые другие государства принимают участие в деятельности Совета в качестве наблюдателей.

Огромную роль в дальнейшем развитии Арктики играет Северный морской путь — единственная магистраль, являющаяся связующим звеном для всех субарктических и арктических районов России. У СМП имеется ряд неоспоримых преимуществ перед другими транспортными маршрутами с востока на запад и с запада на восток. Если прокладывать маршрут по Северному морскому пути, дистанция между портами может оказаться в два раза короче. В связи с нападениями пиратов на грузовые суда в Аденском заливе, возросшими рисками при доставке грузов и растущими расходами судовладельцев на охрану, стали актуальны другие морские маршруты, среди которых Северный морской путь.

Российские исследования и работы на арктических территориях и СМП несколько опережают положение дел у соседей по этому региону, но для сохранения преимуществ нужны серьезные шаги, направленные на оптимизацию решений насущных задач. С этой целью в 2010 году был разработан план развития Арктической зоны России (включая будущее северной морской трассы) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Он рассматривает основные риски и угрозы, приоритетные направления развития, механизмы и этапы реализации поставленных задач:

  • обеспечение военной безопасности, защиты государственной границы (в том числе по Северному морскому пути) и сотрудничество с другими приарктическими государствами;
  • развитие транспортного сообщения, строительство дорог, развитие авиации.
  • развитие связи, спутниковых систем, сети Интернет;
  • стратегия решения экологических проблем;
  • сохранение образа жизни коренных народов и мест их традиционного проживания;
  • освоение минерально-сырьевых ресурсов региона;
  • развитие туризма, включая особенности путешествия по водам региона.
Стратегия совершенствования рисует достаточно благоприятные перспективы на будущее Арктики. На сегодняшний день можно говорить не только о возвращении интереса к арктическому региону, но и о реальных шагах, предпринимаемых для выполнения программы формирования арктических территорий:
• восстанавливаются полярные станции;
• возобновлено строительство портов;
• строятся новые ледоколы;
• разработана концепция создания контейнеровозов для круглогодичной навигации в условиях Северного морского пути;
• созданы заповедники и национальные парки, в том числе предлагающие туристические маршруты.

На этом пути пока еще немало проблем, но процесс катализируется растущим интересом к Арктике со стороны государства, бизнеса, науки и общества. Значительное внимание к проблемам развития региона связано с началом с глобального потепления. Дело в том, что местные акватории могут освобождаться ото льда на срок от одного до нескольких месяцев, а это, в свою очередь, открывает новые возможности для судоходства.

Увеличение срока безледного перемещения по Северному морскому пути позволит создать более выгодные условия для круглогодичного движения морского транспорта, не говоря уже о значительной деловой активности в этой части планеты.

Конечно, проблем на данном направлении немало:

• сложность проведения и защиты государственных границ в зоне Северного морского пути;
• суровые климатические условия Арктики;
• экологическое наследие советского периода: только за первый год работ по экологической реабилитации Арктики собрано порядка 5 тонн техногенных отходов, из них 4,5 тысячи — на островных территориях;
• сложность в транспортном обеспечении;
• неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальных объектов.

Следует отметить, что проблемы Арктики на сегодняшний день влияют на жизнь людей всего мира. Стратегия освоения этого региона должна быть разработана с учетом международных правовых норм по защите биоресурсов, единственной в своем роде экосистемы, уникального морского и сухопутного мира животных и растений.

В Госдуме еще только разработан проект закона «О Северном морском пути», которым подтверждается статус Севморпути как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации в арктической зоне, где базируются силы главного, Северного флота РФ, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности России. А между тем Арктика, с ее труднодоступными, но несметными богатствами и буферным положением между основными мировыми центрами, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры. Проведенные здесь прежде морские границы все более настойчиво оспариваются. США, Канада и скандинавские страны предлагают «интернационализировать» Севморпуть, а для международного управления им создать трансарктический консорциум.

В соответствии с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга (66о33" с.ш.), площадь которого составляет 21 млн. кв. км. В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств - России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяжённость границ в Арктике имеет Россия.

Арктика играет особую роль в глобальных процессах, определяющих климат Земли. Северный Ледовитый океан сильно влияет на циркуляцию воды в Мировом океане и движение воздушных масс. Поэтому слежение за изменениями циркуляции воды и воздуха здесь должно производиться постоянно.
Россия на протяжении своей истории (от новгородской вольницы и арктических походов поморов до покорителей Северного полюса) всегда стремилась на Север. Результатом этой многовековой деятельности стало освоение приполярной зоны на протяжении без малого половины (44 %) дуги Полярного круга, что приблизительно вдвое больше, чем у следующей за ней Канады. 85 % российского шельфа приходится именно на Арктику.

Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. По данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд. баррелей, газа - 47,3 трлн. куб. м, газового конденсата - 44 млрд. баррелей. Наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов, по оценкам, располагает Россия. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1 % всех запасов Арктики. Прилегающий к территории России арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского континентального шельфа* интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн., т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн. кв. км - это наиболее перспективные участки.

В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40 %), хрома и марганца (90 %), платиновых металлов (47 %), коренных алмазов (100 %), вермикулита (100 %), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50 %), флогопита (60-90 %). Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд. т, из них 599 млрд. т – энергетических и более 81 млрд. т - коксующихся. Здесь же добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти.

Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. дол, причём две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов - 1,5-2 трлн. дол. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона.
Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска и американская камбала. Именно рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в Российской Федерации рыбной продукции.

Комментарии