Почему Женева не спешит в Арктику
Пока проходят дискуссии и дебаты на тему экономической деятельности в Арктике в контексте сотрудничества с Россией, швейцарцы бездействуют.
Фото: eberhard grossgasteiger / Unsplash
Ненадежный страхователь арктических рисков
Для того, чтобы участвовать в освоении доказанных крупных месторождений газа (до 30 процентов разведанных мировых запасов) и нефти (до 22 процентов мировых запасов) в Арктическом регионе, мало простого желания. Есть, во-первых, суверенные приарктические государства с эксклюзивными правами на добычу полезных ископаемых и другие виды экономической деятельности, включая рыбную ловлю. Таких государств, как известно, восемь.
Во-вторых, есть Арктический совет (АС), Полярный кодекс, Международная Конвенция по морскому праву 1982 года. Кроме того, чтобы стать государством-наблюдателем АС, нужно обосновать свою полезность всем постоянным членам и убедить принимающие ключевые решения страны, что государство-кандидат не посягает на вмешательство в вопросы военного характера. Каждая приарктическая страна решает эти проблемы суверенно в рамках собственного законодательства, в пределах своего шельфа и территориальных вод.
В этом смысле нейтральной Швейцарии убеждать никого не пришлось. Она даже в годы Второй мировой войны старалась стоять особняком от конфликтов и быть переговорной площадкой для мировых держав, участвующих в кровопролитной бойне. Вот почему Швейцария получила официальный статус наблюдателя в Арктическом совете в 2017 году относительно легко.
Сегодня Швейцария проявляет небывалую активность в укреплении научного сотрудничества с арктическими государствами. Причины интереса страны к арктическому региону понятны. Здесь Швейцария во многом не отличается от Сингапура, который тоже находится весьма далеко от Арктического региона.
Для Швейцарии, располагающей сильным банковским и страховым сектором, одним из приоритетных направлений работы в Арктике могла бы стать возможность страхования крупных фрахтовых компаний и судовладельцев, чей крупнотоннажный флот проходит по арктическим маршрутам.
Фото: Patrick Federi / Unsplash
Швейцария обладает также уникальными технологиями прокладки газопроводов по дну морей. Не секрет, что швейцарская компания из кантона Фрибур Allseas участвовала в реализации газового проекта «Северный поток-2». Правда, из-за угрозы американских санкций швейцарцы пошли на попятную. Они испугались, и доделывать газовую магистраль другим участникам проекта пришлось своими силами.
Так же трусливо поступили и швейцарские страховщики. К примеру, швейцарская компания Zurich Insurance Group вышла из проекта «Северный поток-2», заявив в официальном пресс-релизе, что уделяет первоочередное внимание соблюдению экономических санкций, в том числе американского законодательства, и находится в тесном сотрудничестве с Государственным департаментом США. Прекратив действие страховых покрытий, которые подпадали под санкции США, швейцарцы показали, что не слишком надежны как деловые партнеры.
Берн кусает локти
Мало того, что швейцарская Allseas, прокладывающая трубы для газового проекта «Северный поток-2», лишила себя прибылей сегодня. Фирма со штаб-квартирой в городе Шатель-Сен-Дени (Châtel-Saint-Denis), располагающая самым большим в мире флотом уникальных трубоукладчиков, способных работать в открытом море и прокладывать трубопроводы по морскому дну, вряд ли будет рассматриваться Россией в качестве подрядчика для работ на Крайнем Севере впредь. А ведь такая перспектива была не иллюзорной.
Похоже, швейцарцы кусают сегодня локти. Еще и потому, что их соседи-французы устремили свои взоры в Арктику, проявляя большую заинтересованность участвовать в проектах в газоносных и нефтеносных районах на Ямале и в Баренцевом море через свою кампанию Total. Почему Франция может себе позволить действовать зачастую в разрез с позицией США, а Швейцария нет… Вопрос риторический.
Дело в том, что Соединенные Штаты имеют на швейцарские активы определенные рычаги. Банковская сфера опирается на филиалы в разных странах мира. Эта сеть часто контролируется не в кантонах, а в Вашингтоне. Вернее, в Лэнгли.
Илулиссат, Гренландия. Фото: Lisa Ouellette / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0
В стороне от «Арктического Клондайка»
И все же швейцарцы, теряя выгоду, понимают, что могут остаться в стороне от «Арктического Клондайка». В Гренландии недалеко от города Илулиссат постоянно функционирует швейцарский исследовательский лагерь. Швейцарцы понимают, что навигационный период в Арктике растягивается в интервале и что Арктическая лихорадка не возникла на ровном месте.
Отчетливо ясно и то, что услуги страхователя крупнотоннажного танкерного флота, который в скором времени пойдет целыми караванами по Северному морскому пути, может взять на себя и Сингапур, способный вытеснить Берн и Цюрих с этого рынка услуг в два счета. Сингапур, казалось бы, должен быть в стороне от Арктики по причине контроля им вместе с Малайзией и Индонезией Малаккского пролива, через который проходит четвертая часть танкерного грузооборота нефти. Ан нет...
Уникальный город-государство, порт которого является вторым в мире по объему контейнерных грузов после шанхайского, напротив, хочет принимать участие в арктических проектах по улучшению и модернизации портов. Порт ведь – это единство гавани. Акватории и водные подходы к порту бывают естественными и искусственными. Они достигают часто десятков километров и требуют капиталоемких дноуглубительных работ. Сингапур производит больше половины оборудования для глубоководного бурения в мире. А банков там не меньше, чем в Швейцарии.
Швейцарский полярный институт в Лозанне, созданный в 2016 году на базе Федеральной Политтехнологической школы, настраивает свое правительство на изменение подхода к Арктике на более прагматический. Экономика Швейцарии встроена в глобальные мирохозяйственные связи. Она зависит от наличия выгодных торговых путей, включая морские. К тому же, Швейцария — мировой центр торговли сырьем. Именно здесь расположены штаб-квартиры ведущих добывающих и торговых сырьевых компаний.
Фото: Nolan Krattinger / Unsplash
Между Швейцарией и Арктикой тает лед
Вот почему появились группы влияния, которые видят в новых климатических условиях в Арктике благоприятную возможность получить дополнительный доступ к местным ресурсам. Через инвестиции, страхование, строительство портовой и газораспределительной инфраструктуры Швейцария могла бы хорошо вписаться в арктическую гонку. Возможности для этого у богатой Швейцарии есть. Единственная проблема — перебороть свой страх перед американцами. Но с каждым годом он тает. Примерно так же, как снег на горнолыжных курортах Альп и лед в Арктике.
Геополитический антагонизм в Арктике представляет собой угрозу для бизнеса. Это понимают в Берне и Женеве. Там считают, что статус наблюдателя АС, полученный благодаря накопленным Швейцарией ноу-хау в области исследования альпийских и полярных регионов, ее финансовые и промышленные возможности позволяют действовать в регионе активнее, без оглядки на Вашингтон.
В конце концов, Швейцария — идеальная переговорная площадка, в том числе по Арктике. Она могла бы предоставлять «добрые услуги» посредника для содействия мирному урегулированию любых конфликтов, организовывать региональные консультации с участием правительств заинтересованных в мирном развитии Арктики стран. Правда, одно дело принимать гостей как гостеприимная страна, а другое — самой поучаствовать в долгоиграющих экономических программах.
Пока Женева размышляет. Для нее это неторопливое, вдумчивое, медлительное поведение — норма. Город международной многосторонней дипломатии чего-то ждет. Быть может того, что ледники в Арктике растают и растопят американское сердце, которое с барского плеча примет решение, нужное гражданам небольшого государства в Европе, и они, наконец, будут действовать так, как им выгодно.
Пока проходят дискуссии и дебаты на тему экономической деятельности в Арктике в контексте сотрудничества с Россией, швейцарцы бездействуют. Им сподручнее сегодня затрагивать нейтральные темы, как, например, судьба коренных народов Арктики, сохранение их культурного наследия и управления природными ресурсами. Научные конференции проходят без риска получить санкции. Швейцария выжидает.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic