Полярники предложили улучшить радиосвязь на Севморпути с помощью беспилотников
Ученые получили патент на идею облегчения северной навигации.

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
В Полярном геофизическом институте в Мурманске разработан проект улучшения качества и дальности радиосвязи для обслуживания судов Северного морского пути (СМП). Учёные предложили поднять в воздух беспилотники с передатчиками, которые образуют парящий волновой канал на всём протяжении водного коридора, сообщает «Октагон».
Проект полярников основан на обмене и ретрансляции сигналов в диапазоне коротких и промежуточных волн (КВ и ПВ) с береговыми радиостанциями. Антенное устройство, установленное на дронах, может обслуживать суда Северного морского пути, автомобили, геологические партии, а также удалённые пастбища оленеводов в Арктике. Согласно описанию разработки, квадрокоптеры должны зависать или передвигаться над землёй друг за другом по маршруту формирования направленного излучения.
«Связь на СМП не очень устойчива и зависит от космической погоды. Частые неоднородности в этом регионе, вспышки на солнце, полярные сияния создают помехи в радиосвязи, в том числе GPS и ГЛОНАСС, КВ и УКВ. К тому же антенные системы на судах не очень развиты. Наша более эффективна, потому что содержит больше элементов и у неё высокая направленность. На протяжении всей этой судоходной магистрали у населённых пунктов в устьях рек есть стационарные узлы связи. Можно организовать передачу сообщений с ними», – поясняют разработчики.
По мнению специалистов института, для реализации проекта на судне, следующем по маршруту СМП, достаточно четырёх-пяти дронов, которые будут передвигаться вместе с плавсредством.
«Для реализации подойдут простейшие и дешёвые квадрокоптеры с ретранслятором, грузоподъёмностью максимум 1 килограмм. Мы предлагаем несколько, чтобы создать антенную решётку типа волновой канал», – говорит Владимир Милкин, доцент кафедры радиоэлектронных систем и транспортного радиооборудования Мурманского государственного технического университета.
Вдоль Севморпути на береговых и базовых станциях работают средневолновые радиостанции, которые могут передавать сообщения о бедствии, внеочередные навигационные оповещения и штормовые предупреждения в морские спасательные координационные центры. Однако, по словам Милкина, коммуникация ухудшается за 70-й параллелью северной широты. Также проект будет интересен оленеводам, которые обычно используют УКВ-радиостанции. Имеющий её запускает квадрокоптер в случае появления помех в связи и принимает сигналы посредством мобильной антенны.