Призрак Чернобыля
Трагическое известие о пожаре на подводной лодке в Баренцевом море, предположительно именуемой «Лошарик», и гибели четырнадцати российских моряков упало на очень хорошо подготовленную для восприятия этой новости почву. Только что в мае 2019 года состоялась премьера американо-британского сериала «Чернобыль», вслед за чем прошло почти всемирное обсуждение этого произведения телевизионного искусства. Возможно, фильм обладает и в самом деле немалыми художественными достоинствами, нас в данном случае волнует не сам фильм, сколько общественный резонанс вокруг него.
Человечеству посредством «Чернобыля» в очередной раз напомнили о трагедии апреля 1986 года, которая, как можно судить из часто сегодня припоминаемого высказывания М.С. Горбачева, и явилась главной причиной того государственного обвала, который породил, с одной стороны, перестройку, с другой стороны, последующий крах Советского Союза. Чернобыль тогда был не единственной техногенной катастрофой. В августе того же года в Чёрном море потерпел крушение и затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», унеся с собой жизни 423 человек. В ноябре на станции Користовка Одесской железной дороги столкнулись два пассажирских поезда. Погибло 44 человека.
Этот список катастроф одного года с перечнем жертв переходил из статьи в статью разных советских газет того времени, их авторы доказывали, что перемены – и крупные перемены – неизбежны, прежняя система нежизнеспособна, и если ничего не менять, катастрофы будут только множиться. Сам по себе этот вывод был правильным, и если бы всё дело было в переменах и их неизбежности, с подобным выводом можно было бы согласиться. Проблема состояла в том, что таким образом советского зрителя и читателя, весь советский народ, приучали к мысли, что ему надлежит бояться самого себя, что если его страну и её население не взять под внешний контроль, под желательно чужеземную или, во всяком случае, жёсткую авторитарную опеку, то дело завершится сотней Чернобылей.
Думаю, что ровно этот же смысл имеет нынешнее воскрешение памяти о Чернобыле. Едва ли заказчики фильма хотели нанести запоздалый удар по советской бюрократической системе – задача, конечно, состояла в том, чтобы показать, что и нынешняя посткоммунистическая Россия, предоставленная самой себе, опасна для Европы и всего человечества. Что она обожжёт весь мир радиоактивным излучением, не сумев справиться со сложной техникой.
Думаю, из всех контекстов этого недоказуемого и неопровержимого, как и все мифологемы, утверждения наиболее важен именно контекст «арктический». Платформу «Михайло Ломоносов», эту плавучую электростанцию, которая в нынешнем августе выходит из Мурманска в порт Певек на северо-восточном побережьи Сибири, западные недоброжелатели уже давно называют «плавучим Чернобылем», высказывая регулярные опасения, что в случае катастрофы весь шельф Ледовитого океана окажется под угрозой, сопоставимой с ядерным ударом.
Однако этим дело не ограничивается. В рамках Арктического совета начинает активную деятельность группа экспертов, которая пытается поставить вопрос о предупреждении чрезвычайных ситуаций за Полярным кругом, связанных с возможностью распространения радиации. Наиболее активную роль в продвижении этой повестки играет наш западный арктический сосед – Норвегия. Именно её представители поставили вопрос о необходимости заключения соглашения в рамках Арктического совета о предупреждении неожиданных случаев исхода радиации. Авторы норвежского центра радиации и ядерной безопасности (Norwegian Radiation and Nuclear Safety Authority) сейчас особенно часто высказываются на тему подобного рода глобальной угрозы, вспоминая в том числе и катастрофу на борту взорвавшейся тридцать лет назад, 26 июня 1989 года, российской подводной лодки – ещё одно техногенное бедствие перестроечного времени, уже непосредственно связанное с Арктикой.
Ни у кого, собственно, не вызывает сомнения, что речь идёт о мобилизации мирового общественного мнения против России как главной военной державы в Ледовитом океане. «Баренцево обозрение», сайт которого заблокирован на территории России, опубликовало доклад, в котором содержалась констатация, что арктические воды станут самыми нуклеаризированными на планете. Конечно, главная вина за это лежит на России, которая, согласно тому же докладу, имеет уже сейчас тридцать девять средств морского передвижения с атомными зарядами, включая тридцать одну подводную лодку. Авторы доклада полагают, что это число может увеличиться в ближайшее время до семидесяти четырёх. При этом они усматривают серьёзную опасность в том, что на вооружении России продолжают находиться подводные лодки, введённые в строй ещё в 1980-е годы. Риск технологических катастроф как никогда велик, и норвежские авторы не устают пугать себя и Россию многочисленными издержками нуклеаризации Арктики, включая ту угрозу, которую она будет нести ловле трески в Баренцевом море.
Очевидно, что будет сделана попытка собрать заинтересованную группу экспертов по этому вопросу на очередном саммите Арктического совета, который должен состояться в декабре 2019 года в исландском Рейкьявике. Авторы этой инициативы будут настаивать на том, чтобы режим международного сотрудничества был распространён и на вопрос о предотвращении техногенных катастроф в Арктике, чреватых выбросом радиации. Кстати, подобный режим международного сотрудничества был установлен в 2013 году для координации усилий по ликвидации последствий разлива нефти.
И тем не менее, в это пространство вброшен страшный мем «Чернобыля», который теперь можно прилагать и к «Михайло Ломоносову», и российской Арктической зоне в целом, да и вообще к России. Реальный Чернобыль стал спусковым механизмом в кампании масштабного самоочернения СССР, которая велась с благословения советского идеологического руководства два последующих года и завершилась в 1990-м году политическим «Чернобылем» в виде объявления своего суверенитета отложившейся от центра России. Мы видим, что аналогичная кампания началась в либеральных СМИ после «Чернобыля» кинематографического. Едва ли снова стоит надеяться на положительный эффект.
Автор: Борис Межуев