Сейчас в Мурманске

05:47 -7 ˚С Погода
18+

ПМЭФ-2022: Севморпуть как международный транспортный коридор

На юбилейном XXV Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) тема Арктики, пожалуй, впервые звучала столь масштабно.

Северный морской путь ПМЭФ
Валентин Юшкевич
25 июня, 2022, 08:11

ПМЭФ-2022: Севморпуть как международный транспортный коридор
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС


На юбилейном XXV Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) тема Арктики, пожалуй, впервые звучала столь масштабно.


Поворот на Восток проходит через Север

Всего в рамках деловой программы на ПМЭФ состоялось 15 только официальных мероприятий. И одним из самых заметных среди них ожидаемо стала дискуссия на тему: «Северный морской путь: международный транспортный коридор».

Объединенный стенд российского Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики носил общее название «Арктика – территория диалога» и, тем самым, отсылал к одноименному международному форуму, который здесь же, в Санкт-Петербурге, не состоялся сначала из-за пандемии, а затем вследствие осложнения международной обстановки. Но, к чести организаторов, арктический диалог (в том числе и международный) удался в полном объеме. Во многом благодаря тому, что, как справедливо говорили все ключевые спикеры, всерьез рассуждать об освоении, развитии и сохранении хрупкой экосистемы Арктики без России насколько нелепо, настолько и невозможно.

С другой стороны, те же спикеры также единодушно отмечали, что в настоящее время Россия вступает в новую реальность и, в силу геополитических причин, делает разворот на Восток. А по меткому высказыванию главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, этот поворот «может происходить только через Север», имея в виду, конечно, Северный морской путь (СМП).

При этом, комментируя складывающуюся ситуацию для GoArctic, Алексей Чекунков излучал уверенность в наших силах: «Нынешняя ситуация, безусловно, является вызовом, безусловно, она кризисная, но убежден, что мы это преодолеем. Задачи, которые поставил президент России, будут выполнены. Будем биться за каждый проект, будем биться за каждую тонну грузопотока по Северному морскому пути и там, где необходимо, будем замещать иностранные технологии российскими, либо менять стран-партнеров. Как вы видите, десятки стран, которые присутствуют на ПМЭФ, готовы с нами сотрудничать. Это больше половины человечества, это то самое человечество, которое за многополярный мир, за справедливость и за общую неделимую безопасность».


ee9189ad.jpg

Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов и министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС


К слову, по мнению спецпредставителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, СМП – это тот случай, где от западных партнеров мы зависим меньше всего.

«Мы сейчас часто говорим об импортозамещении. Но в сфере развития Севморпути нам импортозамещение не нужно. Потому, что у нас и так все есть. У нас есть самые передовые технологии, компании, которые создают ледокольный флот. Мы здесь первые в мире. Госкорпорация «Росатом» вообще по конкурентоспособности среди мировых лидеров. Высокотехнологических, подчеркиваю, лидеров. Что в военном, что в гражданском секторе», – отметил он в ходе своего выступления, а чуть позже сослался на «общеизвестный факт, что в арктических широтах ГЛОНАСС работает лучше GPS».


Задача круглогодичности на СМП практически решена

С другой стороны, присутствующий на дискуссии генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев отметил не только готовность нашей страны к конструктивному диалогу с западными партнерами, но и наличие положительной реакции с их стороны: «Я в силу определенных причин не могу называть страны и компании конкретные, но те инвесторы, которые до 24 февраля планировали с нами работать по созданию единой транспортной системы контейнерных перевозок – они остаются за столом переговоров. Мы продолжаем консультации, и мы продолжаем выход на определенные решения. Это для меня, может быть, главный итог последних месяцев: международное бизнес-сообщество, имеющее интерес к долгосрочному использованию Северного морского пути, свой интерес не утеряло».

По словам Алексея Лихачева, «Росатом» не отказывается и от решения своей стратегической триединой задачи. На первом этапе это обеспечение круглогодичной навигации по Восточному сектору (с Западным сектором уже давно все хорошо), а затем превращение Севморпути сначала в ведущий внутрироссийский морской транспортный коридор, а затем и в международный.

При этом специально для корреспондента GoArctic зам. генерального директора ГК «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша пояснил, что задача круглогодичности на трассе практически решена.

«Если кто внимательно следил за докладом Евгения Николаевича Амбросова (прим. – зам. председателя правления ПАО «НОВАТЭК»), то они собираются в районе 2026 года на Восток отправлять до 22 судов в месяц. Как сделать круглогодичную навигацию, мы знаем, а главный вопрос, конечно, – обеспечение регулярности и коммерческой скорости».


28a5873f.jpg

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС


Обеспечивать ледовые проводки с необходимой регулярностью и скоростью будет усиленная ледокольная флотилия. На стенде неоднократно приводились цифры, что на рубеже 2030 года эту задачу будут решать 7 ледоколов проекта 22220 «Балтийского завода», не выработавший ресурс надежный ледокол «50 лет Победы» и построенный к тому времени на дальневосточной судоверфи «Звезда» самый мощный ледокол в мире «Лидер».

Причем, по словам генерального директора АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Алексея Рахманова, скоро возможность строительства крупнотоннажных гигантов, подобных «Лидеру», получит и Санкт-Петербург: «Я рад за позицию Минпромторга, что мы не можем концентрироваться только на одной дальневосточной точке и нам нужно на Северо-Западе иметь аналогичный актив. И вот «Северная верфь» будет способна строить крупнотоннажные суда», – отметил глава ОСК, имея в виду новый эллинг на «Северной верфи», в котором можно строить корабли спусковой массой до 25 тыс. тонн.


Ледовый навигатор объединит усилия разных игроков

Вообще все спикеры демонстрировали готовность к кооперации и объединению усилий, невзирая на свою ведомственную принадлежность.

«Нам, строго говоря, нужно в ближайшие год-полтора создать ледовый навигатор, похожий на то, как мы с вами, находясь в автомобиле, получаем оптимальную дорогу с точки зрения пробок, погоды, ледовой обстановки, логистики. Вот это все наша общая задача, и мы точно в одиночку ее не сделаем. И точно поделимся этим зарядом на развитие со всеми нашими партнерами – от крупнейших частных игроков до наших мощных индустриальных министерств», – отметил Алексей Лихачев, чье ведомство уже в июле этого года законодательно станет единым инфраструктурным оператором всего морского движения в высоких широтах.


337847fc.jpg

Генеральный директор государственной корпорации «Росатом», член Наблюдательного совета Российского общества «Знание» Алексей Лихачев и председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС


О курсе на интеграцию и объединение усилий говорил и Алексей Рахманов: «Есть такая технология, которая успешно применена НОВАТЭКом для строительства заводов по сжижению. То есть это бетонные гигамассивы (если хотите, искусственные острова), которые мы считаем целесообразным использовать для обустройства безопасного судовождения и, при необходимости, спасения людей не на тающем берегу (поскольку потепление идет), а непосредственно на акватории, максимально приближенной к основным судоходным путям. Мы готовы эту технологию поднять и довести ее до промышленной реализации. Тем более, что все концепции оттестированы, и мы надеемся, что ближайшая станция сейчас пойдет на точку и докажет лишний раз, что это не фантазии, которые мы придумали для красного словца. И, вкупе с плавучей атомной энергетической установкой (прим. – ПАТЭС «Академик Ломоносов»), мы имеем возможность нового позиционирования Российской Федерации в стратегическом регионе, который называется Арктика».

Таким образом, участники дискуссии продемонстрировали консолидированное понимание того, что Севморпуть – это не только строительство ледоколов для обеспечения проводок судовых караванов на юридически закрепленной трассе, но еще и комплексное решение вопросов по обустройству портов, энергетике, связи, экологии, безопасности по всему ходу так называемого Большого Северного морского пути – от Санкт-Петербурга до Владивостока. И, наверное, можно согласиться с мнением Алексея Чекункова, который обозначил эту трассу как новую «дорогу жизни»: «Я назову одну простую цифру. Уже через 5 лет стоимость товаров, которые должны проходить по Северному морскому пути, будет составлять порядка 100 млрд долларов в год. Поэтому с точки зрения экономики, безусловно, от Арктики во многом зависит будущее благополучие России», – отметил он.

А на вопрос о том, насколько Севморпуть в обозримом будущем будет развиваться как международный транспортный коридор, ответил Сергей Иванов: «Сейчас в Арктическом совете мы председатели, а остальные семь стран-членов сказали, что они с Россией больше дела иметь не хотят. Ну, не хотят и не надо. Но география от этого а) не изменится и б) рано или поздно они сами придут к выводу, что без нас вообще заниматься Арктикой бессмысленно».


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике